logo search
основная часть(итог)

2.2. «Летняя Школа Журналистики» от еженедельника «Русский Репортер»

Летняя многопрофильная школа журнала «Русский Репортер». Этот уникальный научно-образовательный проект, собравший школьников и студентов из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Саратова, Белгорода, Новосибирска, Красноярска и многих других российских городов, носит исключительно волонтерский характер и не приносит его организаторам никаких материальных дивидендов26.

Мероприятие проводится при содействии Издательского дома «Эксперт» и администрации Тверской области и Максатихинского района.

Этот проект придумали журналисты еженедельника «Русский репортер» вместе со своими коллегами из «Учительской газеты», журнала «Огонек» и многих других изданий. На сегодняшний момент руководителями Летней школы являются следующие лица:

Основная идея проекта - создание свободного образовательного пространства, в рамках которого школьники, студенты, профессионалы свободно общаются, обмениваются опытом и создают исследования, журналистские материалы в форматах газеты, радио, телевидения, фотографии.

В рамках школы можно: посещать занятия, вести собственные занятия (например, для школьников или студентов других специальностей: физики учат чему-то журналистов, лингвисты – биологов и т.д.); участвовать в организации школы, в хозяйственной деятельности, быть кураторами школьников (наподобие вожатых в летнем лагере), принимать участие в издании газет, журналов, готовить материалы, которые потом могут быть опубликованы в «Русском репортере» и других СМИ; проводить собственные или совместные исследования, создавать основу для будущих курсовых или дипломов, участвовать в поездках и экспедициях, принимать участие в круглых столах, развлекательных мероприятиях.

Участниками данной летней школы могут быть:

Вся учеба разделена на циклы: 5 учебных дней + один выходной. По итогам каждого цикла по прослушанным курсам сдаются зачеты. На каждом отделении и мастерской есть исследовательские проекты. Сроки выполнения определяются каждой мастерской самостоятельно27.

Количество слушателей школы с каждым годом увеличивается. В данный момент их количество достигает около 1000 человек.

В структуру школы входит 18 мастерских. У каждой есть свой куратор.

Мастерские:

Мастер-классы по написанию репортажей дают сотрудники журнала «Русский репортёр» и опытные специалисты из других ведущих российских изданий.

Участники мастерской готовят к публикации проект — сборник репортажей на заданную тему. Для поиска информации к своим материалам учащиеся отправляются за пределы Летней Школы (это так называемые выходы «в поле»). Готовые тексты обсуждаются и редактируются совместно с журналистами «Русского репортера».

В 2011 году мастерская выпустила сборник «20х20» — репортажи о поколении 20-летних россиян, рассуждающих о своей 20-летней стране28.

Есть много мест, где можно научиться понимать, как пишут другие, но нет ни одного места, где можно научиться писать самому. Работа разбивается на два этапа. Сначала исследуются приемы того или иного автора. Затем, участники экспериментируют сами.

В программе мастерской: лекции и мастер-классы российских фотографов и фоторедакторов, практические занятия, знакомство с творчеством мастеров фотографии, просмотр и обсуждение работ, подготовка итоговой выставки.

Каждый участник мастерской должен снять фотоисторию или фотопроект. Мастерская длится две недели.

Кроме того, просмотр фильмов с обсуждением, беседы и лекции с гостями-путешественниками и журналистами.

Организаторами и руководителями данной мастерской является неофициальное и зарегистрированное «содружество дарителей МЫ», которое уже пятый год занимается с детьми из приютов и детских домов, помогает с домашними заданиями, общается, а также осуществляет материальную помощь.

Чтобы стать участником «Летней Школы» необходимо заполнить анкету. Анкета заполняется всеми, вплоть до руководства, и не важно какой раз участник едет на школу29. Это нужно, чтобы структурировать работу мастерских и в процессе организации не потерять и не забыть никого из участников.

Преподавателями Летней школы являются следующие лица:

«Русский репортер», директор Института общественного проектирования.

Татьяна Пичугина. Редактор портала «Наука и технологии в России» (STRF) и журнала «Российские нанотехнологии».

По окончании школы выходит печатный номер «Русского Репортера» с материалами, над которыми участники работают на протяжении школы (журнал «Русский Репортер» от 12 октября 2011 (№40).30

Основной жанр журнала «Русский Репортер» - репортаж, поэтому на протяжении школы участников учат, как правильно писать репортажи, но и на другие жанры тоже обращают внимание. Например, Участница Летней школы, Алена Лесняк, взяла интервью у архитектора из Твери Алексея Жоголева, который приехал на Летнюю Школу в 2010 году с лекцией по экологии31.

Посетив эту школу, хочется сказать, что здесь нужно оставаться самим собой. Ничего и никого не стесняться, уметь и не бояться высказывать свое мнение. Ведь девиз еженедельника «Русский Репортер», а соответсвенно и школы — ««Русский Репортер. Оставь свое мнение».

В школе вечера все творческие, скучать никому не приходится: для одних показывают кино.

Для любителей литературы проводят творческие вечера: при свечах в армейской палатке звучат стихи В. Высоцкого, И. Бродского, А. Галича, М. Цветаевой и других.

В Летней Школе есть и библиотека: любой желающий может найти себе книгу по душе.

Помимо лекций и занятий есть и свободное время, которое студенты и школьники проводят на речке Мологе, делятся мнениями о написанных материалах, строят планы на будущее.

Данная Летняя Школа не заканчивается летом. Летняя школа – это постоянный цикл проектов, которые продолжаются каждый год. Флеровские чтения, Медицинская олимпиада, Медиаполигон, «24 часа», «Летняя школа выходит на площадь» и т.д32.