logo
основная часть(итог)

Формы журналистского образования

Прежде чем говорить о формах журналистского образования, необходимо сказать о том, на какие виды оно делится. Итак, журналистское образование по степени организованности может быть: 1. Формальным (получаемым в университете). Оно подразделяется на основное и дополнительное, в зависимости от его продолжительности и получаемого документа; 2. Внеформальным (получаемым в редакциях или других структурах); 3. Неформальным (самообразование)15.

Исторически в качестве основных использовались следующие формы журналистского образования: ученичество на рабочем месте (до конца XIX века), курсовая форма (в течение первых двух десятилетий XX века), формальное журналистское образование (с 20-х годов XX века по сегодняшний день). Далее следует более подробно рассказать о каждой из перечисленных форм.

1. Ученичество на рабочем месте. Это обучение журналистским умениям в действующих редакциях путем передачи их в процессе выполнения трудовых функций от опытного журналиста начинающему. Эта форма предполагает включение обучающегося в штат редакции на особых условиях и на определенный срок в целях его обучения. В нашей стране такая форма применялась в советское время, когда студенты после прохождения теоретического курса факультета журналистики, но до итоговой аттестации, закреплялись стажерами в редакции на срок до года. Эта форма соответствует принципам деятельностной теории в отечественной психолого-педагогической науке, согласно которой - обучение деятельности должно осуществляться в процессе выполнения субъектом обучения самой этой деятельности в порядке последовательного освоения ее элементов16.

2. Вторая форма журналистского образования - курсовая форма. Это были специально созданные курсы – например, научные и практические курсы для журналистов (1905 г.) или курсы РОСТА (с 1918 г.). Курсы предполагали трехсеместровую программу для всех желающих независимо от образовательного, социального, возрастного или национального статуса. Планировались лекции по различным отраслям права (международное, финансовое, уголовное, полицейское), политической экономии, истории литературы и искусства, этике, стилистике; практические занятия по написанию материалов в разных журналистских жанрах (заметка, судебный отчет, передовая статья, рецензия), а также упражнения в корректуре, стенографировании, рисовании, фотографировании и др.

Курсы заработали с 1 февраля 1905 года в Москве, но через девять месяцев прервали свою работу из-за декабрьского вооруженного восстания. Курсы РОСТА – это некая корпоративная форма учебы образца первых лет советской власти. В их программе были лекции по организационно-экономическим основам деятельности газетной редакции и ее экспедиции, а также такие общеобразовательные и общественно-политические курсы, как экономическая и политическая география мира, история социализма, эстетика, литература и критика, история русской и зарубежной журналистики.

Со временем произошла уровневая и тематическая специализация курсов. В 1936 году в московском Коммунистическом институте журналистики (КИЖе) были запланированы трехмесячные курсы для работников областных, краевых и республиканских газет (для заведующих партотделами, отделами информации и сельскохозяйственными отделами) и двухмесячные курсы для редакторов районных газет, а в Ленинградском и Всеукраинском КИЖах – для редакторов газет политотделов, совхозов, наркомсовхозов и Наркомпищепрома.

Курсовая форма подготовки используется и в настоящее время: курсовые формы учебы осуществляются как на базе самих редакций (внутрикорпоративная учеба), так и на базе учебных заведений (при созданных в вузах факультетах дополнительного образования).

Подготовка новых работников на базе самих редакций осуществляется путем индивидуального обучения. Ученика прикрепляют к наиболее квалифицированному наставнику или включают в бригаду, где он осваивает работу. Теоретический курс ученик должен освоить самостоятельно (под руководством наставника (бригадира). При бригадной форме обучения ученики объединяются в группы, с которыми проводятся занятия квалифицированными рабочими предприятия. При обучении сложным профессиям применяется курсовая форма подготовки, которая предполагает освоение теоретического курса, проводимого в учебно-курсовых комбинатах, создаваемых министерствами и ведомствами

Что касается факультетов дополнительного образования, то они есть в ряде следующих вузов: в первую очередь, конечно же, в Московском Государственном Университете (МГУ). В МГУ факультет дополнительного образования создан в 1999 году. Факультет осуществляет образовательную, научно-исследовательскую, учебно-методическую, информационную деятельность на всех уровнях дополнительного образования; факультет дополнительного образования присутствует в Московском Гуманитарном Педагогическом Институте. Он предоставляет возможность получить необходимые навыки и знания по направлениям: иностранные языки, профессиональные программы, компьютерные курсы, тренинги и семинары; при Российском Университете Дружбы Народов (РУДН) существует институт дополнительного образования, который является структурным подразделением университета. Основная его цель - координация деятельности структурных подразделений РУДН в сфере реализации программ дополнительного профессионального образования, а также реализация собственных программ дополнительного профессионального образования; институт дополнительного образования существует и при Московском Государственном Институте Международных Отношений, и при Государственнном Академическом Университете Гуманитарных Наук.

Так как данная работа посвящена исследованию «Летних Школ Журналистики» как новому методу подготовки молодых журналистов, то целесообразно понять, к какой из перечисленных выше форм журналистского образования ее можно отнести. В «Летней Школе» все находятся по собственному желанию, здесь не ставят оценок за проделанную работу, здесь нет жесткого контроля со стороны родителей и учителей. «Летнюю Школу» можно сравнить с большой редакцией, в которой каждый день создается тот или иной продукт СМИ: газета, журнал, фото-аудио-видеоматериал. Сюда приезжают журналисты из различных СМИ, делятся опытом, дают советы, учат как правильно работать с тем или иным жанром журналистики. По этим причинам «Летнюю Школу Журналистики» можно отнести к 1 форме журналистского образования - ученичество на рабочем месте, т.е. обучение журналистским умениям путем передачи их в процессе выполнения трудовых функций от опытного журналиста начинающему.

Наиболее важное значение имеет такая форма образования, как основное журналистское образование.