logo
основная часть(итог)

Летняя школа журналистики, медиаменеджмента и pr студенческой газеты «Gaudeamus»

В данной ЛШ есть четкое разграничение участников школы и преподавателей. Преподавателем здесь может стать только тот человек, у которого есть какой-то, хоть и небольшой, опыт работы в СМИ.. Преподавателя можно узнать по специальному бейджику. Это придает школе официальность, традиционность.

Что касается мастерских, то их спектр весьма узок. По моему мнению, мастерских должно быть намного больше, ведь журналист-личность творческая, интеллектуальная, эрудированная и должен хорошо разбираться в любой сфере деятельности. В этом вопросе ЛШ еженедельника «Русский Репортер» намного уступает данной Летней Школе (о достоинствах и недостатках ЛШ РР разговор будет идти далее). Участники данной ЛШ общаются между собой только в перерывах между занятиями, нет постоянного общения нон-стоп.

Летняя Школа проходит в северной столице- Санкт-Петербурге. В этом городе находится множество известных достопримечательностей.

Одним из достоинств ЛШ является то, что в программу ЛШ входят экскурсии по городу: участники посещают музеи, храмы, гуляют и фотографируются на память на фоне Петропавловской крепости, Зимнего Дворца, Васильевского острова.

  1. «Летняя Школа Журналистики» от еженедельника «Русский Репортер»( ЛШ РР). ЛШ РР по форме проведения кардинально отличается от «Летней школы журналистики, медиаменеджмента и PR студенческой газеты «Gaudeamus». Одним большим достоинством является то, что ЛШ проходит в поле, участники живут в палатках. Поле символизирует в данном случае свободу, самостоятельность, свободу в мышлении и действиях. ЛШ РР дает право на эксперименты, если вдруг какой-то проект или работа не получится, за это никто не будет ругать. В данной ЛШ организовано большое количество мастерских, которые охватывают все науки, начиная с технических, заканчивая естественнонаучными. Сюда входит и фотожурналистика, и политоголия, и социология, и медицинские науки. Участник ЛШ может посещать занятия любой мастерской, которая ему интересна, но при этом не забывая о заданиях и работах в своей основной мастерской. Такого нет в «Летней школе журналистики, медиаменеджмента и PR студенческой газеты «Gaudeamus». Естесственно, в ЛШ РР есть определенные правила, которые нельзя нарушать (например, несовершеннолетний участник не может пойти один на речку или сесть и уехать домой). Атмосфера в школе настолько уникальна, интересна, что правила беспрекословно соблюдаются. Никому не хочется быть изгнанным из школы. Преимуществом ЛШ РР является еще тот факт, что жизнь участников в школе близка к работе сотрудника СМИ: здесь каждый день пишутся материалы разных жанров, происходят интервью с приезжими журналистами из известных изданий, верстаются газеты, проводятся опыты, ставятся спектакли, сочиняются песни, решаются задачи. Работа идет полным ходом, как в настоящей редакции: одновременно делаются несколько проектов. Благодаря этому участник может ощутить «на себе» что такое работа журналиста: непрерывные обсуждения, сбор и обработка материала. И все это у ребят получается «на ура», благодаря свежему воздуху, свободе мыслей и еще оттого, что нет очень сильного тотального контроля со стороны учителей и родителей. В перерывах между работой группа дежурных готовит еду на костре на весь лагерь. Каждый день по кухне дежурит одна мастерская. Например, понедельник-еду готовит репортажная мастерская, вторник-мастерская медицинских наук,и так далее.

Конечно, полевые условия можно отнести и к недостаткам данной ЛШ, но все-таки если, например, местом проведения школы было избрано бы другая территория, это был бы уже совсем другой проект и он не был бы таким масштабным.

Следует отметить, что атмосфера на ЛШ «РР» свободная, раскрепощенная. Каждый вправе делать то, что он хочет, но при этом уважать мнения других и не мешать работе. В данной ЛШ нет разграничения по социальному статусу, руководству школы интересен каждый участник.

  1. «Летняя школа аналитической и расследовательской журналистики» памяти Ю.Щекочихина. Данная Летняя школа схожа с «Летней школой журналистики от еженедельника «Русский Репортер» тем, что занятия и мастер-классы проходят также в полевых условиях, в раскрепощенной обстановке. Недостатки: тематика ЛШ – конкретная специализация журналистики-расследовательская журналистика. Данная ЛШ создана в память о журналисте-расследователе Ю. Щекочихине, поэтому на мастер-классах и занятиях часто обсуждаются его материалы. В школе нет четкого деления на мастерские, здесь все лекции, семинары и занятия идут общим потоком.

