2.2. «Летняя Школа Журналистики» от еженедельника «Русский Репортер»
Летняя многопрофильная школа журнала «Русский Репортер». Этот уникальный научно-образовательный проект, собравший школьников и студентов из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Саратова, Белгорода, Новосибирска, Красноярска и многих других российских городов, носит исключительно волонтерский характер и не приносит его организаторам никаких материальных дивидендов26.
Мероприятие проводится при содействии Издательского дома «Эксперт» и администрации Тверской области и Максатихинского района.
Этот проект придумали журналисты еженедельника «Русский репортер» вместе со своими коллегами из «Учительской газеты», журнала «Огонек» и многих других изданий. На сегодняшний момент руководителями Летней школы являются следующие лица:
Александр Серкин – директор ЛШ «Исследователь». Преподаватель кафедры МПИ в МГПУ, преподаватель обществознания в средней школе.
Григорий Тарасевич – директор ЛШ журнала «Русский Репортер». Редактор отдела науки в РР, преподаватель географии в средней школе.
Ирина Маслякова – зам. директора. Преподаватель математики в РЭА им. Плеханова.
Юрий Романов – зам. директора. Зам. декана истфака МПГУ, преподаватель истории в лицее.
Александр Пятаков – руководитель физического направления. Доцент физфака МГУ.
Наталья Корчагина – руководитель социального блока. Магистрант МГПУ, преподаватель истории в школе.
Артем Акшинцев - руководитель медицинского блока. Студент РУДН.
Эрика Голдахе - руководитель журналистского блока. Студентка БелГУ
Основная идея проекта - создание свободного образовательного пространства, в рамках которого школьники, студенты, профессионалы свободно общаются, обмениваются опытом и создают исследования, журналистские материалы в форматах газеты, радио, телевидения, фотографии.
В рамках школы можно: посещать занятия, вести собственные занятия (например, для школьников или студентов других специальностей: физики учат чему-то журналистов, лингвисты – биологов и т.д.); участвовать в организации школы, в хозяйственной деятельности, быть кураторами школьников (наподобие вожатых в летнем лагере), принимать участие в издании газет, журналов, готовить материалы, которые потом могут быть опубликованы в «Русском репортере» и других СМИ; проводить собственные или совместные исследования, создавать основу для будущих курсовых или дипломов, участвовать в поездках и экспедициях, принимать участие в круглых столах, развлекательных мероприятиях.
Участниками данной летней школы могут быть:
Преподаватели школ и вузов;
Ученые (физики, историки, социологи, биологи, психологи, математики, астрономы и др.);
Представители «прикладных» областей: врачи, маркетологи и др.;
Журналисты (еженедельник «Русский репортер» и другие СМИ);
Ученики старших классов, студенты, аспиранты
Вся учеба разделена на циклы: 5 учебных дней + один выходной. По итогам каждого цикла по прослушанным курсам сдаются зачеты. На каждом отделении и мастерской есть исследовательские проекты. Сроки выполнения определяются каждой мастерской самостоятельно27.
Количество слушателей школы с каждым годом увеличивается. В данный момент их количество достигает около 1000 человек.
В структуру школы входит 18 мастерских. У каждой есть свой куратор.
Мастерские:
Медицинское отделение. Деятельность этого отделения посвящена мероприятиям, которые помогают поэтапно ввести школьника в медицинскую среду, укрепить имеющиеся знания, пробудить интерес к окружающей среде. На медицинском отделении учащимся средних и высших классов предоставляется возможность проникнутся профессией врача такой, какова она сейчас является. Происходит это через ряд лекционных циклов, семинаров с практическим материалом и через другие, менее формальные методы. Первенствующие знаниями, которые усваивает школьник на начальном этапе обучения, устанавливаются в области химии и биологии.
Экомастерская «ЭКОС». Основным мотивом проекта является эколого-просветительская деятельность среди студенчества. Большую часть аудитории составляют именно студенты экологи. Также в проекте принимает участие большое количество экологов, защитников прав природы, естествоиспытателей — людей самых разных специальностей, уже трудящихся на ниве защиты нашего дома — Земли. Лекции и семинары проводят как первые, так и вторые. Здесь равны все, и в почёте тот, кто обладает большим количеством информации и готов ей делиться.
