logo
основная часть(итог)

Журналистское образование в России

Становление системы подготовки работников для средств массовой информации в России происходило под влиянием не только требований практической журналистики, но и того исторического курса и тех политических и социокультурных преобразований, по которому двигалась и которые переживала страна на протяжении всего ХХ столетия. Идея подготовки журналистских кадров зародилась еще на рубеже XIX-XX веков, когда страна переживала последствия серии либеральных реформ 1860-70-х годов, с которыми напрямую связывают рост газетно-журнального дела.

На основе генезиса отечественного журналистского образования в кон-тексте международного опыта подготовки работников прессы в истории становления системы журналистского образования в России выделены несколько этапов1. О них в дальнейшей части работы пойдет речь.

1. 20-30 е гг. XX века

2. 1940-80-е годы

3. с начала 1990-х годов до настоящего времени

Охарактеризуем каждый из них.

Итак, этап первый- 20-30-е годы XX века. Основной особенностью этого периода является сложившаяся к его концу разветвленная и многоуровневая система газетного образования. Она представлена учреждениями начального профессионального, среднего профессионального (двухгодичные газетные школы, газетные техникумы), высшего (институты журналистики) и последипломного (редакторские отделения курсов марксизма-ленинизма, факультет особого назначения во Всесоюзном КИЖе) образования. Каждое из перечисленных заведений специализировалось на подготовке работников определенного уровня очень разветвленной системы советских СМИ.

Второй особенностью является преобладание журналистской подготовки в специализированных учебных заведениях. Самый известным на то время являлся – Институт красной журналистики (ИКЖ).

История создания ИКЖ

Он образовался на базе московской школы РОСТА, сделавшей за полтора года своего существования (открылась 15 сентября 1919 года) четыре выпуска (136 человек). Проект Положения об институте разрабатывался весной 1921 года под руководством К.П. Новицкого, читавшего в школе газетоведение2.

После обсуждения проекта на научном совете школы и последовавшей за ним доработки специально созданной комиссией (В.П. Волгин, О.Г. Аникст, К.П. Новицкий, Н.К. Иванов) он был направлен в Главное управление профессионально-технических школ и высших учебных заведений Наркомата просвещения, откуда в первых числах марта пришло сообщение об его утверждении.

Согласно положению, управление институтом осуществлял совет его профессоров и преподавателей. Кроме них в совет в разные годы входили представители отдела агитации и пропаганды ЦК партии, Центрального бюро секции работников печати в ВЦСПС (созданная в феврале 1922 года профессиональная организация, объединявшая журналистов), а также представители от слушателей института.

В истории института можно выделить 7 периодов в зависимости от организационно-правового статуса вуза, характера руководящего курса и смены конкретных направлений его деятельности, иногда зависевших от общей ситуации в стране и в системе образования. Целесообразно дать характеристику каждого из них:

1. 1921 – конец 1923 года. Это время существования Московского института журналистики (второе название) до получения им статуса государственного вуза. Возникнув из корпоративной формы учебы сотрудников Российского телеграфного агентства, институт в первый период работы сохранял тесные связи с профессионально-журналистской средой, например с РОСТА, Всесоюзным газетным объединением и с Центральным бюро секции работников печати (ЦБ СРП). Институт относился к числу практических учебных заведений, поэтому срок обучения в нем первоначально определялся небольшой – всего год. Преподавание теоретических предметов сочеталось с практической работой: в декабре 1921 года президиум принял решение об издании по понедельникам институтской информационной газеты «Вечерние известия». Предполагалось организовать и толстый ежемесячный журнал, но это оказалось невыполнимым.

Период с 1921 по 1922 гг. был для руководства института сложным временем и это было связано с проблемой размещения студентов. Но вскоре, благодаря помощи К. П. Новицкого, все проблемы были устранены и уже в ноябре 1922 года МИЖ сделал первый выпуск из 30 человек, поступивших в распоряжение подотдела печати агитпропа ЦК. Среди них были литературовед Л.И. Тимофеева и журналист М. Б. Чарной. Однако, учитывая низкий образовательный уровень поступавших, правление института начало хлопотать об увеличении срока обучения до двух, а позднее и до трех лет. Обращаясь с этой просьбой в Государственный ученый совет, К.П. Новицкий ссылался и на западный опыт, и на решение IV Всероссийского съезда работников печати (февраль 1923 г.), принявшего соответствующую резолюцию.

