35. Влияние крестьянской реформы 1961 года на структуру периодической печати России
Крестьянская реформа 1861 г. Крестьянская реформа способствовала распространению капиталистических отношений, росту городов и промышленности. Исчезал читатель-дилетант, интересующийся всем понемногу, но ничем в особенности, для дела. Периодическая печать из атрибута состоятельных слоев общества, превращается прессу грамотных слоев населения. Появлялся новый массовый читатель – ремесленники, чиновники, извозчики, прислуга. А вместе с ним и новый тип газеты – массовый. Это привело к расширению прав печати, росту числа и значения частных газет. Это было узаконено в 1865 г. во “Временных правилах о печати”. Согласно им от предварительной цензуры освобождались столичные ежедневные газеты и журналы, а также книги объемом более 10 печатных листов. Под цензурой оставались иллюстрированные, сатирические издания и провинциальная печать. Но это не значило отмену цензуры для части изданий. Министр внутренних дел в случае нарушений мог посылать им предостережения и даже по решению суда закрывать издания. Мог преследовать издателей в судебном порядке. Издание массовых газет становится коммерческим предприятием, главной задачей которого не только информировать публику, но и извлекать прибыль из своего дела. Заметен рост интереса к газетам среди мещан, купечества и других слоях населения. Появились новые газеты “Народная летопись”, “Очерки”, “Неделя”. Последняя была демократической, выступала против пережитков крепостного права, писала о положении рабочих. В ней сотрудничали революционные демократы и народники, в частности П.Лавров и А.Герцен. Все три газеты были недолговечны. В трудных условиях издавались частные провинциальные газеты “Черниговский листок”, “Волга”, “Воронежский листок”, “Киевский курьер”, “Сибирский вестник”, “Амур”. Эти издания удовлетворяли требованиям купечества в торговой информации, объявлениях и рекламе. Это были газеты, возникшие из скромных ярмарочных листков. И это не случайно. В провинции было трудно получить право на издание частных газет, но гораздо легче – на издание .биржевых или коммерческих листков. Так, постепенно “Нижегородский биржевой листок” превратился в литературную и политическую газету “Нижегородский листок”. Официальные губернские ведомости были слишком тяжеловесны и не удовлетворяли население крупных городов. Их издание осложняется “рогатками” цензуры и тем, что цензурные комитеты были только в больших городах. И чтобы получить его согласие на выпуск очередного номера, надо было отправлять его в Москву, Киев, Одессу или Вильну. И ждать решения. Ни о какой свежести новостей в провинциальной прессе говорить не приходилось. Создаются дешевые и непритязательные газеты для простонародья “Воскресный досуг”, “Народный листок”, “Рабочий”, “Друг народа”.
“Воскресный досуг” – еженедельник из 16-ти страниц, в котором публикуются сведения о придворной жизни, распоряжения правительства и законы, статьи о том, как жили люди в старину, зарубежная информация. Здесь проповедовались смирение, религиозность, сострадание к ближнему, добропорядочность и бережливость. Основными читателями были сельские учителя и низшее духовенство.
“Народная газета” была одной из первых российских газет для народа. Она писала о крестьянской реформе, стараясь внушить читателям идею необходимости подчинения власти, общности интересов всех слоев общества. Эта газета одной из первых стала продаваться отдельными номерами.
В это время можно выделить несколько направлений периодических изданий по отношению к крестьянской реформе и ее осуществлению:
славянофильское;
“почвенническое”;
монархическое;
либерально-буржуазное;
демократическое.
Славянофильские газеты “День” (1861), “Парус” (1859), “Москва”, “Москвич” (1867-1868) высказывались за необходимость освобождения крестьян с землей на основе общинного устройства и круговой поруки за выкуп. Но их издания, особенно журналы “Сельское благоустройство” и “Русская беседа” успехом и спросом не пользовались и скоро закрылись.
“Почвеннические” издания отстаивали идею необходимость осознания себя народом, консолидации на основе русской идеи, придание нации новой формы, взятой из нашей родной русской почвы. Причем под народом подразумевалось не только крестьянство, но и купечество. Это, например, журнал “Время”.
Монархические дворянские сословные издания выступали за сохранение прежних порядков при формальном освобождении крестьян. Выразителями чаяний землевладельцев были “Журнал землевладельцев”, “Земледельческая газета”, еженедельник “Домашняя беседа”, газеты “Весть” и “Гражданин”. Среди наиболее влиятельных монархических газет – “Московские ведомости” М.Каткова, который встал во главе этой старейшей русской газеты в 1863 г. Газета выступала за крепкую государственную власть, критиковала марксизм и осуждала рабочее движение.
Либерально-буржуазные газеты “Биржевые ведомости”, “Голос”, “Русские ведомости”, “Санкт-Петербургские ведомости” (до 1875 г.), “Новости”. Эти издания обзаводились собственными корреспондентами в различных уголках страны и за рубежом, создавали собственные типографии, внедряли технические новшества. Стала выходить почтовая газета “Северная почта”, которая отличалась большой скованностью и осторожностью суждений.