Мастерская Репортажной Журналистики. Мастерская ориентирована на студентов старших курсов факультетов журналистики, молодых сотрудников редакций, а также людей, уже имеющих некоторый опыт журналистской работы. В программе профильные лекции по стилистике, психологии журналистики, истории журналистики, социологии, а также лекции по предметам из других профессиональных областей, направленные на удовлетворение репортёрского любопытства, расширение кругозора и развитие эрудиции.
Мастер-классы по написанию репортажей дают сотрудники журнала «Русский репортёр» и опытные специалисты из других ведущих российских изданий.
Участники мастерской готовят к публикации проект — сборник репортажей на заданную тему. Для поиска информации к своим материалам учащиеся отправляются за пределы Летней Школы (это так называемые выходы «в поле»). Готовые тексты обсуждаются и редактируются совместно с журналистами «Русского репортера».
В 2011 году мастерская выпустила сборник «20х20» — репортажи о поколении 20-летних россиян, рассуждающих о своей 20-летней стране28.
Лаборатория «ТЕКСТ». Лаборатории «Текст» сконцентрирована на работе с текстом как материей. На примерах мастеров слушатели курса учатся вычленять хитрые приемы литературного мастерства и применять их на практике.
Есть много мест, где можно научиться понимать, как пишут другие, но нет ни одного места, где можно научиться писать самому. Работа разбивается на два этапа. Сначала исследуются приемы того или иного автора. Затем, участники экспериментируют сами.
Школа научной журналистики. Журналистика — это, прежде всего, опыт. Именно обмен опытом и является основным принципом, на котором построена мастерская научной журналистики. Кроме гостей летней школы (учёных, научных журналистов и т.п.) лекции читают и сами участники. И пускай не каждый участник может с уверенностью считать себя экспертом в той или иной области, главное — он может поделиться своими знаниями с другими. Мастерская научной журналистики объединяет вместе математиков, физиков, лингвистов, медиков и т.д., и, естественно, журналистов, которые стремятся писать о науке. Полученные знания и навыки участники применяют для выпуска научно-популярного журнала, который выходит в конце каждого цикла.
Мастерская политологии и социального анализа. На данной мастерской участников обучают расширению пределов мышления. Мастерская состоит из трех частей: лекции, практические, полевые задания и просмотр кинофильмов с последующим их обсуждением. Преподавание ведут практикующие политологи и сотрудники научных учреждений. Сюда приглашаются все, интересующиеся механизмами функционирования современного мира, умеющие или желающие научиться критически мыслить и те, кто с детства хотел стать президентом. Мастерская проводится совместно с Лабораторией Политических Исследований НИУ-ВШЭ.
Мастерская культурной журналистики. Мастерская направлена на подготовку авторов, специализирующихся на культурной тематике. В рамках рабочих циклов выделены следующие направления: театральная журналистика, арт-критика, литературная критика, киножурналистика, общая культурная журналистика. Теория представлена циклами лекций по истории театра, музыки, кино, литературы, по актуальным проблемам этих сфер культуры. В практику включены творческие встречи и мастер-классы с режиссерами, критиками, музыкантами, а также поездки на различные культурные мероприятия. Кроме того, каждый слушатель должен подготовить несколько текстов на связанные с искусством и культурой темы.
Мастерская визуальной журналистики (Дизайн и верстка). Мастерская предлагает познакомиться со спецификой деятельности специалиста в области оформления печатных и электронных СМИ. Освоить некоторые навыки инфографики, работы со шрифтами, фотожурналистики, получить знания в области социологии и психологии восприятия газетных и журнальных материалов, разработать электронную версию газеты (журнала) для Ipad. Программа мастерской, помимо теоретических и практических знаний, моделирует реальную редакционную ситуацию и дает объемное представление об устройстве периодического издания - создается «живая» редакция, которая занимается созданием и выпуском ежедневной газеты. Мастеркая интересна графическим дизайнерам, желающим освоить обширную область дизайна многостраничных периодических изданий и всем интересующимся визуальной журналистикой.
