15.Формирование принципов редактирования в издательской практике России середины XIX века. Редакторская деятельность в периодических изданиях.
В 40-е годы разнообразнее становятся типы периодических изданий. Издаются литературные ежемесячники - толстые журналы (например, "Отечественные записки", "Библиотека для чтения"), отраслевые специальные журналы по медицине (например, "Терапевтический журнал",1837-1844), по искусству ("Репертуар и Пантеон"), иллюстрированные журналы ("Ералаш", 1846-1849, "Иллюстрация", 1845-1849). Расширяется и число издаваемых газет. С 1838 года начинается издание "Губернских ведомостей". Обязанности редактора постепенно выделяются в самостоятельную область, издатели платят сотрудникам высокие гонорары, понимая, что именно редактор определяет во многом доходы от издания. Это способствует увеличению числа профессиональных журналистов, литераторов, редакторов. При определении особенностей редакторской деятельности середины века скажем о том, что продолжается развитие массовой прессы, обращенной к самой широкой читательской аудитории, издатели ориентируются на запросы публики и вырабатывают соответствующие критерии оценки редактором материалов, предназначенных к публикаций. Расширяется тематика, проблематика материалов, вырабатываются разнообразные жанры публикаций. К середине XIX века было осознано понятие массового читателя. Как уже говорилось, декабристы и Пушкин ориентировались прежде всего на образованное дворянство - неординарный и немногочисленный круг читающих, а появление толстых литературных журналов связано с тем, что издатели обращают серьезное внимание на чтение разночинцев и интеллигенции - столичной и провинциальной. Отсюда и отбор произведений, и редакторская их обработка. Широко начинают работать общественные библиотеки, формируется привычка создавать домашние библиотеки, иметь подписку на толстый литературный журнал, в структуре времени обывателя выделяется час для домашнего чтения, читатели обмениваются журналами между собой. Распространяется так называемое семейное чтение, когда свежий, вновь поступивший журнал читают вслух в кругу семьи, приглашают соседей, друзей. По мере развития издательского дела усиливается роль издания по отношению к произведению литературы. Это укрепляет и усиливает позиции редактора, который, определяя свое отношение к литературе, задает ту или иную направленность изданию. Показательны в этом отношении журнальные издания. Особый интерес с точки зрения редактирования представляют журналы с ярко выраженной политической направленностью, поскольку именно эти журналы демонстрируют значение редактора как лица, осуществляющего подбор авторов, отбор произведений, последовательность их расположения в журнале, конкретную работу с произведением и тем самым обеспечивающего определенное направление журнала. Остановимся на двух значительных журналах 40-х годов - "Отечественных записках" и "Современнике". Первая книжка "Отечественных записок" вышла в свет в январе 1839 года. С приходом А.А. Краевского - редактора и издателя прогрессивного толка - журнал преобразился и стал, как уже говорилось, одним из наиболее ярких изданий своего времени. Краевский привлек к сотрудничеству в журнале виднейших русских ученых и литераторов, ставя целью издания "передавать отечественной публике все, что только могло встретиться в литературе и жизни замечательного, и полезного, и приятного". Эта задача, заявленная в программном объявлении, стала основной в деятельности редакции. Из скучного издания, заполненного собственными статьями редактора на исторические и географические темы, а также сообщениями о нравах и быте русского народа, обновленные "Отечественные записки" преобразились в одно из ведущих изданий. Его выход в свет стал важным событием книжного дела, литературы, культуры. Объем журнала составлял 40 печатных листов. Журнал состоял из отделов "Современная хроника России", "Наука", "Словесность", "Художества", "Сельское хозяйство и промышленность вообще", "Современная библиографическая хроника", "Смесь". Рубрикация показывает, что это был универсальный журнал энциклопедического характера. Среди авторов журнала В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, В.Ф. Одоевский, Д.В. Давыдов, М.П. Погодин, М.А. Дмитриев, С.Т. Аксаков, М.Ю. Лермонтов, В.А. Соллогуб, И.И. Панаев - цвет русской литературы. Можно сказать, что успех издания определяется подбором авторов, разнообразием тематики. Редактор почувствовал актуальную потребность читающей публики в хорошей качественной литературе. В журнале начинает печатать свои статьи В.