Введение
Актуальность исследования. В настоящее время термин «Летняя Школа» (ЛШ) очень распространен в журналистских кругах. Это можно объяснить тем, что студенты, преподаватели и абитуриенты хотят обмениваться опытом, получать знания не только в стенах учебных заведений. «Летняя Школа» - это большой проект, который дает массу возможностей, в числе которых: приобретение профессионального опыта, знакомство с именитыми журналистами и специалистами в сфере массовых коммуникаций, общение с людьми разного возраста и статуса. Став участником «Летней школы», можно четко ощутить и понять, что такое «работа в поле», почувствовать на себе, что значит писать материалы «на коленках». Структура ЛШ построена таким образом, что к определенному числу требуется выпустить тот или иной вид СМИ: газету, журнал, видеосюжет, фоторепортаж. Участники ЛШ познают, что такое оперативность в работе журналиста и что значит важно сделать работу не просто оперативно и быстро, но и качественно. Любая летняя школа - это попытка собрать вместе тех школьников или студентов, которые готовы с удовольствием и пользой учиться летом в компании единомышленников; это личное (в том числе и неформальное) общение с преподавателями, дружественная атмосфера. И, наконец, каждая летняя школа - это не только работа и общение, но и отдых. Красивые места, приятные люди и свежий воздух - лучшие условия для усвоения знаний.
Объект исследования: «Летние Школы Журналистики», которые создают у себя и готовят в них кадры журналистики некоторые периодические издания.
Предмет исследования: Особенности функционирования «Летних Школ Журналистики», которые проводят еженедельник «Русский Репортер», студенческая газета «Gaudeamus», «Летняя школа аналитической и расследовательской журналистики» памяти Ю.Щекочихина, организаторами которой является факультет журналистики Воронежского Государственного Университета и редакция «Новой Газеты», а также международная научная летняя школа по журналистике и коммуникациям, которая ежегодно проводится на факультете журналистики МГУ им. Ломоносова.
Цель работы - изучить методы подготовки молодых журналистов в «Летней Школе».
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
- дать исторический экскурс и рассказать о том, как вообще зарождалось журналистское образование, какие этапы оно прошло и какие формы журналистского образования сегодня существуют в России и за рубежом.
- показать на конкретных примерах работу «Летней Школы» конкретных периодических изданий, разобрать организацию работы каждой из них.
Степень разработанности проблемы: В учебных, научных изданиях, диссертациях, интернет-материалах, периодических изданиях, изученных во время написания данной работы, найдена информация о журналистском образовании в целом. О развитии журналистского образования в России и за рубежом в своих работах писали следующие авторы: Фатеева И.А. «Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации»; Жидкова О.В «Актуализация педагогического компонента профессиональной подготовки журналистов в классическом университете»; Я. Н. Засурский, Е. А. Вартанова. «История печати»; С.Я. Махонина «История русской журналистики начала XX века»; Клас Тур «Книга идей для преподавателей журналистики»; Прохоров Е.П. «Введение в теорию журналистики»; Цвик В.Л. «Введение в журналистику». В приведенных выше изданиях также найдена информация о формах журналистского образования, его этапах, сказано, как и где учили журналистов. О таком методе обучения журналистов как «Летняя Школа Журналистики» информации очень мало. Вот некоторые статьи, в которых она все же есть: Анжела Кутний «Летняя школа памяти Юрия Щекочихина», Петр Иванов «Питательный бульон российской науки», Григорий Тарасевич «Летняя Школа 2010», Наталья Иванова-Гладильщикова «Партапод солнцем», Вячеслав Загорский «Ничего обязательного. Летние школы борются за студентов», Центр тестирования и развития: гуманитарные технологии. Профориентация: кем стать. Статья «Летние школы», также в сети Интернет найдено интервью с Игорем Окштейнойм, научным сотрудником Института теоретической и экспериментальной физики, о феномене летних школ. Можно сказать, что этот вопрос не изучен специалистами подробно. В данной работе автор постарается дать подробный анализ описания работы Летних Школ и доказать, насколько этот метод можно считать практичным для подготовки специалистов средств массовой информации.
Новизна исследования: роль волонтерских негосударственных проектов в развитии журналистского образования до сих пор не становилась объектом детального изучения.
Теоретическая база: в процессе написания работы были использованы научные труды Фатеевой И.А., Засурского Я.Н., Прохорова Е. П, Махониной С. Я., Цвика В. Л., Клас Тура, Жидковой О. В., С.Л. Соловейчика.
Эмпирическая база: журнал «Русский Репортер», студенческая газета «Gaudeamus», Научно-культурологический журнал «Relga», региональная газета Максатихинского района «Вести Максатихи», Тверское информационное агентство, газета «Горожанин» (Тверь), газета «Нижегородская Правда», Газета «Восточно-Сибирская ПРАВДА. КОНКУРЕНТ», Тверская государственная телевизионная и радиовещательная компания, «Учительская газета», официальный сайт факультета журналистики МГУ им. М. В Ломоносова, Интернет-журнал «Новый репортер.org», официальный сайт Университета Российской Академии Образования, Официальный сайт Белорусского Государственного Университета, Официальный сайт Санкт-Петербургского государственного университета, Официальный сайт Белгородского Государственного Университета, Официальный сайт Ассоциации Выпускников Факультета Журналистики Санкт-Петербургского Государственного Университета.
Cтруктура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Первая глава посвящена историческому экскурсу: зарождению журналистского образования в России и за рубежом.
Во второй главе представлено подробное описание работы «Летних Школ Журналистики» от журнала «Русский Репортер», студенческой газеты «Gaudeamus», рассказано о работе Летней школы аналитической и расследовательской журналистики» памяти Ю.Щекочихина, организаторами которой является факультет журналистики Воронежского Государственного Университета и редакция «Новой Газеты» и о международной научной летней школе по журналистике и коммуникациям, которую ежегодно проводит факультет журналистики МГУ им. Ломоносова. Представлен сравнительный анализ данных ЛШ и сказано о том, как деятельность этих школ освещается в сети Интернет.
В приложении собраны материалы, которые были созданы автором дипломной работы в «Летней Школе».
- Глава 1 Развитие журналистского образования в России и за рубежом…...10
- Глава 2 Особенности функционирования «Летних Школ Журналистики»…38
- Введение
- Глава 1. Развитие журналистского образования в России и за рубежом
- История отечественного журналистского образования
- Журналистское образование в России
- 2. Второй этап - 40-80-е годы хх в.
- Формы журналистского образования
- 1.2 История журналистского образования за рубежом
- 1.3 История создания «Летних Школ Журналистики» в России и за рубежом
- Основные черты «Летних Школ»
- «Летние Школы Журналистики» за рубежом
- Глава 2. Особенности функционирования «Летних школ журналистики»
- 2.1. Летняя школа журналистики, медиаменеджмента и pr студенческой газеты «Gaudeamus»
- 2.2. «Летняя Школа Журналистики» от еженедельника «Русский Репортер»
- 2.3 «Летняя школа аналитической и расследовательской журналистики» памяти ю. Щекочихина»
- 2.4. «Летние и Зимние научные школы журналистики», проходящие ежегодно на факультете журналистики мгу
- 2.5. Освещение «Летних школ журналистики» в сети Интернет
- Сравнительный анализ вышеперечисленных «Летних школ журналистики»
- Летняя школа журналистики, медиаменеджмента и pr студенческой газеты «Gaudeamus»
- Список использованной литературы