14. А.С. Пушкин-редактор.
Важную роль в развитии редакторского мастерства в первой трети XIX века принадлежит А.С. Пушкину. Пушкин не только показал своим современникам и потомкам, как надо писать, но и оставил образцы того, как надо исправлять написанное.
Начало редакторской и журналистской деятельности Пушкина относят к 1830 года - ко времени его сотрудничества с «Литературной газетой» А. А. Дельвига. С января по март 1830 года Пушкин редактировал газету, выбрав своей целью «знакомить образованную публику с лучшими произведениями литературы европейской и особенно российской».
Пушкин был строгим и требовательным редактором, о чем говорят его пометы на рукописях авторов. Однако замечания Пушкина отличаются от других тактичностью и благожелательностью. Более всего при редактировании Пушкин следил за точностью и краткостью, на второе место ставил гармонию.
Признавая право каждого писать на свой собственный лад, Пушкин все-таки свою собственную манеру предпочитал чужой. Об этом говорят и его произведения, и заметки Пушкина-редактора и Пушкина-рецензента. Пользуясь правом учить других, Пушкин делал это тактично и доброжелательно. О характере пушкинских помет свидетельствуют многочисленные черновики. Так, в заметках на полях статьи П. А. Вяземского «О жизни и сочинениях В. А. Озерова» мы много раз встречаем оценки типа: «Хорошо», «Очень хорошо», «Прекрасно», хотя в целом эта статья не получила одобрения Пушкина. Более того, давая конкретные указания по переделке отдельных частей материала, Пушкин дает заключения
Принципиальностью и взыскательностью отличаются пометы Пушкина на полях второй части «Опытов в стихах и прозе» К. Н. Батюшкова, которого он относил к числу своих учителей в поэзии. Опытный редактор замечает все: фактические и смысловые ошибки, композиционные недочеты и неудачные переносы.
Выступая в роли редактора и рецензента, Пушкин всегда стремился к убедительности. Он выписывает рецензируемые произведения страницами , десятками страниц, убеждая, советуя, доказывая свою правоту.
Наиболее ярко талант Пушкина-редактора раскрылся в последние годы его жизни, когда он редактировал журнал «Современник». К сотрудничеству в журнале он привлекает лучшие литературные силы. В «Современнике» печатаются Ф. Глинка, Е. Баратынский, Н. Языков, Д. Давыдов и другие. В 1836 году Пушкин ведет переговоры о приглашении В. Г. Белинского. Материалы «Современника» отличаются глубиной мысли и изяществом формы. Заботясь о профессионализации писательского труда, Пушкин выплачивает авторам высокий гонорар.
Очень ответственно относится Пушкин к своей работе в журнале. Он проявлял исключительную строгость в отборе материалов. Редактор выполнял все технические обязанности по изданию: редактировал произведения, сопровождая их предисловиями и послесловиями, помогал авторам в выборе заголовков. В его обязанности входили переговоры с сотрудниками, авторами, цензурой.
Значительное место занимали на страницах журнала произведения самого Пушкина. Однако не это главное. Редактор не дает переводов. Он стремится опубликовать как можно больше талантливых произведений русских авторов. Своей обязанностью Пушкин считал пропаганду отечественной литературы.
На страницах «Современника» печатались не только художественные произведения, но и критические статьи.
- 1.«Редактирование. Общий курс» как учебная дисциплина.
- 2.Природа редактирования. Редактирование на раннеписьменном этапе.
- 3. Редактирование в первопечатнокнижный период.
- 4.Редакторские начала в издательской деятельности России XVII века. Редакторская подготовка изданий.
- 5.Развитие редактирования в издательской практике России XVIII века. Редакторская подготовка изданий.
- 6. Редакционно-издательская деятельность Петра 1 и его сподвижников.
- 7. Вклад в развитие редактирования в.К. Тредиаковского, м.В. Ломоносова.
- 8.Русские журналы XVIII века. Редакционно-издательская деятельность н.И. Новикова.
- 9.Редакторские аспекты подготовки альманахов в России конца XVIII -начала XIX веков.
- 10.Редакторские аспекты подготовки журналов в России конца XVIII – начала XIX веков.
- 11. Редакционно-издательская деятельность н.М. Карамзина, а.Смирдина.
- 12. Редакторский опыт а.Бестужева, к.Рылеева.
- 14. А.С. Пушкин-редактор.
- 15.Формирование принципов редактирования в издательской практике России середины XIX века. Редакторская деятельность в периодических изданиях.
- 17. Опыт н.А. Некрасова-редактора и издателя.
- 18.Вольная русская типография (деятельность а.И. Герцена, н.П. Огарёва и др.).
- 19.Редакторская подготовка книжных изданий в России 60-70-х годов XIX века.
- 20.Редакторская подготовка журнальных изданий в России 60-70-х годов XIX века.
- 21. Издательская и просветительская деятельность н.Г. Чернышевского, д.И. Писарева.
- 22. М.Е. Салтыков-Щедрин-редактор.
- 23.Редактирование в России конца XIX века.
- 24. Редакторская школа в.Г. Короленко.
- 25. Опыт а.П. Чехова-редактора.
- 26. Л.Толстой-редактор и издатель.
- 27. Максим Горький – издатель и редактор.
- 28.Особенности развития редакторской школы в начале хх века. Роль редактора в редакционно-издательском процессе.
- 29.Редакторская подготовка книжных и журнальных изданий в начале хх века.
- 15.2. Книжных
- 30.Работа редактора в советский период. Формирование принципов редактирования.
- 31. Редакционно-издательская деятельность м.А. Горького, в.Я. Брюсова, а.А. Блока.
- 32. Принципы редактирования художественной литературы в 20 веке. Деятельность к.И. Чуковского-редактора.
- Редактирование детской литературы (с.Я. Маршак).
- Редактирование научной и научно-популярной литературы (с.И. Вавилов, а.Е. Ферсман, в.А. Обручев).
- 35.Редакторская деятельность в современных условиях. Функции и задачи редактора.
- 36. Текст как предмет работы редактора. Психологические предпосылки редактирования. Корректорские знаки.
- 42. Фактические ошибки.
- 43. Логические ошибки.
- 44. Речевые ошибки.
- 45. Виды нормативно-языковых ошибок.
- 46. Виды нормативно-стилевых ошибок.