Мастерская оперативной журналистики. В рамках цикла мастерской люди будут учиться вычленять новости из окружающего пространства, подмечать важные детали, набираться опыта на мастер-классах по жанрам, научаться понимать особенности освещения выборов, митингов. Итогом работы мастерской оперативной журналистики будет свой проект «24 часа», в котором будут задействованы все участники Летней Школы.
Фотомастерская. Основная идея мастерской — обучение людей, увлеченных фотографией и интересующихся фотожурналистикой. Мастерская посвящена людям и их свежим идеям. Здесь меньше всего учат думать о технических моментах. Здесь можно снимать социальные репортажи, проявлять интерес к современному искусству, мировым новостям и простым людям с их проблемами.
В программе мастерской: лекции и мастер-классы российских фотографов и фоторедакторов, практические занятия, знакомство с творчеством мастеров фотографии, просмотр и обсуждение работ, подготовка итоговой выставки.
Каждый участник мастерской должен снять фотоисторию или фотопроект. Мастерская длится две недели.
ITworkshop. Мастерская высоких технологий. В данной мастерской люди занимаются разработкой цифровых электронных приборов и программного обеспечения. Здесь можно создавать собственные проекты и перенимать бесценный опыт у преподавателей, специалистов в программировании, цифровой электроники и теории алгоритмов.
Отделение социальных наук. Работа отделения направлена на презентацию деятельности таких дисциплин как история, социология, психология, философия, экономика, антропология и другие. Программа включает в себя как теоретические курсы по каждой из дисциплин, так и возможность опробовать полученные знания на практике.
Географическая мастерская. Мастерская нацелена на освоение окружающего пространства и передачи увиденного в различных текстовых форматах. В программе: изучение окружающего пространства, ◦различные способы путешествий. Как и зачем люди путешествуют; ◦как рассказать о своем путешествии. Путевые заметки, репортажи, статьи, рассказы, путеводители, а также фото и видеоматериалы.
Кроме того, просмотр фильмов с обсуждением, беседы и лекции с гостями-путешественниками и журналистами.
Мастерская матмоделирования. В данной мастерской старшеклассники и студенты попытаются описать реальность с точки зрения математики.
Мастерская теории малых дел. В данной мастерской можно узнать: ◦как заняться заниматься малыми делами: особенности, сложности, направления; ◦как применить свои интересы в спасении мира; ◦как коммуницировать с окружающими и научиться делать из каждого дня праздник; ◦как рассказывать об этом и обмениваться опытом; ◦как привлекать к этому близких, а ещё просто людей с улицы или Интернета; ◦как уже делаются дела вокруг нас: рассказы практиков.
Организаторами и руководителями данной мастерской является неофициальное и зарегистрированное «содружество дарителей МЫ», которое уже пятый год занимается с детьми из приютов и детских домов, помогает с домашними заданиями, общается, а также осуществляет материальную помощь.
Мастерская философии. Работа отделения строится по принципу: участникам предложен курс лекций по истории философии, акценты в котором будут расставлены на ключевых этапах развития философского мышления. В непосредственной связи с этим курсом будут проходить «практические» занятия — работа с первоисточниками. Цель этого курса — выработать навык анализа философского текста, научить ориентироваться в нем. Цели отделения: познакомить ученика с историей западной философии- от античности до XX века и-современности; выработать базовый навык работы с философскими текстами; cформировать представление о философии, как об уникальном поле интеллектуальной деятельности, имеющем отличия от других гуманитарных дисциплин.
Центр социальных полевых исследований. Основная идея - изучать разные аспекты жизни российского села. У данной мастерской есть несколько направлений: социология, журналистика, культурология, лингвистика, антропология. Объектом исследования является районный центр, село, близлежащие деревни.
Мастерская психологии. Участникам предлагается освоить основные методы психологического исследования, познакомиться с различными теориями личности принять участие в экспериментах и тренингах.
Чтобы стать участником «Летней Школы» необходимо заполнить анкету. Анкета заполняется всеми, вплоть до руководства, и не важно какой раз участник едет на школу29. Это нужно, чтобы структурировать работу мастерских и в процессе организации не потерять и не забыть никого из участников.