Г. Белинский, а затем становится его постоянным сотрудником, приняв на себя руководство критико-библиографическим отделом. Белинский привлекает к работе в журнале Боткина, Бакунина, Грановского, Кетчера, Кудрявцева, Огарева, Герцена, Некрасова, Тургенева. "Отечественные записки" стали журналом писателей-реалистов, политической трибуной Белинского и Герцена. Главным образом успех и авторитет журнала строился на том, что редактор сделал его единым целым, отбирая для публикации материалы одного направления. В журнале и произведения художественной литературы, и научные статьи, и критико-библиографические статьи объединялись единой идеей - идеей социального переустройства общества, идеей борьбы за социальную справедливость, за социализм. Литературно-художественные произведения принадлежали к натуральной или реалистической школе, имели гражданскую, социальную направленность, отвечали критериям народности, правдивости в изображении действительности. Журнал "Отечественные записки" 40-х годов был лучшим журналом своего времени. Этот журнал можно рассматривать в качестве образца работы редактора и всех сотрудников редакции. Первый номер преобразованного журнала "Современник" вышел 1 января 1847 года. Официальным редактором "Современника" стал выполнявший обязанности цензора профессор Петербургского университета А.В. Никитенко, а его идейным руководителем -Белинский. И "Современник" - вплоть до смерти Белинского и эмиграции Герцена - становится журналом революционно-демократического направления. Отделы журнала включают произведения лучших демократических писателей, философов, ученых. Украшением критико-библиографического отдела, в котором отстаивались принципы реалистического народного искусства, имеющего идейное и общественное значение, стали статьи Белинского. Здесь были напечатаны романы "Кто виноват?", "Сорока-воровка", "Записки доктора Крупова" Герцена; "Обыкновенная история" Гончарова, произведения Тургенева, Григоровича, Дружинина, Некрасова, Огарева, Майкова, переводы из Шиллера, Гете, Жорж Санд. Все произведения отвечали идейно-художественным требованиям, которые Белинский предъявлял к художественной литературе и которые излагал в своих критических статьях. Журналы "Отечественные записки" и "Современник" дают основания для размышлений о значении редактора. Опыт этих журналов в рассмотренный период убедительно показывает, что важнейшим направлением деятельности редакции должна быть организационная работа. Она включает формирование авторского актива, отбор произведений, причем, важно, чтобы организационная работа была подчинена общему направлению издания, которое должно определять содержание этой работы. Революция в Европе 1846 года отозвалась в России усилением цензурного гнета. "Мрачным семилетием" вошли в историю годы деятельности "Меньшиковского комитета", лишившего все издания возможности отражать революционные события в Европе, вести пропаганду передовых революционных идей. Кроме комитета под председательством А.С. Меньшикова, которому было поручено тщательно обследовать содержание выходивших журналов и действия цензуры, в том же 1848 году был создан так называемый "комитет 2 апреля", ведению которого подлежали все произведения печати. Поскольку редакторы вынуждены были работать под постоянным жестким контролем цензуры, отбор произведений приходилось осуществлять исходя из требований цензуры. Теперь издатель не мог собрать вокруг своего издания определенную группу литераторов, которых объединяла общая социальная позиция. Редакторы печатали те материалы, которые могли пройти цензуру. А литераторы предлагали свои произведения тем издателям, кто готов был их печатать, не учитывая общего направления журнала. Это приводит к тому, что журналы теряют свое социальное значение. Резко снижается уровень журнальной критики, которая затрагивает преимущественно узкоспециальные вопросы эстетического плана. Жанр литературного обзора преобразуется в библиографическую хронику. Распространение получает жанр литературного фельетона, которым заменяют критические разборы и серьезные рецензии. Изменяется содержание отделов науки. Социальные, экономические проблемы уступают место узкоспециальным практическим вопросам. Утрачивает на время свои позиции и "Современник" Некрасова. Только в 60-е годы, когда сотрудничать с "Современником" стали Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, журнал снова становится одним из самых ярких изданий своего времени.
16. Вклад В.Г. Белинского в развитие редакторского дела.
В январе 1839 года вышел в свет первый номер журнала «Отечественные записки». Фактическим редактором отделов «Критика» и «Современная библиографическая хроника» журнала «Отечественные записки» становится В.Г. Белинский.
«Отечественные записки» по праву считался лучшим русским журналом 40-х годов.