“Русский вестник” (1856) – либерально-консервативное издание М.Н.Каткова. В канун реформ он выступал за отмену крепостного права, но при сохранении царской власти и господствующего положения дворян-помещиков. Журнал активно выступает против демократов, в частности, против Герцена и Чернышевского. Издание имеет ярко выраженную патриотическую и государственную направленность – на его страницах критикуются все антирусские действия и намерения иностранных государств. Отстаивает интересы России и российского государства. С журналом сотрудничали многие крупные литераторы: Тургенев, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Л.Толстой, Достоевский, Крестовский ученые Вл.Соловьев, Н.Тихонравов, Ф.Буслаев. Это было авторитетное проправительственное издание, пользовавшееся вниманием читающей публики. Издавалось 50 лет и было закрыто после смерти М.Каткова.
“Вестник Европы” (1866-1918) – один из авторитетных и долговечных журналов России второй половины XIX в. Редактор – М.Стасюлевич, бывший профессор истории Петербургского университета. Историческое издание, ежеквартальное. С 1868 г. – ежемесячное. Первая часть отдавалась беллетристике и очеркам научного характера, вторая часть называлась “Хроника” и содержала внутренние и иностранные сообщения, литературные обозрения, библиографию. В этом журнале одно время печатался В.Стасов. В беллетристическом отделе печатались Салтыков-Щедрин, Гончаров, Тургенев, Островский, Мамин-Сибиряк и другие известные писатели. Немало произведений западных авторов было опубликовано на его страницах – например, Эмиля Золя. Поэзия была представлена стихами Фета, Плещеева, Апухтина, Полонского, а также декадентов Гиппиус, Минского. Печатались философские статьи Вл.Соловьева, мемуары Панаева, Анненкова, Буслаева, Гончарова, Софьи Ковалевской. В отделе науки выступали со статьями крупнейшие естествоиспытатели И.Сеченов, И.Мечников, А Бекетов. В своих выступлениях журнал ставит важнейшие вопросы современности, требующие скорейшего разрешения: крестьянский, финансовый, судебный, земский. Реформа школы, администрации. Одновременно он выступает против революционных методов борьбы, называет русских социалистов-революционеров врагами мирного процесса, “политическими убийцами”. Журнал был закрыт большевиками в 1918 г.
Демократические издания – прежде всего журналы “Современник” и “Русское слово”.
“Современник” – после “мрачного семилетия” журнал, редактируемый Некрасовым, заметно оживился. Здесь стали печататься И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Л.Н.Толстой. Появляется на его страницах юмористический раздел “Ералаш” – и в нем афоризмы и сентенции пародийного персонажа Козьмы Пруткова. В средине 50-х с журналом начинает сотрудничать как литературный критик и публицист Н.Г.Чернышевский. Он возрождает принципы Белинского, вступает в полемику с представителями дворянской этики и либеральными беллетристами. Это приводит к демократизации издания. В 1858 г. в журнал приходит работать Н.А.Добролюбов. Это усиливает демократические перемены в “Современнике”. В журнале открывается отдел “Политика”. От обсуждения крестьянской реформы “Современник” переходит к революционной пропаганде идей крестьянского восстания, к утверждению, что крестьянская реформа обернулась обманом народа, и его интересы не будут в ее ходе удовлетворены. Здесь разоблачаются помещики-крепостники и одновременно критикуются либералы-соглашатели, которые своей политикой могут свести на нет все усилия демократических сил. Главный жанр публицистики, в том числе и революционные, по-прежнему литературная критика. Добролюбов в своих известных статьях о пьесах А.Н.Островского, романе И.А.Гончарова и других поднимает острые социальные и политические вопросы, например. Осуждает крепостничество, порицает либералов за нерешительность и предательство народных интересов, убеждает читателей в осво-бодительной силе народа. Он анализирует опыт революционной борьбы западной Европы и приходит к выводу, что и Россия неизбежно пойдет тем же путем. Популярность “Современника” в эти годы была огромна, тираж доходил до 6-7 тысяч экземпляров.
“Русское слово” (1859-1866) – это было научно-популярное издание, отражавшее взгляды разночинной интеллигенции. В 1860 г. его редактором стал Г.Е.Благосветлов. В журнале были отделы науки и художественной литературы, критики и библиографии. На его страницах выступали Д.Писарев, П.Лавров, А.Щапов и другие представители демократической публицистики. Публицистическая направленность издания подчеркивается преобладанием статей по истории, философии, экономике, литературе в его содержании.