Преподавателями Летней школы являются следующие лица:
Борис Бим-Бад. Российский педагог, действительный член (академик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор. Создатель «Российского открытого университета». Неоднократно входил в Топ-10 «Самые авторитетные педагоги России».
Юрий Козырев. Один из самых известных в мире военных фоторепортеров. Снимал в Чечне, Нагорном Карабахе, Югославии, Афганистане, Ираке, Ливии, Египте, Йемене, Бахрейне и других точках мира. Лауреат премий Visa d’or News, World Press Photo, Main Frontline, Infinity Award и др.
Петр Горбуненко. Эколог, кандидат биологических наук. Исполнительный директор Всемирного фонда дикой природы (WWF Russia).
Руслан Хестанов. Доктор философских наук, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», член редакционного совета журнала "Прогнозис" и "Научных тетрадей института Восточной Европы".
Виталий Лейбин. Главный редактор журнала «Русский репортер».
Александр Пятаков. Кандидат физико-математических наук, доцент Физического факультета МГУ им. Ломоносова.
Дмитрий Соколов-Митрич. Заместитель главного редактора журнала «Русский репортер», Лауреат премий «Искра», «Гонг», «Правый взгляд», Премии правительства Москвы, Гран-при кинофестиваля «Радонеж». Автор трех документальных фильмов и пяти книг, член Общественной палаты РФ.
Ирина Леках. Кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии ИАТЭ НИЯУ МИФИ, завуч по научной работе и преподаватель биологии в школе.
Ирина Маслякова, кандидат физико-математических наук, доцент РЭА им. Плеханова; специалист по математическому моделированию
Михаил Рогожников. Заместитель главного редактора еженеделника
«Русский репортер», директор Института общественного проектирования.
Юрий Романов. Заместитель декана Исторического факультета Московского педагогического государственного университета.
Андрей Поликанов. Директор фотослужбы журнала «Русский репортер», один из самых известных фоторедакторов России и мира.
Борис Долгин. Научный редактор портала Polit.Ru, один из создателей проекта «Наука 2.0».
Сергей Максимишин. Фотожурналист. Автор репортажей для Stern, Time, Geo, Business Week, The Washington Post, The Times, The Wall Street Journal, Liberation. Многократный победитель конкурсов Пресс-Фото России и World Press Photo.
Людмила Синицына. Редактор отдела в журнале «Наука и жизнь», писатель-фантаст.
Татьяна Пузанова. Старший научный сотрудник географического факультета МГУ, ученый секретарь Научно-Методического Совета по экологии. Автор учебников по экологии.
Даниил Розанов. Редактор отдела информации журнала «Русский репортер».
Вячеслав Евсеев. Директор Центра по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
Павел Константинов. Научный сотрудник кафедры метеорологии и климатологии географического факультета
Алексей Торгашев. Создатель первого российского портала гражданской журналистики «Лига свободных городов», заместитель редактора отдела науки еженедельника «Русский репортер».
Сергей Попов. Кандидат физико-математических наук. Сотрудник Государственного астрономического института им. Штернберга (ГАИШ). Соредактор газеты научного сообщества «Троицкий вариант».
Ольга Гершензон. Вице-президент Инженерно-технологического центра «СКАНЭКС».
Сергей Филиппов. Руководителей отдела общественных связей корпорации «Роснано».
Анна Куссмауль. Кандидат медико-биологических наук. Сотрудник Института медико-биологических проблем. Специалист по космической биологии.
Николай Формозов. Биолог, эколог, общественный деятель, публицист. Кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ.
Дмитрий Багров. Кандидат физико-математических наук, сотрудник. Кафедры биоинженерии МГУ им. Ломоносова. Специалист по нанотехнологиям, в частности – по атомно-силовой микроскопии биологических объектов.
Григорий Тарасевич. Редактор отдела науки журнала «Русский репортер», преподаватель курса «Научная журналистика» в Московском городском психолого-педагогическом университете, учитель географии в школе.
Марианна Иванова. Кандидат медицинских наук, сотрудник Научного центра неврологии РАМН. Специалист по созданию систем искусственного зрения.
