logo search
Редактирование полный текст

12. Редакторский опыт а.Бестужева, к.Рылеева.

Подготовка альманахов характеризует уровень развития редактирования в первой трети XIX века. В сущности, альманах не был еще целостной системой, издатель рассматривал его исключительно как средство доведения произведений литературы и графики до читающей публики. Не случайно заглавия альманахов не отражали их содержания. Как правило, это были условно-поэтические или романтические названия: "Утренняя заря", "Свиток муз", "Цветы граций", "Минерва или Дамская карманная книжечка", "Мнемозина", "Календарь муз на 1826 год" и пр.

Для нас альманахи представляют интерес, прежде всего потому, что в них достаточно ясно проявляется управляющая роль издателя-редактора. С 1823 года выходит альманаха "Полярная звезда". Вышло три книжки альманаха - в 1823, 1824, 1825 годах. Издателями были К. Рылеев и А. Бестужев. Деятельность редакции этого альманаха показывает, что издатель-редактор определяет "лицо" издания за счет отбора произведений литературы и объединения вокруг редакции определенных авторов.

В "Полярной звезде" отдел поэзии возглавлял К. Рылеев, отбором материала, составлением выпусков альманаха занимался А. Бестужев. Он же обеспечивал и организационные вопросы, вел переговоры с цензором. В то время специального корректора в редакции не было, и Бестужев сам вычитывал номера. Таким образом, как и раньше, редактором альманаха является сам издатель, он же организует издание, формирует его состав, готовит материалы к печати. Издатели "Полярной звезды" первыми стали выплачивать авторский гонорар. Рылеев и Бестужев (литературный псевдоним Марлинский) являлись и авторами альманаха. Особое место здесь заняли знаменитые критические обзоры Бестужева. Критерии оценки произведений для публикации в "Полярной звезде" включают такие требования к содержанию, как гражданский пафос, идеи свободолюбия, просветительство, критика несправедливости существующего строя, отражение народной жизни. Издатели, они же и редакторы, опирались на позиции декабризма и определяли принципы отбора произведений, исходя из этих позиций.

13. Редакторская подготовка книжных изданий в 1/3 19 века в России.

В первой трети XIX века редакторское искусство вступило в новую фазу своего развития. В 1802 году произошло возрождение вольных типографий, в связи с чем возросло количество книг, выпускаемых московскими и петербургскими типографиями и издательствами. Книгопечатание в провинциальных городах России развивалось медленно. Всего в течение только первых пяти лет наступившего века было издано 1304 русские и 641 иностранные книги. Среди провинциальных городов наиболее крупными центрами книгоиздательства были Казань, Орел, Смоленск, Астрахань. До середины 30-х годов увеличивался рост книжной продукции, затем до начала 50-х годов количество выпускаемых книг оставалось примерно на одном уровне.

В 1804 году был обнародован первый в России цензурный устав, который предусматривал предварительную цензуру. Это послужило толчком к формированию таких жанров, как публицистическое обозрение, публицистические очерки и статьи.

Увеличивалось не только количество и тиражи книг, но менялось и их содержание. Страна развивалась в условиях назревшего кризиса феодально-крепостнической системы, россияне интересовались литературой по сельскому хозяйству, техническими книгами. Большим спросом пользовались произведения по социальным, правовым, крестьянским вопросам. Печатались книги преимущественно в государственных типографиях Петербурга и Москвы.

В 1807 году был обнародован высочайший рескрипт об открытии типографий во всех губернских городах. Увеличивалось число типографий, принадлежащих частным лицам: в 1802 году в Санкт-Петербурге было пять вольных типографий, а в 1811 году – уже около 20. Открывались частные типографии и в других городах России. Известны имена издателей-коммерсантов В. А. Плавильщикова (1768 – 1823), И. В. Сленина (1789 – 1836), А. А. Плюшара (1806 – 1865), Глазуновых.

В начале XIX века возникло 84 новых периодических издания в Санкт-Петербурге и Москве и три в других городах России – Астрахани, Казани, Одессе. Однако эти издания просуществовали недолго в связи со строгостью цензуры, небольшим числом подписчиков, отсутствием издательского опыта.

Занятие журналистикой и редактированием оставалось в то время делом любительским, понятие литературных гонораров пришло гораздо позже. Однако именно в первой трети XIX века определяется характер работы редактора и круг его обязанностей в современном понимании этого слова. Лишь в первой трети XIX века издатели убедились в необходимости редакторской подготовки всех книг. Сначала взаимоотношения между редакторами и издателями складывались следующим образом: издатель был материально-ответственным лицом и собственником издания, а редактору вменялось в обязанность поставлять определенное количество статей, вносить по необходимости исправления и вести корректуру.