2.1. Летняя школа журналистики, медиаменеджмента и pr студенческой газеты «Gaudeamus»
Идея: Летняя школа Gaudeamus - пионер проектного обучения в российском журналистском образовании. Она появилась в 2003 году как интенсивная программа для коллектива газеты Gaudeamus. Идея ее создания принадлежит Олегу Воробьеву, Эдуарду Шишкину и Елене Дюковой. С 2003 года в ней проводятся интенсивные программы, в которых выпускаются газеты, радиопрограммы, создаются интернет-ресурсы. Для многих участников это первый подобный опыт. И он становится успешным всего за 8 дней.
С первого же лета к школе присоединились молодые журналисты из вузовских газет Петербурга.
Положение: Летняя школа Gaudeamus - это уникальная методика обучения, направленная на формирование и систематизацию теоретических и практических знаний в области медиа. Программа построена как сочетание теоретических и практических занятий. Выполнение самостоятельных заданий направленно на применения вновь полученных знаний, поиска новых контактов и эффективного выстраивания коммуникаций (проектное моделирование).
Цели и задачи:
Цель: содействие повышению профессиональных стандартов в области журналистики, а также способствование созданию современных качественных информационных продуктов через повышение профессиональной квалификации журналистов, редакторов, менеджеров СМИ, а также PR-специалистов.
Задачи: развитие медийного образования в России и подготовка кадров для медиа-сферы; содействие повышению личного профессионализма работников медиа-сферы и повышению конкурентоспособности на рынке труда каждого из участников; стимулирование процесса внедрения новых форм организации деятельности в редакциях; формирование и развитие сообщества специалистов в области медиатехнологий; развитие эффективных коммуникаций между СМИ и обществом.
Учредителями и организаторами Летней школы Gaudeamus являются:
Городская студенческая газета Gaudeamus;
Общество с ограниченной ответственностью «Гаудеамус».
В данной летней школе занятия проходят в историческом центре Санкт-Петербурга, в аудиториях Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Во время всего учебного процесса организован доступ Wi-Fi. Все участники, в независимости от выбранного направления смогут научиться создавать и продвигать свои информационные продукты в Сети.
Знания навыки, полученные в стенах Летней Школы будут полезны:
• журналистам и редакторам печатных и электронных СМИ,
• журналистам и редакторам молодежных и вузовских медиа-проектов
• специалистам по связям с общественностью,
• сотрудникам пресс-служб вузов и некоммерческих организаций
• рекламистам, медиаменеджерам,
• всем, кто хочет научиться говорить, фотографировать, писать и редактировать для СМИ.
Регистрация участников проходит на официальном сайте студенческой газеты «Gaudeamus» по специальной анкете. В анкете необходимо указать фамилию, имя, отчество, город и страну проживания и контактные данные (телефон, e-mail и адрес страницы в социальной сети).
Участники: до 100 человек из 20 городов России и стран СНГ.
Каждый редактор и издатель знает, что в ежедневной рутинной работе нет времени для обучения персонала, для того, чтобы объяснять «простые истины», разбирать и комментировать то, что люди пробуют делать в первый раз в жизни. Именно поэтому руководители СМИ с удовольствием направляют своих сотрудников на подготовку в данную Летнюю Школу.
Особенно острую необходимость в Летних Школах испытывают молодежные и студенческие издания, где коллектив полностью обновляется раз в 2 года. При этом никакой другой особой специфики молодежных СМИ не существует: люди занимаются подготовкой журналистов и редакторов любого профиля.
Новыми в Летней Школе являются следующие направления:
• семинар по организации интенсивной подготовки журналистов
• семинар по разработке WEB-сайтов для редакторов и менеджеров, не обладающих техническими знаниями.
• семинар по связям с общественностью
Программа Школы строится по следующим направлениям:
• журналистика;
• медиаменеджмент;
• связи с общественностью (PR);
• моделирование информационного WEB-сайта;
• дизайн и верстка;
• репортажная фотография.
Формы мероприятий:
• семинары; тренинги по сбору информации и созданию журналистского продукта; экскурсионно-познавательные программы; мастер-классы с участием мастеров СМИ, преподавателей вузов; разработка проектов;
Программу выбирают себе сами участники в соответствии со своими интересами, потребностями и уровнем знаний.
Летняя школа работает в двух пространствах:
• Лекторий
• Мастерские проектов
Пространства разделены между собой. Участники имеют возможность перемещаться по своему усмотрению. Весь лекционный материал идет в один общий поток. Невозможно пропустить для себя что-то важное, так как здесь нет параллельных лекций, семинаров или тренингов. В момент, когда идет не ваш лекционный материал, можно работать в пространстве мастерских над своими проектами - под руководством экспертов. Они ответят на вопросы, покажут, как правильно сделать, оценят ваши действия.
На мастерских, в отличие от лекций, не принято «просто слушать». Предполагается, что каждая мастерская завершается созданием продукта: текста, заголовка, интернет-страницы, серии фотографий, рекламы или пресс-релиза24.
Тематические блоки лекционнного пространства:
• Как создавать новости. Поиск, создание и использование информационных поводов.
• Источники информации. Как сплести свою информационую паутину, куда попадет все, что надо. Поиск, классификация и обслуживание источников информации.
• Актуальные жанры журналистики.
• Основы стилистики и редактирования.
• Мастер заголовоков. Как писать хорошие и гениальные заголовки для газет и интернета.
• Как организовать работу редакции. Современные технологии. Мотивация и обучение журналистов.
• Репортажная фотография. Техника съемки.
• Эффективный пиар вуза, некоммерческой организации, госструктур. Пиар с нулевым бюджетом.