В 1862 г. было разрешено печатать объявления всем газетам, это позволило многим из них существенно улучшить свое материальное положение. Кроме того, газеты стали распространять не только по подписке, но и продавать в розницу, прежде всего на железнодорожных вокзалах. А в 1865 г. “Временными правилами” была разрешена уличная продажа газет разносчиками. Такое право надо было купить. Первоначально им монопольно владели 13 хозяев, которые получали от полиции 176 нагрудных блях для своих торговцев.
Русское телеграфное агентство (РТА) было создано в 1866 г. Извещение об этом было дано в газете “Биржевые ведомости”, при которой уже 4 года действовало свое телеграфное бюро. Агентство получило разрешение иметь свои бюро в разных городах, издавать свои бюллетени телеграмм и продавать их. Первоначально оно распространяло иностранную политическую информацию и коммерческие новости на территории страны организациям, редакциям газет и частным лицам. Но вскоре стало собирать и распространять за границей через немецкое агентство Вольфа внутрироссийскую информацию. Это облегчило получение информации, особенно провинциальными газетами. Вскоре к первому телеграфному агентству в России прибавилось еще два – Международное телеграфное агентство (1871) и Северное телеграфное агентство (1882). “Телеграфные бюллетени” иногда становились самостоятельной газетой. Так было в случае с газетой “Телеграф”. Все это привело к изменениям в самой журналистской профессии. Репортеры стали самой важной фигурой в редакциях, от их разворотливости и умения найти интересные материалы зависел успех газеты. Изменилось и содержание газетных полос: внутренняя и внешняя политика стали главным содержанием ежедневной газеты. Появился жанр передовой статьи. Частные газеты оттесняют на второй план официальные издания. Увеличился формат газет. В зависимости от необходимости печатались дополнительные страницы или выпускались дополнительные выпуски. Появились постоянные рубрики. Общие для большинства газет: заграничные известия, телеграммы, фельетоны. Изменилось и внешнее оформление газет. Текст располагался в несколько колонок, особо стал оформляться “подвал” – нижняя часть полосы, куда обычно заверстывали фельетон или большую статью. Критика в газетах была академической, спокойной. Большинство материалов были без подписи и их авторы не были известны публике. Были материалы, которые начинались словами “По слухам”. Значительное место в газете занимали объявления – от половины до трех полос. В это время была издана первая рекламная бесплатная газета “Листок объявлений”. Но предприятие оказалось неудачным из-за преждевременности.
Сатирическая журналистика этого периода заслуживает нескольких слов. Журналы “Искра”, “Гудок”, “Будильник”, “Весельчак”, “Арлекин”, “Развлечение” пользовались большим спросом. Главный посыл этих изданий – “земля наша велика. Но смеха в ней мало. Смеяться надо всем, лишь бы не скучать”. Кстати, журнал “Гудок” издавал Д.Минаев. А в “Будильнике” начинал свою литературную деятельность А.П.Чехов.
- Понятие «информация», «коммуникация», «масса».
- 2.Теория сми развивающихся стран.
- 3.Теория советских сми
- 4.Художественные жанры в журналистике.
- 5.Аналитические жанры в журналистике
- Теория социальной ответственности
- Либерторианская теория сми
- 8.Массовая информация, ее свойства.
- 9.Информационные жанры в журналистике
- Авторитарная теория сми
- 11.Нормативные теории сми.
- 12.Основные формы информационного обмена от появления языка до появления печатных газет.
- Роль содержания и формы в журналисткой деятельности.
- 15.Виды журналистики.
- .Теории информационного общества.
- 16. Закон о сми: основные положения.
- 18. Новый журнализм как явление
- 19. Журналистика Англии, Франции, Германии XVII века
- 20.Основные тенденции формирования и функционирования рынка прессы, радио и тв после становление независимости России.
- 22.Влияние цензуры на развитие прессы
- 23. «Персональный журнализм» и «новый журнализм» (проиллюстрировать на примерах)
- 24. Особенности партийной прессы.
- 25. Роль информационных агентств в развитии печатной прессы и журналистике в 19-начале 20 веках
- 26. Роль государства в монополизации сми
- 27. Структурные изменения в системе сми в период перестройки
- 28. Особенности становления Российской прессы в 18 веке
- 29. Основные формы концентрации на рынке сми
- 30. Методы исследования, применяемые в журналистике
- 31. Влияние «гласности» и «перестройки» на систему сми в ссср
- 32. Феномен «толстого» журнала (характерные черты, структура, жанры, привести пример)
- 33. Структура медиа-холдинга
- 34. Информационная политика средства массовой информации
- 35. Влияние крестьянской реформы 1961 года на структуру периодической печати России
- 36.Основные функции журналистики
- 38.Информационная и управленческая функции журналистики
- 39.Журналистика февральской и октябрьской революции: сходство и различие
- 40.Информационное общество: подходы к изучению.
- 41.Типология сми.
- 43.Феномен Penny-press и феномен толстого журнала.
- 44. Пресс-служба: разновидности, структура, функции.