5.Развитие редактирования в издательской практике России XVIII века. Редакторская подготовка изданий.
Редакторские начала проявляются в издательской деятельности в этот период прежде всего формированием тематико-типологического состава массива изданий, отработкой различных элементов издания, работой над текстом произведения. Получила дальнейшее развитие видо-типологическая структура массива изданий. Активно издается научная и учебная литература. Так, издательство Академии наук выпустило фундаментальные труды по различным отраслям знания. Благодаря тщательности подготовки, не утратили своего значения такие сочинения, как "Описание Сибирского царства" Г.Ф. Миллера (1750), "Описание земли Камчатской" С.П. Крашенинникова (1755). Зарождаются традиции выпуска в свет так называемых публикационных монографий, основанных на подготовке к печати различного рода источников. Крупные российские ученые-историографы приняли участие в издании летописных источников по истории России. С 1770 года начинает выходить в свет "История Российская" М.М. Щербатова, к концу века были выпущены летописи "Летописец Архангелогородский", "Летописец Новгородский" и другие. Растет мастерство подготовки изданий. Одним из лучших в Европе оказался "Атлас Российской империи" (1745), отличающийся тщательностью полиграфического исполнения и высоким издательским качеством. В 1784-1790-х годах выходит в свет 10-томная энциклопедия по естествознанию и технике для юношества "Зрелище природы и художеств". Дальнейшее развитие получают учебные издания. Отработка принципов редакторской подготовки учебной книги как типа издания связана с поиском формы подачи материала, а также с определением подходов к учебным книгам для различных категорий обучаемых. Например, в 1769 году была издана "Российская универсальная грамматика или всеобщее писмословие" Н.Г. Курганова. Под названием "Писмовник" эта книга выдержала большое число изданий. Книга предназначалась для обучения взрослого читателя. Причем в нее были включены самые разнообразные в жанровом отношении и по содержанию материалы, так что ее называют одной из первых хрестоматий. Как уже говорилось, издавались азбуки, буквари - для начального обучения, учебники для студентов университета, грамматики. Интерес представляет также один из аспектов подготовки первого толкового словаря русского языка в шести томах (1786-1794). Словарь создавали крупные ученые и писатели. Среди авторов - Д.И. Фонвизин, И.Ф. Богданович, Е.Р. Дашкова. Был обеспечен один из важнейших признаков словаря - связь с текущей литературой, который в дальнейшем нашел свое развитие в справочных изданиях. Подготовка словаря стала одним из шагов в разработке критериев оценки материала и принципов подготовки подобных изданий, показала один из путей повышения их актуальности. В течение всего века издательство Академии наук выпускает календари, причем не только общего характера, но и специальные - исторический, географический, экономический и др. Отбор материала ведется в самых разных областях. В календарях находим сведения о числах, днях недели, месяцах, долготе дня, а также списки административных лиц в государстве, короткие статьи научно-популярного характера. Развивается издание переводной литературы. В свет выходят сочинения Шеридана, Вольтера, Руссо, Гете. Это способствует совершенствованию техники перевода. Издатели обращаются к книгам прикладного практического характера, содержащим элементарные сведения из области торговли, сельского хозяйства, к различного рода "лечебникам", "травникам". Выпускаются различные журналы. Выходят первые библиографические издания - "Санкт-Петербургские ученые ведомости" (1777), "Экономический магазин" (1780-1789), в которых публикуются списки рекомендуемых книг, разрабатываются основы книгоописания. Развиваются в это время и журнальные издания. Особенно после выхода указа о "вольных " типографиях.
- 1.«Редактирование. Общий курс» как учебная дисциплина.
- 2.Природа редактирования. Редактирование на раннеписьменном этапе.
- 3. Редактирование в первопечатнокнижный период.
- 4.Редакторские начала в издательской деятельности России XVII века. Редакторская подготовка изданий.
- 5.Развитие редактирования в издательской практике России XVIII века. Редакторская подготовка изданий.
- 6. Редакционно-издательская деятельность Петра 1 и его сподвижников.
- 7. Вклад в развитие редактирования в.К. Тредиаковского, м.В. Ломоносова.
- 8.Русские журналы XVIII века. Редакционно-издательская деятельность н.И. Новикова.
- 9.Редакторские аспекты подготовки альманахов в России конца XVIII -начала XIX веков.
- 10.Редакторские аспекты подготовки журналов в России конца XVIII – начала XIX веков.
- 11. Редакционно-издательская деятельность н.М. Карамзина, а.Смирдина.
- 12. Редакторский опыт а.Бестужева, к.Рылеева.
- 14. А.С. Пушкин-редактор.
- 15.Формирование принципов редактирования в издательской практике России середины XIX века. Редакторская деятельность в периодических изданиях.
- 17. Опыт н.А. Некрасова-редактора и издателя.
- 18.Вольная русская типография (деятельность а.И. Герцена, н.П. Огарёва и др.).
- 19.Редакторская подготовка книжных изданий в России 60-70-х годов XIX века.
- 20.Редакторская подготовка журнальных изданий в России 60-70-х годов XIX века.
- 21. Издательская и просветительская деятельность н.Г. Чернышевского, д.И. Писарева.
- 22. М.Е. Салтыков-Щедрин-редактор.
- 23.Редактирование в России конца XIX века.
- 24. Редакторская школа в.Г. Короленко.
- 25. Опыт а.П. Чехова-редактора.
- 26. Л.Толстой-редактор и издатель.
- 27. Максим Горький – издатель и редактор.
- 28.Особенности развития редакторской школы в начале хх века. Роль редактора в редакционно-издательском процессе.
- 29.Редакторская подготовка книжных и журнальных изданий в начале хх века.
- 15.2. Книжных
- 30.Работа редактора в советский период. Формирование принципов редактирования.
- 31. Редакционно-издательская деятельность м.А. Горького, в.Я. Брюсова, а.А. Блока.
- 32. Принципы редактирования художественной литературы в 20 веке. Деятельность к.И. Чуковского-редактора.
- Редактирование детской литературы (с.Я. Маршак).
- Редактирование научной и научно-популярной литературы (с.И. Вавилов, а.Е. Ферсман, в.А. Обручев).
- 35.Редакторская деятельность в современных условиях. Функции и задачи редактора.
- 36. Текст как предмет работы редактора. Психологические предпосылки редактирования. Корректорские знаки.
- 42. Фактические ошибки.
- 43. Логические ошибки.
- 44. Речевые ошибки.
- 45. Виды нормативно-языковых ошибок.
- 46. Виды нормативно-стилевых ошибок.