• Монетизация медиапроектов. Виды и техники продаж. Расчет эффективности.
• Копирайтинг. Разработка рекламы.
• Главные принципы дизайна в печатных изданиях и интернет-ресурсах. Примеры хорошего дизайна.
• Как создать свой сайт и сделать его доступным для пользователей в интернете.
• Продвижение интернет ресурсов. Суть и приколы интернет-поиска.
• Контекстная реклама: все, что вы стеснялись спросить.
Преподаватели:
В разные годы преподавателями Летней школы были: Самуил Лурье, Константин Шолмов, Jeff Magness, Юлия Савенкова, Алексей Петюков, Анастасия Смирнова, Марианна Баконина, Александр Пронин, Мария Манушина, Виктор Соколов, Владимир Дубко, Наталия Воробьева-Десятовская, Павел Перец.
Дмитрий Кабин. Директор крупнейшей в России студенческой газеты
Gaudeamus — Москва. Учредитель конкурсов Мисс Gaudeamus города Москвы и Мисс Gaudeamus России. Директор школы журналистики Gaudeamus в Москве. Более 5 лет в сфере медиабизнеса.
Куратор учебной программы ДДМ (Детского Движения Москвы) по направлению "Интернет-СМИ". Коммерческий директор рекламного отдела Gaudeamus.
Григорий Набережнов. Главный редактор городской студенческой газеты Gaudeamus. Родился в Питере в 1987 году. Закончил Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена по специальности «История России».
Анатолий Полицын. Ведущий блока «Создание, продвижение и монетизация вэб-сайтов». Технический директор Вэб-студии рекламного агентства «Синапс» (г. Вологда).
Татьяна Набиркина. Ведущая блока занятий PR. Начальник отдела по связям с общественностью областного молодежного центра «Содружество» (upinfo.ru), PR-менеджер молодежной общественной организации «Творческое объединение «ТОННА» (to-tonna.ru), PR-менеджер международного фестиваля «Мультитматограф» (multimatograf.ru) (г.Вологда).
Алексей Компанийченко. Родился в 1978 г., пос. Волосово, Лен.обл, 1995 - закончил среднюю шк. №483 в СПб, 1996-2001 СПбГУ, факультет журналистики.
В 1998 году занял 3-е место в международном конкурсе ЮНЕСКО по теме «Образование», за фотографию с учениками группы продлённого дня. В период обучения в университете проходил стажировки:
1997 - США, Лос-Анджелес, UCLA
1999 - Голландия, Мастрихт,
2000 - Дания, Эсберг, школа журналистики
Работа: С 1996, по 2002 сотрудничал с газетами: СПб Ведомости, Новые Известия, Gaudeamus, Известия, Собеседник, 5 колесо, Деловой Петербург, Spb Times и с журналами Северный Рубеж, Проспект, Where, Review, Эксперт Северо-Запад, Компьютера, Взрослые игры, Boston Globe, St Francisco Chronicle.
С конца 2002 года и по сей день работа с глянцевой прессой: ELLE, Cosmopolitan, Glamoure, Madame Figaro, Marie Claire, Face Control, Собака, Play Boy, Vogue, Harpers Bazar, L'Offesiel. Также в этот период работа с Нидерландской Ассоциацией Прессы.
С 2002 по 2009 - официальный фотограф петербургской недели моды «Дефиле на Неве»
Сделал две персональные фотовыставки в 2000 и в 2005 годах.
Итогом ЛШ являются различные проекты, один из них представлен ниже в данной работе.
Литературный проект школы Gaudeamus «Нате»
Участники проекта:
1. Анна Спиридонова, Вологда
2. Елизавета Хоменок, Киев
3. Андрей Гореликов, Красноярск
4. Наталья Варламова, Санкт-Петербург
Команда проекта считает, что в современном мире тяжело найти площадку для публикации своих статей, эссе, фоторепортажей. Цель проекта «Нате» – предоставить молодым людям эту свободную площадку для публикации результатов своего творчества.
Аудитория проекта – молодые креативные люди, работы которых еще нигде не публиковалась и которые хотят, чтобы их услышали и заметили.
Проект уже собрал в свою базу несколько стихотворений, фотографий и большое количество текстовых журналистских материалов. Все материалы, которые собирает команда «Нате», можно посмотреть в группе в социальной сети www.vkontakte.ru25 .
- Глава 1 Развитие журналистского образования в России и за рубежом…...10
- Глава 2 Особенности функционирования «Летних Школ Журналистики»…38
- Введение
- Глава 1. Развитие журналистского образования в России и за рубежом
- История отечественного журналистского образования
- Журналистское образование в России
- 2. Второй этап - 40-80-е годы хх в.
- Формы журналистского образования
- 1.2 История журналистского образования за рубежом
- 1.3 История создания «Летних Школ Журналистики» в России и за рубежом
- Основные черты «Летних Школ»
- «Летние Школы Журналистики» за рубежом
- Глава 2. Особенности функционирования «Летних школ журналистики»
- 2.1. Летняя школа журналистики, медиаменеджмента и pr студенческой газеты «Gaudeamus»
- 2.2. «Летняя Школа Журналистики» от еженедельника «Русский Репортер»
- 2.3 «Летняя школа аналитической и расследовательской журналистики» памяти ю. Щекочихина»
- 2.4. «Летние и Зимние научные школы журналистики», проходящие ежегодно на факультете журналистики мгу
- 2.5. Освещение «Летних школ журналистики» в сети Интернет
- Сравнительный анализ вышеперечисленных «Летних школ журналистики»
- Летняя школа журналистики, медиаменеджмента и pr студенческой газеты «Gaudeamus»
- Список использованной литературы