  1. Конец 1923 года – весна 1925-го. В это время институт из МИЖа стал ГИЖем (Государственный институт журналистики) и в нем произошли следующие изменения: в первую очередь, увеличилось число преподавателей. Среди поступивших - будущий ректор МГУ, И. Д. Удальцов, который впоследствии стал заместителем К. П. Новицкого по учебной части. В целях материальной поддержки учебного заведения было принято решение усилить «производственную» составляющую работы. Для упорядочения руководства коммерческой деятельностью ГИЖа в 1924 году был создан издательский отдел, курировавший издательство, типографию и два книжных магазина.

Действовал отдел на началах полного хозяйственного расчета. В феврале 1924 года утвердили штат отдела из 14 человек. Типография выполняла частные заказы и заказы Госиздата. На каждом заседании правления обсуждались вопросы работы подсобных предприятий ГИЖа. К марту 1924 начала отмечаться пассивность издательского отдела, руководители отдела постоянно менялись, к концу марта 1924 года отдел вместо прибыли стал приносить одни убытки.

В институте очень часто менялось руководство и это не могло не повлиять на дальнейшую его деятельность. Неблагополучие в производственных подразделениях ГИЖа привлекло внимание сторонних и вышестоящих организаций. Объявлены были выговоры бывшему ректору Новицкому, «как проявившему бесхозяйственность, повлекшую за собой значительные убытки для государства».3

Эпоха нэпа заканчивалась, существование при ГИЖе коммерческих предприятий не соответствовало государственному и идеологическому статусу вуза. Поэтому они были обречены, но, несмотря на это, основная деятельность института продолжалась.

  1. Вторая половина 1925 года – декабрь 1928-го. Это время ректорства Сергея Дмитриевича Муравейского. Прийдя в ГИЖ из системы Главполитпросвета, Муравейский начал круто менять основания, на которых стоял вуз. Он сразу же стал строить из него Высшую партийную школу для работников печати. С приходом Сергея Дмитриевича изменился учебный план, правила приема, состав преподавателей. Было введено правило: уже после первого семестра студенты на месяц распределялись по крупным индустриальным предприятиям.

В дальнейшем в рамках этой формы учебной работы им предстояло участвовать в выпуске стенгазеты, руководить ее рабкоровским кружком. С. Д. Муравейский сделал очень много для развития ГИЖа. При нем с институтом в качестве педагогов удачно начали сотрудничать М.И. Гус, И.К. Ситковский, А.Г. Григоренко, М.И. Эйшискин, В.А. Кузьмичев, М.Б. Чарный. С.Д. Муравейский неоднократно ходатайствовал перед начальством о предоставлении наиболее перспективным из них загранкомандировок.

Также в ГИЖе были организованы вечерние курсы: они открылись 25 ноября 1926 года. Их задача: «создание достаточно подготовленных партийных редакторов фабрично-заводских газет, выдвиженцев в редакции общественной печати и кандидатов на поступление в ГИЖ». В 1926 году на эти курсы было принято 60 человек. Занятия продолжались два года. Данную форму образовательной деятельности стали именовать «вечерним ГИЖем».4

  1. 1929–1930 годы. Это время ректорства Дмитрия Александровича Розанова. При нем институт сделал два выпуска: 59 человек в 1929 году и 54 – в 1930-м. Розанов совмещал в своей биографии опыт организационной и преподавательской работы в советских вузах с опытом работы в издательствах, поэтому новое руководство ГИЖа уделяло основное внимание улучшению преподавания именно журналистских дисциплин. Для решения проблемы качественного улучшения учебной работы необходимо было первостепенное внимание уделить развитию науки. В 1929/30 учебном году при ГИЖе создается специальная научная структура – научно-исследовательский кабинет. Он состоит из двух частей: «Организация и оборудование кабинета» и «Секции и комиссии».

Время ректорства Д.А. Розанова ознаменовалось сближением института с журналистским сообществом не только в плане налаживания совместной научной работы, но и в плане отработки механизма непрерывной производственной практики студентов. Переход на непрерывную практику был одобрен правлением института под руководством В.Д. Розанова 31 января 1930 года со ссылкой на директивы партии об улучшении качества подготовки специалистов посредством введения производственного обучения. У студентов были введены дневники практики, им начислялась заработная плата.

