logo search
типми

Роль содержания и формы в журналисткой деятельности.

14.Информационное общество: подходы к изучению.

Термин «информационное общество» появился в 60е гг 20в в Японии (Хаяше).

Даниэл Бэлл не расссматривал информационное общество как термин, идентифицировал его как постиндустриальное общество.

Информационное общество – общество,где более 50% населения задействованы в сфере птребления, обмена, производства информации.

Германн Канн разработал концепцию информационного общества, ввел понятие «метрополис» (разновидность высокоразвитого мегаполиса со многими его частями), «мозаичная культура»(проникновение 1 культуры в другую).

Збигнев Бжезинский ввел термин «рассовый коктейль».

Тоффлер Олвин разработал теорию «Третья волна»

Развитие общества делится на:

1 волна – индустриальное общество (до 1955)

2 волна – постиндустриальное общество (до 1970х)

3 волна – супериндустриальное общество

В обществе существуют различные подходы к оценке феномена информационного общества.

Р. Ф. Абдеев пишет, что следствием информационной революции и становлением информационного общества становится развитие наукоемких производств с минимальным использованием сырья и энергии. В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, нет безработицы и национальных проблем, народ доволен жизнью.

Негативной стороной постиндустриального общества является опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин.

Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход. В рамках этой концепции также существует классификация обществ.

В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций.

Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа.

Все это в совокупности составляет, по определению последователей данного подхода, дух народа, обуславливающий определенное отношение к самому себе. Таким образом, можно говорить, что в рамках цивилизационного подхода в качестве основания для классификации обществ является складывающаяся в них культура.