Благодаря Белинскому не только возрос тираж и авторитет «Отечественных записок», но и поднялось значение литературной критики в целом.
Белинский привлекает таких авторов, как Грановский, Герцен, Огарев, Некрасов, Тургенев. В «Отечественных записках» печатались произведения художественной литературы, критические статьи и публицистика, научные и научно-популярные статьи, произведения русских и зарубежных авторов.
Каждый номер журнала «Отечественные записки» представляет собой единую систему. Все материалы номера отличались общей идеей, гражданской позицией, высоким качеством публикуемых материалов.
Белинского отличала подлинная страсть к журналистике, большая часть его литературных произведений опубликована именно на страницах газет и журналов. Он любил оперативную журнальную работу, писал быстро, без помарок и переделок. Уже в 30-е годы он начинает разрабатывать свой журналистский кодекс, создает твердую систему взглядов по вопросам журналистики, теории и практики газетно-журнального дела.
Создавая свои произведения или редактируя авторские тексты, Белинский главным считал принципиальное отношение к описываемому. На точку зрения автора не могли повлиять ни личные отношения, ни материальная заинтересованность.
Белинский-журналист и редактор стремился к всестороннему просвещению читателя. Он широко использовал «отступления по поводу», в которых приводил дополнительные факты и примеры. В беллетристических статьях, статьях-монологах, статьях, выдержанных в форме откровенной увлекательной беседы, он затрагивает актуальные темы, ни одно его выступление в печати не остается незамеченным.
Белинский уходит из «Отечественных записок» и вскоре становится идейным руководителем теряющего подписчиков журнала «Современник». Вслед за Белинским в «Современник» пришли большинство авторов «Отечественных записок». Белинский неустанно боролся с произведениями узкого содержания, произведениями-однодневками, с литературой и журналистикой откровенно реакционного характера. Он считал, что емкость, многоплановость, энциклопедизм должны быть непременными слагаемыми литературного произведения. Журнал последовательно защищает интересы крестьянства, становится центром пропаганды идей демократической революции. В журнале были опубликованы статьи Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года», «Выбранные места из переписки с друзьями», «Ответ «Москвитянину» и др.В трудах В.Г. Белинского рассматриваются собственноиздания и произведения литературы. Он создал целое учение ожурнализме, рассматривая журнал как вид издания, обосновал специфику подготовки собраний сочинений. В работах критика поднимаются вопросы о целях и задачах печати в России, о характере журнала и его отделов, о разновидностях периодических изданий и отличии журнала от газеты, о типах статей, методах организации и способах изложения материала, языке и стиле газетных статей.
В статье "Ничто о ничем, или Отчет г. издателю "Телескопа" за последнее полугодие (1835) русской литературы" ("Телескоп". - 1836. - №1-4), которая явилась его первым опытом подготовки обзора литературы за определенный период (в дальнейшем такие обзоры войдут в традицию журналов "Отечественные записки" и "Современник"), Белинский пишет о современных журналах - "Библиотека для чтения" и "Московский наблюдатель".Основной вывод из данного рассуждения ориентирован на задачи редактора, который, заботясь о разнообразии материалов, должен обеспечивать журналу единое, строго выдержанное направление.
Не менее существенен для редактирования и второй тезис данной статьи: редактор обязан учитывать запросы читателей. "Библиотека для чтения" знает потребности провинциального читателя, именно это сделало ее столь популярной.
Белинский подчеркивает, что важными отделами каждого журнала должны бытьотделы критики и библиографии. Рассуждения Белинского о собственно изданиях послужили развитию теоретических оснований подготовки различных типов и видов изданий, в первую очередь журналов, газет и собраний сочинений писателей.
С точки зрения теории редактирования интерес представляет многоплановое рассмотрение литературного произведения, подразумевающее глубокое понимание важности связи идейного содержания и формы его подачи.
Создав свой собственный тип статьи, Белинский сформулировал ряд критериев оценки подобных материалов. Их должны отличать емкость, многоплановость, простота, понятность и в то же время увлекательность. Последнее достигалось способом изложения материала в виде рассуждения, беседы, в разговорном стиле. Белинский боролся за точный, простой и понятный "образованный" и художественно выразительный стиль изложения всякой темы - даже научной, стремился демократизировать литературную речь, освободить ее от тех ограничений, которые были установлены "светскими стилями русского высшего общества».