Из года в год в институте менялся учебный план, появлялись новые предметы, соответственно нужны были и преподаватели. Данную проблему на одном из заседаний поднял преподаватель кафедры печати М. И. Гус. Ректор Розанов с пониманием отнесся к описанным проблемам, поэтому дни его ректорства были сочтены. 29 ноября 1930 года он издал приказ о сдаче дел новому руководителю института Е. А. Цехер. Началась мрачная эпоха 30-х годов.

  1. 1931 – сентябрь 1933 года. В начале нового десятилетия институту в очередной раз предстояло пережить кардинальную реорганизацию. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «О кадрах газетных работников» (11 ноября 1930 г.) на него была возложена обязанность готовить среднее звено республиканских, краевых и областных газет, а также редакторов крупных районных и городских газет. Постановлением коллегии от 1 июня 1931 года институт был переведен в разряд комвузов всесоюзного значения и Ученым комитетом по заведованию учеными и учебными учреждениями при ЦИК СССР включен в сеть учреждений Ученого комитета. Полностью был обновлен состав председателей кафедр. Институт быстро разрастался: на 1932/33 учебный год его учебная часть просила введения 167 штатных преподавательских ставок (52 профессорских, 95 доцентских, 20 ассистентских).

Важным итогом перестройки методов преподавания считалось повышение его идейно-политического уровня. Чтобы показать, что оно произошло, а «оппортунистическому извращению марксистско-ленинской теории» поставлен надежный заслон, авторы отчета приводили такой пример: преподаватель по политической работе, говоря о роли комиссаров в армии, начал цитировать Троцкого. Студенты «усумнились» в уместности цитаты и «заявили ректорату» – преподаватель был тотчас же снят с работы и получил соответствующее взыскание по партийной линии. Много места в отчете отведено под рассказ о том, как в институте развернуты социалистическое соревнование и движение «ударничества». Помогать реализации этих кампаний были призваны стенная печать и газета «Правдист».

  1. 1933 год – сентябрь 1937-го. Наконец-то у ВКИЖа появился постоянный руководитель – В.А. Нодель. Став ректором, Вульф Абрамович с энтузиазмом взялся за восстановление репутации некогда прославленного института. Под руководством нового ректора было выработано новое Положение об институте.

Институт ведет систематическую научно-исследовательскую работу в тесной связи с соответствующими научно-исследовательскими учреждениями.

C точки зрения расширения форм медиаобразовательной деятельности уместно сказать о том, что при Ноделе укрепилось во ВКИЖе преподавание радиодисциплин.

  1. Сентябрь 1937 года – июнь 1938-го. Это время ректорства О.И. Виноградовой, преподавателя новой формации, выпускницы Института красной профессуры (1934 год, специальность – преподаватель диалектического материализма).

Все последние месяцы в институте не было проректора по учебной работе. Кроме того, по состоянию на 4 марта 1938 года во ВКИЖе не было и заведующего кафедрой «Практика газетного дела» (единственная кафедра, на которой велись журналистские дисциплины).5

На судьбу института повлиял тот факт, что в апреле 1938 года Ученый комитет по заведованию учеными и учебными учреждениями при ЦИК СССР был ликвидирован. Последние два месяца ВКИЖ находился в непосредственном ведении ЦК ВКП(б). Институт был довольно крупным учреждением. При нем имелись детский сад, амбулатория, радиоузел и другие подразделения. Изучение приказов за последний календарный год существования ВКИЖа позволяет предположить, что ликвидация института была неожиданной для ее руководящих и рядовых работников, студентов. Так, 11 мая был издан приказ о порядке вселения студентов в общежитие с 1 сентября 1938 года. Приказами по институту студенты были переведены на следующий курс. Преподаватели отправлены в отпуск. Кажется, ничего не предвещало беды. Но уже 9 июня была ликвидирована аспирантура, в связи с этим отчислено пять аспирантов. 16 июня вопрос о судьбе института рассматривался на заседании Политбюро ЦК. В результате обсуждения было принято следующее решение: