logo
основная часть(итог)

2. Второй этап - 40-80-е годы хх в.

Внедрение журналистики в университеты на новом этапе началось с создания соответствующих факультетов или отделений при филологических факультетах и кафедр. 1 ноября 1944 года началась подготовка журналистских кадров в Белорусском государственном университете. Первыми преподавателями отделения стали известные ученые и педагоги: М. Г. Ларченко, В. В. Гуторов, М. И. Жиркевич, И. В. Зазека. Первым деканом был преподаватель М. В. Лис, заведующим отделением журналистики – доцент Д. Я. Факторович. 5 апреля 1946 г. образована кафедра журналистики. В 1949 г. состоялся первый выпуск студентов-журналистов.

В конце 1920-х годов был поставлен вопрос о создании отделения журналистики на филологическом факультете Ленинградского Государственного Университета. К этому времени здесь были уже кадры, способные преподавать почти весь основной цикл необходимых дисциплин для подготовки журналистов, читались лекции, проводились семинарские занятия по этой специализации. Уже в 1920-е годы на филологическом факультете читали лекционные курсы проф. Л. К. Ильинский, известный историк, библиограф и статистик, — «Теория и практика газетного дела», «История русской критики и журналистики»; проф. В. Е. Евгеньев-Максимов, крупный литературовед, — «История русской журналистики», «История критики и публицистики», «Н. А. Некрасов и его журналистика». Особенно плодотворным был вклад в историю журналистики В. Е. Евгеньева-Максимова (1883–1955), создавшего такие труды, как «Очерки по истории социалистической журналистики в России XIX века», «Некрасов как человек, журналист и поэт», «„Современник“ в 40–50-е гг.: От Белинского до Чернышевского» и др. Проделанная Евгеньевым-Максимовым историко-методологическая работа позволила ученым филологического факультета создать накануне Великой Отечественной войны коллективный фундаментальный труд «Очерки по истории русской журналистики и критики. Т. I. XVIII век и первая половина XIX века».

Все эти научные достижения осуществлялись с учетом не только филологических, но и журналистской специализации. Последнее проявлялось в том, что филологи осваивали историю журналистики, разные жанровые модификации публицистики, литературную критику, наконец, проходили практику в печати и нередко становились сотрудниками издательств, журналов и газет, т. е. так или иначе филологический факультет постоянно поставлял кадры в журналистику.

Например, О. Ф. Берггольц: будучи студенткой филологического факультета практиковалась в печати Владикавказа, Казахстана, а после его окончания работала в газете завода «Электросила». Берггольц оставила не только богатое поэтическое, но и публицистическое наследие. Среди произведений: «Глубинка» (1932; сборник очерков, написанных в Казахстане), «Стихотворения» (1934; сборник лирики), «Журналисты» (1934; повесть).

На отделении журналистики были созданы две кафедры: теории и практики партийно-советской печати (заведующий кафедрой-доцент, высококвалифицированный научный работник в области журналистики, имеющий длительный стаж (свыше 15 лет) по подготовке кадров для советской печати и истории русской журналистики, П. Ю. Хавин) и истории русской журналистики (заведующий кафедрой - В. Е. Евгеньев-Максимов, крупный литературовед).

К 1945 году отделение журналистики полностью сформировалось. Первым годом обучения стал 1946/1947 учебный год. На отделение принималось 25 абитуриентов.

В октябре 1961 г. отделение журналистики филологического факультета ЛГУ отметило 15-летие. Этим событием и завершилось его существование. 18 ноября приказом МВО оно было преобразовано в факультет журналистики. К этому времени в его штате было 16 преподавателей, 4 лаборанта, заведующий практикой, 4 мастера.

Структура факультета развивалась медленно, но несмотря на это, третья кафедра - стилистики и редактирования — была организована уже в 1961 г. Ею стал заведовать В. А. Алексеев. В 1968-69 гг. создаются кафедры: техники производства и оформления газет и организации средств информации (заведующий — Б. А. Вяземский, практик-журналист, имевший также большой педагогический стаж). Он учил азам журналистики: знанию ее производственного процесса, шрифтов, макетирования газеты и журнала, редакционной работы и др.), радиовещания и телевидения (заведующий — В. Б. Дубровин).

В 1975 году факультет совершенствовал учебный план и в него были введены следующие предметы: «Актуальные проблемы современной советской журналистики»; «Научные основы пропаганды и современная идеологическая борьба»; «Партийное и советское строительство»; «Основы конкретных социологических исследований»; «Критика современной буржуазной философии»; «Критика современных буржуазных концепций журналистики»; «История международных отношений»; «История печати народов СССР»; «Социальная психология».

Следующая кафедра - зарубежной журналистики - начала функционировать лишь в 1981 году.

В 1991 г. образовалась кафедра социологии журналистики (заведующий — С. Г. Корконосенко).

Следует отметить, что факультет журналистики не сразу отделился от филфака. И на это был ряд причин: не хватало аудиторного фонда, была слабая материальная база. Случалось так, что журналисты слушали лекции, кроме специальных, вместе с филологами.

Деканом факультета журналистики стал Александр Федорович Бережной, член Диссертационного совета факультета журналистики, член Академии гуманитарных наук, доктор филологических наук. Он возглавлял факультет с 1961 по 1977 гг.6 Бережной быстро включился в совершенствование учебного процесса, был инициативен, энергичен, трудолюбив, не боялся взять ответственность на себя в любом деле. Успевал не только решать учебно-производственные, организационные, хозяйственные вопросы, но и активно, всесторонне и плодотворно заниматься наукой: из-под его пера вышли сотни научных статей, более 30 книг. Бережной подготовил 5 докторов, 25 кандидатов наук.

А.Ф. Бережной ушел с поста декана в 1977 г., пробыв на нем 16 лет, фактически создав факультет.

После ухода Александра Федоровича, его обязанности стал исполнять кандидат филологических наук, доцент, Алексеев Валентин Александрович. Он пробыл деканом с 1977-1979 гг.

Ленинградский факультет к этому времени имел 5 кафедр, его преподавательский состав вырос количественно и качественно: большинство было кандидатами наук.

После ухода Валентина Александровича на пост декана требовался доктор наук. На факультете такого человека не оказалось.

Парткомом университета и ректоратом был избран В. Н. Козлов, доктор исторических наук, профессор, имевший немалый опыт работы в журналистике. Он возглавлял факультет с 1979 по 1984 гг. и на первых порах внес в развитие факультета важный вклад: добился нового помещения и оборудовал телевизионную студию для кафедры радиовещания и телевидения, которая успешно вписалась в учебный процесс.

Казалось бы, коллективно была выработана и оглашена программа деятельности факультета на ближайшее будущее. Но одно дело заседать, другое — воплощать задуманное в жизнь. К этому новый декан оказался мало способным.

На новый срок деканства В. Н. Козлов не прошёл.

В 1984 году снова сменился декан. На сей раз им стал кандидат философских наук, Комаров Владимир Георгиевич. Он прослужил на факультете 4 года - с 1984 по 1988 гг.

С 1988 по 1989 гг. факультет возглавляет доктор философских наук, профессор, Солонин Юрий Никифорович.

С 1990 по 1995 - доктор исторических наук, профессор, Летенков Эдуард Васильевич.

С 1996 по 2010 гг. исполнять обязанности декана стала Марина Анатольевна Шишкина. В это время на факультете произошли серьезные изменения: факультет получил правомочия юридического лица, т. е. он мог автономно выйти на образовательный рынок, внутри факультета была проделана значительная работа: налажена финансово-отчетная система, созданы своя бухгалтерия, хозяйственно-финансовая комиссия, которая вырабатывает стратегию использования заработанных факультетом средств, готовит бюджет, представляет его на утверждение Ученого совета, отчитывается на нем о его выполнении, стремится учесть пожелания по совершенствованию оплаты труда; на факультете введена современная выплата зарплаты. Поступление средств позволило активизировать ремонтные работы, закупку необходимых учебному процессу оборудования и техники, рост зарплаты преподавателей и сотрудников, а также факультет обзавелся современной типолабораторией, ставшей мини-типографским комплексом, который обеспечивает учебной, методической и научной литературой факультет, выпускает продукцию более 500 печатных листов в год; продюсерским и компьютерным центрами.

28 декабря 1999 г. она защитила докторскую диссертацию «Связи с общественностью в системе социального управления» по специальности «Социология управления».

Уже в 1997 г. была подготовлена и открыта новая образовательная программа «Связи с общественностью» (СО), на следующий год — программа «Международная журналистика». Обе востребованы до сих пор образовательным рынком. В учебный план в связи с этим вводились новые дисциплины: «Международное право», «Культура делового этикета», «Маркетинг», «Менеджмент», «Психология рекламы и СО» и др.

М. А. Шишкина инициирует создание на факультете в 2001 г. еще одной, восьмой кафедры — теории коммуникаций. Ее заведующим становится профессор, доктор социологических наук Д. П. Гавра.

В 2005 году была создана еще одна специализация – по рекламе. С этого времени факультет становится основным, наиболее авторитетным центром подготовки специалистов по рекламе на северо-западе страны. За прошедшие годы создана первая в Санкт-Петербурге школа подготовки специалистов по связям с общественностью.

В 2006 году была создана кафедра английского языка.

С 2010 гг. по н.в. деканом факультета журналистики Санкт-Петербургского Государственного Университета является Пую Анатолий Степанович, доктор социологических наук, профессор директор Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций.

Уже в сентябре 1947 года на филологическом факультете Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова создается отделение журналистики. Заведующий отделением - старший преподаватель Тимофей Иванович Антропов. С первых же дней создания отделения, кроме основных филологических и исторических дисциплин, были введены курсы по истории русской и советской журналистики. Университетской программы для этой учебной дисциплины тогда еще не существовало, его основу составили лекции и программа по журналистике Высшей партийной школы. В 1950 году студенты-журналисты прошли свою первую производственную практику в редакциях центральных и областных газет. С этого времени у студентов 3-х и 4-х курсов практика стала обязательной. В 1952 году Распоряжением Совета Министров СССР на базе отделения журналистики филологического факультета Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова и редакционно-издательского факультета Московского полиграфического института создан факультет журналистики. В 1953 году создана кафедра редакционно-издательского дела. В 1954 году - литературное объединение студентов факультета. В 1955 году создана кафедра истории зарубежной печати и литературы. Заведующий - доцент Ясен Николаевич Засурский. В 1956 году он стал заместителем декана. С 1964 по 2007 год занимал должность декана факультета. С 2008 года по настоящее время эту должность занимает выпускница факультета журналистики университета, доктор филологических наук, профессор, Елена Леонидовна Вартанова.

В 1956 году на факультете открыты заочное и вечернее отделение. В 1958 году - кафедра радиовещания и телевидения, в 1962 – кафедра газетного дела и средств информации. В 1963 году на базе кафедры партийно-советской печати созданы кафедры теории и практики партийно-советской печати и истории партийно-советской печати. С 1966 - начато издание журнала «Вестник Московского университета. Серия «Журналистика»», в этом же году создан Научно-методический совет государственных университетов СССР по журналистскому образованию. С каждым годом факультет развивается все больше и больше: появляются новые дисциплины, новые преподаватели. В 1997 году, в честь 50-летнего юбилея факультета, вышла книга «Полвека на Моховой» (1947-1997), посвященная преподавателям факультета и семнадцати тысячам его выпускников: корреспондентам печати, радио, телевидения, редакторам, ответственным секретарям, фотокорреспондентам. В очерках, эссе, заметках и многочисленных фотографиях отражена не только жизнь факультета, но и реалии журналистики на протяжении полувека.

В середине девяностых годов на факультете создаются и активно развиваются международные центры, в которых студенты изучают язык, СМИ и культуру других стран: открылись Свободный российско–германский инсти-тут публицистики (1994), Французский коллеж журналистики (1994), Центр финско–российских исследований журналистики, массовых коммуникаций и культуры.

Сегодня в составе факультета 15 кафедр. На факультете работают учебные теле-и радиостудии, типография. Существует лаборатория медиакультуры и коммуникации, оснащенная новейшим оборудованием.

Ведущее направление в профессиональной подготовке журналистов занимают дисциплины специализации. Лекции и практические занятия по-строены таким образом, чтобы студенты освоили как теорию, так и практику журналистики и других видов массовой коммуникации, приобрели навыки практической работы в СМИ.7

В 1998 году за многолетнюю лекционную, педагогическую и научно-исследовательскую деятельность премия имени М.В. Ломоносова присуждена декану факультета журналистики профессору Ясену Николаевичу Засурскому.

Также следует отметить, что в процессе развития факультета выходят различные научные издания, монографии, труды преподавателей и специалистов в сфере журналистики: «Жанры периодической печати» A.A. Тертычного, «Система средств массовой информации в России» под редакцией Я.Н. Засурского и М.В. Шкондина, «Русская проза Владимира Набокова» С.А. Мулярчика, «Три века московской журналистики» Б.И. Есина и И.В. Кузнецова, «Основы информатики» P.C. Гиляревского, «Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология» Л.И. Рахмановой и В.Н. Суздальцевой, «Русский язык. Орфография и пунктуация» Д.Э. Розенталя, И.Д. Голуб, «Стилистика русского языка» Г.Я Солганика.

Развитие Интернета улучшило учебный процесс: создана сеть, обеспечивающая широкий доступ к электронной почте, открылись перспективы для новых подходов к проблемам информации и коммуникации в условиях информационного общества.

Особенно бурный рост новых отделений и факультетов журналистики начался в 60-е годы - годы хрущевской «оттепели». К середине 60-х годов началась подготовка, сначала в МГУ, потом и в других крупных университетах, журналистов для радио и телевидения. Стали появляться новые отделения и факультеты в Воронежском, Дальневосточном, Иркутском, Казанском, Кишиневском, Ростовском университетах.8

В 70–80-х годах увеличилась в типовом учебном плане доля собственно журналистских дисциплин. На факультетах стали преподавать экономику отечественных СМИ, социальную психологию, правовые основы журналистики, историю зарубежной журналистики, профессиональную этику журналиста, историю отечественной журналистики, основы дизайна СМИ, риторику, логику.

3. 1990-е годы по настоящее время. С начала 90-х годов ХХ в. началась трансформация советской системы образования в многоуровневую, существующую на принципиально новом нормативно-правовом фундаменте и в отличном от прошлого социокультурном контексте: монополия государства на образование была разрушена, высшие учебные заведения получили большую самостоятельность. Журналистское образование перешагнуло рамки классических университетов и государственной образовательной системы, стало более массовым и доступным.

В данной работе следует сказать о негосударственных вузах, которые начали появляться и развиваться в конце 1990-х годов. За 20 лет своего существования их популярность сильно возросла. Негосударственные вузы имеют ряд преимуществ перед государственными: привлекательные условия обучения, цена образовательных услуг и высокое качество образования, а также активное внедрение инновационных технологий в обучение студентов. Одним из таких вузов является Университет Российской Академии Образования, о котором дальше пойдет речь.

В 1989 году состоялось рождение Российского открытого университета, предшественника современного УРАО. Это стало сенсацией мирового масштаба.

С тех пор появлялись и растворялись в небытие многочисленные конкуренты УРАО, принципы преподавания Российского Открытого Университета трепетали на победных знаменах. Между тем, Университет жил, выжил, окреп и по-прежнему остается флагманом отечественного образования9.

Прежде чем говорить о структуре университета, хочется сказать о ректоре, о человеке, который не только является создателем университета, но и человеком, который очень много сделал для его развития.

Борис Михайлович Бим-Бад - российский педагог, действительный член (академик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор. В 1964 году закончил исторический факультет Московского Педагогического института.

С 1965 года пишет статьи по педагогике в «Учительскую газету» и в «Преподавание истории в школе». В 1970-м защитил кандидатскую по современной зарубежной методике истории. В этом же году под влиянием Эвальда Васильевича Ильенкова, советского философа, увлекся педагогической антропологией и классической философией человека. Во главе с Ильенковым в течение 17 лет работал со слепоглухими студентами психологического факультета МГУ, сотрудничал с детским домом для слепоглухих детей в Сергиевом-Посаде, а также с лабораторией при дефектологическом институте.

В 1989 году создал Российский Открытый Университет и зарегистрировал его, как «малое предприятие». До января 1992 года поступление в РОУ было свободным для всех, без каких-либо конкурсов, отборов и экзаменов, вне зависимости от уровня образования абитуриента, места проживания и гражданства, состояния здоровья и социального статуса, юридической правоспособности. Для поступления в РОУ достаточно было прислать заявление с просьбой о зачислении. Полностью освобождались даже от очень небольшой платы за обучение в РОУ инвалиды, неработающие пенсионеры, школьники, заключённые и беженцы.

В первые три года в РОУ училось более 100 000 человек.

Экономический кризис 1998 года не обошел стороной университет: пришлось ввести платное обучение и число студентов резко сократилось.

Благодаря инициативе и содействию первого президента Российской академии образования — Артура Владимировича Петровского — РОУ слился с Институтом повышения квалификации педагогов и психологов при академии. Он стал называться «Университет Российской академии образования» (УРАО).10

Создание УРАО стало хорошим информационным поводом для журналистов тех лет, о нем писали следующие газеты: «Известия» «Вечерняя Москва», «Российская газета», «Водный транспорт», «Московская Правда», «Вперед», «Поиск», «Аргументы и Факты», «Учительская газета», «Голос», «МSV reporter», «Newsweekly», «The Free Press», информацию об университете можно было услышать по радио «Юность», «Маяк», «Эхо Москвы», «Радио России», «Благовест».