  2. «Летние и Зимние научные школы журналистики», проходящие ежегодно на факультете журналистики МГУ. Из всех трех вышеперечисленных «Летних школ журналистики» - это единственная ЛШ, в которой участникам предоставляются учебные материалы в виде книг, брошюр, дисков. Достоинством этой ЛШ можно назвать престиж. Занятия проходят в стенах известного на весь мир факультета журналистики Московского Государственного Университета им. М. В.Ломоносова. Руководство ЛШ сотрудничает со СМИ: ВГТРК, Огонек, Космополитен, Ведомости, Гастроном, Russia today, РИА-новости, Lenta.ru, Комсомольская правда. Участниками данной ЛШ могут стать иностранные граждане. Это тоже отличает данную ЛШ от других подобных проектов.

В заключение сравнительного анализа хочется сказать, что самым оптимальным вариантом проведения ЛШ является - «Летняя Школа Журналистики» еженедельника «Русский Репортер». Люди наслаждаются общением друг с другом 24 часа в сутки, ЛШ проходит на свежем воздухе, в поле, в котором каждый может найти себе место для уединения: подумать, отдохнуть или для того, чтобы сосредоточиться для написания статьи, репортажа.

Девиз еженедельника: «Русский Репортер-оставь свое мнение». В данной ЛШ мнение каждого важно, любой участник независимо от своего возраста или статуса может высказаться по тому или иному поводу.

По финансовым причинам «Летняя Школа Журналистики» от еженедельника «Русский Репортер» - это менее затратный проект, чем все другие ЛШ. Уже на протяжении многих лет школа проводится недалеко от Москвы, в Тверской области, куда добраться несложно. Для несовершеннолетних участников специально организовывают автобус за небольшую плату.

Что касается питания, то еду готовят сами участники, еда хоть и простая, но вкусная.

В ЛШ РР очень много мастерских, выбор разнообразный. При выборе мастерской иногда просто не знаешь на чем остановиться.

Здесь собираются очень творческие, креативные, заинтересованные люди, и, прожив один день на ЛШ, уже, сам того не замечая, ты заряжаешься идеями, начинаешь творить, писать, фотографировать, верстать…

Подводя итог проделанной работы хочется сказать, что система журналистского образования складывалась благодаря подвижническим усилиям целой когорты талантливых педагогов. Для сотрудников редакций в России, странах СНГ и за рубежом эти люди стали символами университетской юности, им посвящаются поэмы, о них рассказывают легенды, хотя многие из ветеранов первых послевоенных десятилетий и по сей день находятся в рабочем строю. Особое место следует уделить талантливому педагогу-журналисту, Симону Соловейчику, который является основателем уникальной системы воспитания, основанной на творчестве и коллективном труде. Именно его «педагогика сотрудничества» зародилась благодаря нескольким педагогическим течениям, одним из таких течений и является - Летняя Школа.

Но в то время, 1970-1980-е гг, этому течению мало кто уделял внимания, тогда были более перспективные методики преподавания: школа Монтессори (Е. Хилтунен), методика Никитиных ( Елены и Бориса Никитиных), Вальдóрфское образовáние.

Педагогика сотрудничества дала импульс творческой деятельности многих педагогов, инициировала деятельность авторских школ. ЛШ, так же, как и педагогика сотрудничества, является коллективным проектом, созданным несколькими людьми ради удовлетворения благих целей-научить, обучить, заинтересовать. ЛШ с «педагогикой сотрудничества» имеет общие черты:

На ЛШ умеют заинтересовать учением, сделать уроки более привлекательными, нескучными и познавательными. Именно здесь происходит «учение с увлечением», как называется одна из главных работ Симона Львовича Соловейчика.

На ЛШ все учатся с удовольствием, а не по принуждению. Учатся не потому, что нужно учиться, не потому, что без образования в нашей стране не проживешь, и даже не ради хороших оценок, а просто потому, что обстановка, царящая на Летней Школе, весьма необычная, располагающая к творчеству. И именно она «цепляет» школьников и студентов. Учиться в полевых условиях, без привычных дневников, без контроля родителей и учителей, учиться, именно получать удовольствие от учения, весьма заманчивая затея и, судя по количеству участников ЛШ, она многим приходится по нраву.

Летняя Школа Журналистики-это очень перспективный проект, благодаря которому люди не только получают знания в совершенно разных областях, но и знакомятся, общаются, налаживают дружеские и рабочие отношения. Здесь каждый может найти себе человека близкого по духу и мировоззрению. На ЛШ люди набираются того профессионального опыта, которого в жизни и в учебе им так порой не хватает.

