logo
История дизайна 1 курс / вопросы

7 Теоретическая концепция у Морриса

Началом публичной деятельности Уильяма Морриса принято считать 1877 год, когда он в лондонской Гильдии по изучению ремесел прочел свою первую публичную лекцию «Малые искусства».

Моррис стал авторитетом для ряда художников «модерна», воспринявших его идеи о роли искусства в исправлении недостатков общества. Каждое новое направление в искусстве по-своему трактовало наследие Морриса, выделяя в нем новые аспекты. Например, в России, в 20-е годы 20-го века Морриса считали, прежде всего, реформатором профессионального прикладного искусства. В 50-егоды когда закладывались основы технической эстетики, его трактовали преимущественно с позиций связи красоты и пользы, в духе предыстоков функционализма и модульности. В наше время, когда на первый план выступило понятие среды и связанные с ней проблемы хаоса и упорядочения формы, сохранения равновесия нового предметного окружения с природой и всем культурно-историческим наследием.

В историю дизайна Моррис вошел, прежде всего, как художник-организатор, способный соединить или сблизить усилия мастеров разной специализации. Это проявилось уже при постройке его первого дома – Ред Хауза (Красного дома – по цвету неоштукатуренных снаружи кирпичных стен в духе старых сельских построек)

Он стал первым манифестом нового художественного течения, которое ставило перед собой цель повлиять на существующие стиль и вкусы общества с помощью изменения предметной среды.

В чем же заключалась моррисовская концепция среды, которая наиболее близка нам сегодня. Его обращение к проблемам среды было вызвано резким смещением между сложившимися, традиционными представлениями об окружении и изменяющимся образом жизни.