logo
История дизайна 1 курс / вопросы

10 Деятельность Германского Веркбунда. Теория г Мутезиуса. Борьба за "разумную вещественность" Новая программа для дизайнеров

В 1907 году в Германии возникло новое национальное объединение, которое взяло на себя задачу развивать и пропагандировать прикладное и промышленное искусство, а также повышать качество изделий массовой продукции. Это был Германский Веркбунд, куда вошли архитекторы, дизайнеры, ремесленники, предприниматели и торговцы. Появление этой организации было результатом борьбы за простоту – кампании, которую вел Герман Мутезиус, – ибо высокие цены и слово «Kunstgewerbe» (художественные ремесла) ограничивали большую часть сбыта продукции в современном стиле, областью торговли предметами роскоши. Некоторые ведущие промышленные фирмы разделяли взгляды Мутезиуса, и в названии новой организации (Веркбунд) такие понятия, как «искусство» или «художественный», отсутствовали.

Одним из крупнейших завоеваний Веркбунда было обеспечение защиты авторских прав, как дизайнеров, так и изготовителей. Покупатель, останавливавший свой выбор на изделии художников, одного из членов Веркбунда знал, что он приобретает вещь, единственную в своем роде. С одной стороны, членство в этой организации было выгодно с коммерческой точки зрения. С другой стороны, чтобы стать членом Веркбунда, нужно было зарекомендовать себя созданием качественных изделий.

Основанию Веркбунда непосредственно предшествовала активная теоретическая и организаторская деятельность видного деятеля немецкой культуры начала века, Германа Мутезиуса.

Мутезиус начинает с 1904 года активно пересаживать на немецкую почву идеи движения за новый стиль в архитектуре и художественной промышленности.

Исходные программные положения Мутезиуса совпадают с принципами «Нового движения». Он воюет со «стилевыми модами», с «маскарадными костюмами» для новых вещей, восхваляет «разумную вещественность», требует от современных произведений «совершенной и чистой целесообразности».

Главное содержание современной художественной промышленности, прежде всего правильно и по существу выяснить цель каждого предмета и логически развить его форму из этой цели».

Мутезиус выдвигает в качестве универсального принципа формообразования «функцию данного предмета». Мутезиус может считаться основателем Веркбунда и с 1907 по 1914 год был его вице-президентом.

Среди десяти тезисов Мутезиуса, распространенных на конференции, новыми и привлекшими к себе особое внимание были требования именно «типизации». Первый и второй тезисы гласили:

«1. Архитектура и вместе с ней вся сфера творчества в Веркбунде проникается типизацией, и только благодаря ей можно снова достичь той всеобщности смысла, которая была свойственна эпохам гармонических культур.

2. Только посредством типизации, понимаемой как результат некоей благотворной концентрации, можно снова обрести пути к всеобще значимому и самостоятельному вкусу».