Когда учиться заставляют, требуют, становиться неинтересно и скучно, а когда наукой заинтересовывают с помощью таких проектов как ЛШ, то это в корне меняет положение дел.

Педагоги ЛШ помогают сохранить участнику свою индивидуальность, а также раскрывают его таланты и способности.

Мне, как будущему журналисту, следует отметить, что ЛШ можно назвать не только образовательным, но и воспитательным проектом. Когда воспитание проводится без надзора и контроля, полностью на доверии, то результат получается очень хорошим.

Летняя Школа Журналистики очень перспективный проект, который требует закрепления знаний и продолжающейся непрерывной работы. Для удобства общения участников и руководителей в течение учебного года, автором данной работы был придуман следующий прогностический проект, новая форма продолжения проекта «Летняя Школа Журналистики»- «Интернет-сайт «ЛШ». Суть его заключается в следующем: участники ЛШ выкладывают свои материалы, сделанные за время нахождения в ЛШ. Это могут быть фотографии, статьи, репортажи, рисунки, интервью, стихотворения. Преподаватели и руководство могут оставлять свои рецензии в виде комментариев. Также на сайт открыт доступ всем тем, кто хочет начать работу в журналистике: для этого нужно зарегистрироваться и выкладывать свои работы на всеобщее обозрение, через некоторое время Вас заметят и пригласят стать участником «ЛШ».

Никакая работа журналиста не обходится без посещения различного рода мероприятий: на сайте ежедневно появляются анонсы событий.

Также, на сайте проходят он-лайн конференции, видеоотчеты об интереснейших мероприятиях из разных городов.

Поучаствовав в Летней Школе Журналистики еженедельника «Русский Репортер», я могу смело сказать что ни одному из участников не захочется тратить время на бесполезные занятия. Эти люди заинтересованы жизнью, наукой, искусством. ЛШ очень нужный и важный проект в наше время. Он помогает вырастить достойную нацию и сделать каждого человека всесторонне развитым.

Заключение

Большие конференции, проводимые в университетах, хороши, но зачастую учителям не нужны академические рассуждения и научные доклады, им нужно обменяться опытом и получить определенные навыки в конкретных областях. Именно для этого и были созданы Летние Школы Журналистики. Это очень удобный формат, не очень длинный, достаточно интенсивный и, самое главное, очень живой.

Преподавание журналистских дисциплин в вузах нуждается в собственном учебно-методическом обеспечении, и здесь явно недостаточно общей литературы по педагогике высшей школы и существующих разрозненных опытов осмысления педагогики журналистики.

Профессия журналиста требует больше практики. Только тот человек который много общается и общается не только со сверстниками, но и с людьми старшего поколения, не боится вступать в споры, не стесняется высказывать свое мнение, не боится пробовать себя в разных жанрах, проявляет интерес к окружающей себя действительности, читает много разной и разнообразной литературы, может стать настоящим профессионалам своего дела, добиться больших успехов в такой непростой профессии, какой является профессия журналиста.

Хочется добавить, что благодаря ЛШ автор работы не только познакомилась с новыми людьми, расщирила круг общения и знаний, но и еще раз поняла-что журналистика это действительно та область, которой хочется посвятить всю жизнь. Хочется писать, редактировать, брать интервью, фотографировать, монтировать, доказывать на «планерке» свою точку зрения, развиваться, путешествовать, самореализовываться….

Летняя школа позволяет экспериментировать, выдвигать новые идеи, перенимать опыт общения, приобретать профессиональный опыт, развиваться в той или иной области, учить и учиться. Все это очень важно в работе журналиста.

После всего описанного можно сказать, что ЛШ является современным, новым, своеобразным, нетрадиционным методом обучения журналистики. Именно вот так: в полевых условиях, записывая репортаж на «коленке» журналист набирается профессионального опыта, который ему пригодится в жизни; побывав в ЛШ можно посмотреть на работу журналиста изнутри, изучить все ее тонкости, что порой нельзя сделать в редакции или обучаясь в университете. В ЛШ школьники, мечтающие освоить профессию журналиста, учатся, не стесняются спрашивать, студенты знакомятся с азами профессии на практике, которой им не хватает порой в вузе и решают в каком они жанре журналистике в будущем себя видят. Выпускникам предоставляется возможность закрепить полученные знания и узнать много нового.

В процессе написания работы были выполнены все поставленные цели и задачи.