29.Редакторская подготовка книжных и журнальных изданий в начале хх века.
15.1. журнальных:Развитие литературы начала века связано с расширением жанровой палитры литературы. Это способствует формированию критериев оценки формы произведений. Осуществляется активный поиск в области композиционных, смысловых, изобразительно-выразительных средств создания литературного произведения и реализации его в издание. Особенно заметно это проявилось в развитии сатирической журнальной периодики. Можно выделить два периода сатирических журналов, каждый из которых имеет свои особенности редакторской подготовки этих изданий. Первый период приходится на 1905-1906 год, второй - на 1910-е годы. В 1905-1906 годах общее число сатирических журналов, выходящих в стране, достигало 400. Особенно широкой популярностью пользовались, например, такие журналы, как "Зритель", "Пулемет", "Жупел", "Гвоздь", "Забияка", "Сигнал". Многие из них приобрели невиданную до сих пор социально-демократическую окраску. Общими тенденциями редакционно-издательской подготовки журналов стали смелое вторжение в сферу так называемых "закрытых" тем, раскованность издательской и авторской позиций, введение в редакторскую практику новых литературных приемов, позволяющих с разных сторон осмыслить саму природу комического. Впервые в русском сатирическом жанре того периода можно наблюдать сочетание сатирической и героической тем (прежде всего как выражение политических пристрастий), достаточно широко использовалась фольклорная традиция, близкая народному духу, приемы русской народной сатирической сказки. Продуманная редакторская позиция чувствуется уже в самом замысле издания, в его направленности. Это определяло принципы отбора литературного материала, формы и методы его подачи, приемы художественного оформления журнала. Отчетливо это видно, в частности, на примере журнала "Пулемет", редактором, автором и издателем которого в одном лице выступал поэт, прозаик и публицист Н.Г. Шебуев. У него встречаются интересные приемы "монтажного" построения карикатуры с острой подрисуночной подписью. Так, на обложке первого номера журнала "Пулемет" было помещено изображение оратора с яростным лицом, снабженное всем понятной подписью "Долой!". В конце же номера располагался рисунок, воспроизводивший текст "Манифеста 17 октября 1905 года" с отпечатком кровавой ладони. Разнообразные композиционные средства использовались редакторами и для усиления эффекта от сочетания в едином целом иллюстрации и текста. Например, в одном из номеров журнала "Зритель" (издатель Ю.К. Арцыбушев) была помещена карикатура на председателя кабинета министров графа С.Ю. Витте, автора Манифеста 17 октября 1905 года, сидящего у построенного им карточного домика. Иллюстрация сопровождалась подписью: "Наша конституция. Просьба не дуть!". Получили распространение различные способы лаконизации художественных средств в рамках сжатых форм лозунга, плаката, призыва, афористического выражения. В журнале "Сигнал", который редактировал К.И. Чуковский, читателю были представлены "неизданные афоризмы" Козьмы Пруткова, в традиционную форму которых был вложен созвучный современникам смысл. Выбор такого рода приемов неслучаен, ибо афористические строки вызывают не только одномоментную эмоциональную реакцию, но и заставляют задуматься, так как обладают, как правило, глубоким подтекстом. Широко использовали и возможности поэтических жанров. Обращение к ним позволяло издателям и редакторам не только усилить воздействие печатного слова на читательскую аудиторию, но и во многих случаях выразить то душевное состояние, которое испытывал человек в период ломки привычных реалий окружающего его мира. Однако далеко не все в редакционно-издательской практике, относящейся к выпуску сатирической периодики, можно считать удачным. Прежде всего, следует отметить невзыскательный отбор произведений для публикации. В журналах и сатирических листках часто печатали случайных авторов (конторских служащих, учителей, представителей технической интеллигенции), не обладавших профессиональным мастерством, но почувствовавших "социальный заказ" времени - обличать, клеймить, ниспровергать. Порой искусство работы со словом отодвигала на задний план поляризация общественных позиций издателей и редакторов. Тонкость редакторского анализа и наблюдений уступает место простому и довольно грубому отрицанию чужой точки зрения, найденная другими удачная литературная форма используется для облачения совершенно противоположного смысла. Часто редакторы проявляют нетребовательность и отсутствие чувства меры при оценке лексико-фразеологических средств. В лексике многих публикаций заметен слой слов, которые носят оттенок насилия (тиран, дубина, виселица, нагайка, пуля), и откровенно бранных с резко отрицательной экспрессией (сатрапы, подлецы, гады, хапуги, негодяи и пр.), часты нарушения этической грани, через которую не должен переступать редактор. Второй период сатирической журналистики начала века (1910-е годы) характерен развитием сатирических журналов. Можно говорить о накоплении редакторского опыта. В первую очередь это относится к редакционно-издательской деятельности таких журналов, как "Сатирикон" (1908-1914 годы) и "Новый сатирикон" (1913-1918 годы), которые редактировал А.Т. Аверченко - поэт, прозаик, драматург, блестящий фельетонист, обладавший к тому же высокими профессиональными редакторскими качествами. Организаторские способности позволили А.Т. Аверченко привлечь к своим изданиям лучшие литературные силы того времени, представляющие сатирический жанр. Здесь публиковались, в частности, Тэффи (Н.А Лохвицкая), ставшая одним из ведущих сотрудников, Саша Черный (А.М. Гликберг), А.С. Бухов, В.В. Маяковский и др.