Белинского интересовал и язык переводов. Он писал: "Переводы необходимы и для образования нашего, еще не установившегося языка, только посредством их можно образовать из него такой орган, на коем бы можно было разыгрывать все неисчислимые разнообразные вариации человеческой мысли.
Белинский выдвигает в качестве одного из критериев - изучение творчества писателя. В современном представлении это - целевое назначение издания. Он предлагает в качестве одного из элементов справочного аппарата - исторический и хронологический обзор деятельности автора.
К середине XIX века складывается тип собраний сочинений писателя, который составляется редакторами на основе общепринятых принципов.
Белинский предлагает при подготовке собрания сочинений произведений писателей прошлого использовать хронологический принцип расположения материалов в сочетании с разделением произведений на большие группы в соответствии с жанровыми характером: стихотворения, поэмы, драматические сочинения, проза - отдельно художественная и научная.
В разработке принципов формирования изданий собрания сочинений писателя сыграли ведущую рои выдающиеся литераторы, литературные критики, издатели, редакторы. Выработались два подхода к составлению таких изданий: так называемый "хронологический" и "биографический". Это объясняется изменением вкусов читающей публики - читателя интересуют не только собственно произведения, но и развитие творчества писателя.
- 1.«Редактирование. Общий курс» как учебная дисциплина.
- 2.Природа редактирования. Редактирование на раннеписьменном этапе.
- 3. Редактирование в первопечатнокнижный период.
- 4.Редакторские начала в издательской деятельности России XVII века. Редакторская подготовка изданий.
- 5.Развитие редактирования в издательской практике России XVIII века. Редакторская подготовка изданий.
- 6. Редакционно-издательская деятельность Петра 1 и его сподвижников.
- 7. Вклад в развитие редактирования в.К. Тредиаковского, м.В. Ломоносова.
- 8.Русские журналы XVIII века. Редакционно-издательская деятельность н.И. Новикова.
- 9.Редакторские аспекты подготовки альманахов в России конца XVIII -начала XIX веков.
- 10.Редакторские аспекты подготовки журналов в России конца XVIII – начала XIX веков.
- 11. Редакционно-издательская деятельность н.М. Карамзина, а.Смирдина.
- 12. Редакторский опыт а.Бестужева, к.Рылеева.
- 14. А.С. Пушкин-редактор.
- 15.Формирование принципов редактирования в издательской практике России середины XIX века. Редакторская деятельность в периодических изданиях.
- 17. Опыт н.А. Некрасова-редактора и издателя.
- 18.Вольная русская типография (деятельность а.И. Герцена, н.П. Огарёва и др.).
- 19.Редакторская подготовка книжных изданий в России 60-70-х годов XIX века.
- 20.Редакторская подготовка журнальных изданий в России 60-70-х годов XIX века.
- 21. Издательская и просветительская деятельность н.Г. Чернышевского, д.И. Писарева.
- 22. М.Е. Салтыков-Щедрин-редактор.
- 23.Редактирование в России конца XIX века.
- 24. Редакторская школа в.Г. Короленко.
- 25. Опыт а.П. Чехова-редактора.
- 26. Л.Толстой-редактор и издатель.
- 27. Максим Горький – издатель и редактор.
- 28.Особенности развития редакторской школы в начале хх века. Роль редактора в редакционно-издательском процессе.
- 29.Редакторская подготовка книжных и журнальных изданий в начале хх века.
- 15.2. Книжных
- 30.Работа редактора в советский период. Формирование принципов редактирования.
- 31. Редакционно-издательская деятельность м.А. Горького, в.Я. Брюсова, а.А. Блока.
- 32. Принципы редактирования художественной литературы в 20 веке. Деятельность к.И. Чуковского-редактора.
- Редактирование детской литературы (с.Я. Маршак).
- Редактирование научной и научно-популярной литературы (с.И. Вавилов, а.Е. Ферсман, в.А. Обручев).
- 35.Редакторская деятельность в современных условиях. Функции и задачи редактора.
- 36. Текст как предмет работы редактора. Психологические предпосылки редактирования. Корректорские знаки.
- 42. Фактические ошибки.
- 43. Логические ошибки.
- 44. Речевые ошибки.
- 45. Виды нормативно-языковых ошибок.
- 46. Виды нормативно-стилевых ошибок.