Ольга Андреева. Кандидат философских наук, обозреватель журнала «Русский репортер». Лауреат премий «Искра», «Биотехнологии в России» и др.
Константин Богданов. Доктор биологических наук, кандидат физико-математических наук. Известный популяризатор науки и нанотехнологий.
Светлана Скарлош. Редактор отдела спецпроектов журнала «Русский репортер», преподаватель курса «Научная журналистика» в Московском городском психолого-педагогическом университете.
Михаил Казанович. Доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник ФИАН. Специалист по теории гравитации и другим фундаментальным вопросам устройства Вселенной.
Мария Скворцова. Кандидат психологических наук, сотрудник НИУ-ВШЭ. Специалист по теории личности и тайм-менеджменту.
Татьяна Пичугина. Редактор портала «Наука и технологии в России» (STRF) и журнала «Российские нанотехнологии».
Андрей Молодых. Корреспондент журнала «Русский репортер». Автор репортажей из Западной Сахары, Сомали, Египта, Сирии, Йемена и других стран.
Анна Лопатина. Кандидат биологических наук. Сотрудник института микробиологии РАН. Участник научных экспедиций на Антарктиду.
Дарья Золотухина. Корреспондент отдела науки журнала «Русский репортер».
По окончании школы выходит печатный номер «Русского Репортера» с материалами, над которыми участники работают на протяжении школы (журнал «Русский Репортер» от 12 октября 2011 (№40).30
Основной жанр журнала «Русский Репортер» - репортаж, поэтому на протяжении школы участников учат, как правильно писать репортажи, но и на другие жанры тоже обращают внимание. Например, Участница Летней школы, Алена Лесняк, взяла интервью у архитектора из Твери Алексея Жоголева, который приехал на Летнюю Школу в 2010 году с лекцией по экологии31.
Посетив эту школу, хочется сказать, что здесь нужно оставаться самим собой. Ничего и никого не стесняться, уметь и не бояться высказывать свое мнение. Ведь девиз еженедельника «Русский Репортер», а соответсвенно и школы — ««Русский Репортер. Оставь свое мнение».
В школе вечера все творческие, скучать никому не приходится: для одних показывают кино.
Для любителей литературы проводят творческие вечера: при свечах в армейской палатке звучат стихи В. Высоцкого, И. Бродского, А. Галича, М. Цветаевой и других.
В Летней Школе есть и библиотека: любой желающий может найти себе книгу по душе.
Помимо лекций и занятий есть и свободное время, которое студенты и школьники проводят на речке Мологе, делятся мнениями о написанных материалах, строят планы на будущее.
Данная Летняя Школа не заканчивается летом. Летняя школа – это постоянный цикл проектов, которые продолжаются каждый год. Флеровские чтения, Медицинская олимпиада, Медиаполигон, «24 часа», «Летняя школа выходит на площадь» и т.д32.
- Глава 1 Развитие журналистского образования в России и за рубежом…...10
- Глава 2 Особенности функционирования «Летних Школ Журналистики»…38
- Введение
- Глава 1. Развитие журналистского образования в России и за рубежом
- История отечественного журналистского образования
- Журналистское образование в России
- 2. Второй этап - 40-80-е годы хх в.
- Формы журналистского образования
- 1.2 История журналистского образования за рубежом
- 1.3 История создания «Летних Школ Журналистики» в России и за рубежом
- Основные черты «Летних Школ»
- «Летние Школы Журналистики» за рубежом
- Глава 2. Особенности функционирования «Летних школ журналистики»
- 2.1. Летняя школа журналистики, медиаменеджмента и pr студенческой газеты «Gaudeamus»
- 2.2. «Летняя Школа Журналистики» от еженедельника «Русский Репортер»
- 2.3 «Летняя школа аналитической и расследовательской журналистики» памяти ю. Щекочихина»
- 2.4. «Летние и Зимние научные школы журналистики», проходящие ежегодно на факультете журналистики мгу
- 2.5. Освещение «Летних школ журналистики» в сети Интернет
- Сравнительный анализ вышеперечисленных «Летних школ журналистики»
- Летняя школа журналистики, медиаменеджмента и pr студенческой газеты «Gaudeamus»
- Список использованной литературы