- 1.«Редактирование. Общий курс» как учебная дисциплина.
- 2.Природа редактирования. Редактирование на раннеписьменном этапе.
- 3. Редактирование в первопечатнокнижный период.
- 4.Редакторские начала в издательской деятельности России XVII века. Редакторская подготовка изданий.
- 5.Развитие редактирования в издательской практике России XVIII века. Редакторская подготовка изданий.
- 6. Редакционно-издательская деятельность Петра 1 и его сподвижников.
- 7. Вклад в развитие редактирования в.К. Тредиаковского, м.В. Ломоносова.
- 8.Русские журналы XVIII века. Редакционно-издательская деятельность н.И. Новикова.
- 9.Редакторские аспекты подготовки альманахов в России конца XVIII -начала XIX веков.
- 10.Редакторские аспекты подготовки журналов в России конца XVIII – начала XIX веков.
- 11. Редакционно-издательская деятельность н.М. Карамзина, а.Смирдина.
- 12. Редакторский опыт а.Бестужева, к.Рылеева.
- 14. А.С. Пушкин-редактор.
- 15.Формирование принципов редактирования в издательской практике России середины XIX века. Редакторская деятельность в периодических изданиях.
- 17. Опыт н.А. Некрасова-редактора и издателя.
- 18.Вольная русская типография (деятельность а.И. Герцена, н.П. Огарёва и др.).
- 19.Редакторская подготовка книжных изданий в России 60-70-х годов XIX века.
- 20.Редакторская подготовка журнальных изданий в России 60-70-х годов XIX века.
- 21. Издательская и просветительская деятельность н.Г. Чернышевского, д.И. Писарева.
- 22. М.Е. Салтыков-Щедрин-редактор.
- 23.Редактирование в России конца XIX века.
- 24. Редакторская школа в.Г. Короленко.
- 25. Опыт а.П. Чехова-редактора.
- 26. Л.Толстой-редактор и издатель.
- 27. Максим Горький – издатель и редактор.
- 28.Особенности развития редакторской школы в начале хх века. Роль редактора в редакционно-издательском процессе.
- 29.Редакторская подготовка книжных и журнальных изданий в начале хх века.
- 15.2. Книжных
- 30.Работа редактора в советский период. Формирование принципов редактирования.
- 31. Редакционно-издательская деятельность м.А. Горького, в.Я. Брюсова, а.А. Блока.
- 32. Принципы редактирования художественной литературы в 20 веке. Деятельность к.И. Чуковского-редактора.
- Редактирование детской литературы (с.Я. Маршак).
- Редактирование научной и научно-популярной литературы (с.И. Вавилов, а.Е. Ферсман, в.А. Обручев).
- 35.Редакторская деятельность в современных условиях. Функции и задачи редактора.
- 36. Текст как предмет работы редактора. Психологические предпосылки редактирования. Корректорские знаки.
- 42. Фактические ошибки.
- 43. Логические ошибки.
- 44. Речевые ошибки.
- 45. Виды нормативно-языковых ошибок.
- 46. Виды нормативно-стилевых ошибок.