10 Деятельность Германского Веркбунда. Теория г Мутезиуса. Борьба за "разумную вещественность" Новая программа для дизайнеров
В 1907 году в Германии возникло новое национальное объединение, которое взяло на себя задачу развивать и пропагандировать прикладное и промышленное искусство, а также повышать качество изделий массовой продукции. Это был Германский Веркбунд, куда вошли архитекторы, дизайнеры, ремесленники, предприниматели и торговцы. Появление этой организации было результатом борьбы за простоту – кампании, которую вел Герман Мутезиус, – ибо высокие цены и слово «Kunstgewerbe» (художественные ремесла) ограничивали большую часть сбыта продукции в современном стиле, областью торговли предметами роскоши. Некоторые ведущие промышленные фирмы разделяли взгляды Мутезиуса, и в названии новой организации (Веркбунд) такие понятия, как «искусство» или «художественный», отсутствовали.
Одним из крупнейших завоеваний Веркбунда было обеспечение защиты авторских прав, как дизайнеров, так и изготовителей. Покупатель, останавливавший свой выбор на изделии художников, одного из членов Веркбунда знал, что он приобретает вещь, единственную в своем роде. С одной стороны, членство в этой организации было выгодно с коммерческой точки зрения. С другой стороны, чтобы стать членом Веркбунда, нужно было зарекомендовать себя созданием качественных изделий.
Основанию Веркбунда непосредственно предшествовала активная теоретическая и организаторская деятельность видного деятеля немецкой культуры начала века, Германа Мутезиуса.
Мутезиус начинает с 1904 года активно пересаживать на немецкую почву идеи движения за новый стиль в архитектуре и художественной промышленности.
Исходные программные положения Мутезиуса совпадают с принципами «Нового движения». Он воюет со «стилевыми модами», с «маскарадными костюмами» для новых вещей, восхваляет «разумную вещественность», требует от современных произведений «совершенной и чистой целесообразности».
Главное содержание современной художественной промышленности, прежде всего правильно и по существу выяснить цель каждого предмета и логически развить его форму из этой цели».
Мутезиус выдвигает в качестве универсального принципа формообразования «функцию данного предмета». Мутезиус может считаться основателем Веркбунда и с 1907 по 1914 год был его вице-президентом.
Среди десяти тезисов Мутезиуса, распространенных на конференции, новыми и привлекшими к себе особое внимание были требования именно «типизации». Первый и второй тезисы гласили:
«1. Архитектура и вместе с ней вся сфера творчества в Веркбунде проникается типизацией, и только благодаря ей можно снова достичь той всеобщности смысла, которая была свойственна эпохам гармонических культур.
2. Только посредством типизации, понимаемой как результат некоей благотворной концентрации, можно снова обрести пути к всеобще значимому и самостоятельному вкусу».
- 1 Дизайн понятие. Признаки, социальное значение и классовость дизайна. Специфика дизайн-деятельности.
- 2 Первые признаки единства пользы и красоты в предметном мире древности.
- 3 Ремесло как способ производства в эпоху Средневековья
- 4 Возникновение промышленного дизайна
- 5 Российский инженерный дизайн 18-19в
- 6 Первые шаги и идеи современного промышленного дизайна. Протест против механизации Дж Рескин
- 7 Теоретическая концепция у Морриса
- 8 Немецкий архитектор и теоретик г Земпер
- 9 Значение стиля "модерн" в становлении дизайна
- 10 Деятельность Германского Веркбунда. Теория г Мутезиуса. Борьба за "разумную вещественность" Новая программа для дизайнеров
- 11 Роль Питера Беренса в развитии новой эстетики предметной среды и промышленной культуре
- 12 Роль вхутемаСа в развитии дизайна в россии
- 13 Послеревалюционная реформа системы художественного образования в России вхутемас и вхутеин
- 14 Деятельность баухаус. Основоположники и деятели баухауСа
- 15 Конструктевизм в россии 20х годов 20 века его влияние на развитие дизайна. Пионеры советского дизайна
- 16 Дизайн начала 20 века в западной европе и сша
- 17 Международные организации по дизайну вниитэ цели задачи деятельность
- 18 Американский концептуальный дизайн середины 20 века
- 19 Дизайн среды на современном этапе
- 20 Индустриальный дизайн на современном этапе
- 21 Графический дизайн на современном этапе
- 22 Арт-дизайн на современном этапе
- 23 Дизайн-икон 20 века в россии и зарубежные дизайнеры
- 24 Классический дизайн Дизайн проектирование. Коммерческая сущность дизайна