В стенах университета действует Международный Педагогический пресс-клуб, едва ли не единственная в нашей стране независимая общественная организация, члены которой воспринимают педагогику во всей полноте ее проблем.11

Сегодня в УРАО существует 12 факультетов, среди них-факультет журналистики. В данной работе следует рассказать о его развитии и становлении.

Факультет журналистики функционирует в университете уже 22 года, год рождения факультета -1989. Основателем факультета журналистики является Борис Михайлович Бим-Бад. Как было отмечено выше, с 1965 года «Учительская газета» публикует статьи Бориса Михайловича по педагогике. Таким образом, Бим-Бад привлек к деятельности университета главного редактора «Учительской газеты», Владимира Федоровича Матвеева, а затем и других сотрудников газеты.

Именно в этой газете В. Ф. Матвеев вместе с Симоном Соловейчиком, российским публицистом, педагогом, философом, создали «педагогику сотрудничества». Педагогика сотрудничества началась с коммунарского движения – уникальной системы воспитания, основанной на коллективном творчестве. Коммунарское движение было удивительным феноменом общественной жизни СССР периода «оттепели». Это неформальное педагогическое движение, основанное на экспериментальных методиках, выработанных в 1957 г. доцентом Ленинградского института педагогики и психологии им.А.И.Герцена Игорем Ивановым. В методическом плане коммунарское движение совмещало элементы движения скаутов, педагогики творчества, групповой психотерапии и развивающей игры.12

Суть педагогики сотрудничества заключается в раскрытии сил и таланта самого человека, а не в стремлении соответствовать внешним требованиям или стандартам. Симон Соловейчик попытался предложить модель образования, в которой ребенок и взрослый – равные сотрудники, а не подчиненный и начальник.

Впоследствии они стали привлекать к своей работе и других педагогов- журналистов: Татьяна Миледина, Елена Хилтунен, Лена Комарова, Антон Зверев, Ирина Ханхасаева, Ольга Ивановна Челпанова, Ольга Мариничева, Валерий Хилтунен.

Все это отразилось на развитии и становлении факультета журналистики УРАО: на факультете царила очень творческая атмосфера, все были поглощены в профессию, занимались общественной деятельностью, выпускали газету «Татьянин День».

Особое «выражение лица» придал факультету известный журналист, Академик Международной академии телевидения и радио, сотрудник «Комсомольской правды», «Литературной Газеты», член союза журналистов России, редактор газет «Педагогический калейдоскоп», «Критическая масса», Валерий Рудольфович Хилтунен. Он преподавал и осуществлял различные образовательные гуманитарные проекты. Например, Всемирная духовная академия Ландегг (Швейцария), Институт Европы (Греция), а также сотрудничал с международными программами («Новый Ковчег»).

За время своей работы в университете к деятельности факультета журналистики он приобщил журналистов из журнала «Журналист». Вскоре в этом журнале стали выходить учебные материалы для студентов факультета.

После Валерия Рудольфовича факультетом стала управлять Т. И. Матвеева. Она работала очень преданно, относилась к студентам по-семейному, каждому старалась уделить максимум внимания.

В 1998 году на телеэкранах страны появилась молодежная телепередача авторского телевидения «Акуна Матата».

О цели этой передачи газете «Известия» рассказал Борис Михайлович Бим-Бад:

«Наш университет создавался прежде всего в расчете на тех, кто стремится к хорошему образованию, но вынужден совмещать учение с работой. Заочнику не хватает общения со своей альма-матер. Телевидение дает ему ощутить эту связь с нами. Мы рассылаем студентам расписание передач, даем по ним свои задания. А сама атмосфера диспута заставляет рассматривать любую проблему с разных сторон. И тут интересы наших студентов полностью совпадают с интересами широкой молодежной аудитории».13

Студенты факультета журналистики издавали студенческую газету «Татьянин день». Идея увеличить шансы для талантливых молодых людей родилась именно здесь. В «Татьянином дне» печатались значимые события в жизни студентов факультета. Например, в одном из номеров (январь 1999) были напечатаны заметки с конференции, организатором которой являлся факультет бизнеса, маркетинга и коммерции (БМиК):

«На конференции были представлены различные подходы к вопросам состава и методики преподавания экономической теории. На пленарном заседании преподаватели делились своим опытом в проведении деловых игр со студентами. Цель таких игр - «превратить учебный процесс из «школы памяти» в «школу мышления»».14

К 1999 году творческая атмосфера на факультете начала потихоньку разрушаться, своеобразие ушло в прошлое, государственные органы давили своими полномочиями на руководство университета.

Из-за этого старые, маститые журналисты стали уходить, кто по состоянию здоровья, кто по другим причинам.