9. Текст как продукт журналистского творчества. Функции текста.
Является классическим текстом, но имеет отличительные свойства.
Текст – способ вербального либо графического отображения информации при помощи системных знаков, связанных семантическим и структурным единством.
Свойства текста. Выраженность в знаках, отграниченность (целостность), имеет начало и конец, противопоставляется тому, что не входит в состав, структурность (внутренняя организация и система отношений между отдельными элементами текста).
Уровни изучения текста и знаковых систем. 1. Семантика – отражение в тексте действительности и и его содержание. 2. Синтактика – структурная и внешняя организация. 3. Прагматика – анализ эффективности текста на аудиторию.
Специфика журналистского текста. 1. Лексическая основа – синтез литературной и разговорной речи, устного и публичного выступления, научных сообщений. 2. Социальная активность текста – формирование позиции аудитории к явлению. 3. Степень дискретности, т.е. раздробленности и фрагментарности отдельных сообщений. 4. Взаимодействие журналистского текста с аудиторией, его зависимость от системы социальных отношений, исторической эпохи и индивидуального опыта автора и его авторского стиля.
Характеристики качества журналистского произведения: 1. Актуальность и значимость проблемы. 2. Глубина, достоверность, новизна понимания фактов. 3. Новизна, конструктивность идеи, ее убедительность. 4. Соответствие информации запросам аудитории. 5. Полнота, яркость, мотивированность использования выразительных средств. 6. Четкость композиции и монтажа. 7. Лексико-стилистическая грамотность.
Основные функции журналистского текста: 1. Познавательная – в процессе создания текста ж-т конструирует, воссоздает отдельные проблемы действительности и осмысливает их в общем. При этом сталкивается с разными формами знаний и разными уровнями достоверности. Истолкование, доведение до аудитории, анализ – смысл функции. 2. Аксиологическая (ценностная) – ж-т в любом произведении представляет аудитории свою мировоззренческую позицию, ценности, идеалы и уровень культуры, личностной и профессиональной. 3. Антологическая – в любом журналистском произведении отражается единство о многообразие мира, его нетипичные или уникальные характеристики, свойства, объекты показаны во времени и пространстве и отражает социальную динамику. 4. Коммуникативная – текст – средство выражения между ж-м и аудиторией; в более широком понимании – как факт наличия культуры, дающий информацию об обществе на определенном этапе развития. 5. Семантическая – каждое произведение несет смысловую нагрузку и соотносится с подтекстом и контекстом.
- Журналистика как творческая деятельность.
- Стадии профессионализма в журналистике.
- Типология творческих индивидуальностей.
- Сотрудничество в журналистской деятельности (сотворчество).
- 7. Система творческих методов в журналистике. Специфика метода констатации.
- 8. Метод интерпретации и его разновидности.
- 9. Текст как продукт журналистского творчества. Функции текста.
- 10. Понятие жанра. Метод и жанр.
- 11. Жанрообразующие факторы.
- 12. Жанровая типология современной прессы.
- 13. Современные тенденции развития жанровой системы.
- 14. Факт как основа журналистского произведения. Типы фактов. Использование фактов в различных жанрах.
- 15. Образ в журналистике. Виды образов.
- 16. Источники информации в работе современного журналиста.
- 18. Наблюдение как метод сбора информации.
- 19. Эксперимент и ограничения в его использовании.
- 20. Интервью как метод получения сведений.
- 21. Исследование документов – традиционный метод получения информации.
- 22. Нетрадиционные методы сбора данных.
- 23. Тема и идея журналистского произведения.
- 24. Элементы содержания журналистского текста: ситуация, проблема, конфликт.
- 25. Система аргументации в аналитических произведениях.
- 26. Стадии создания журналистского текста.
- 27. Заголовок и его значение в журналистском произведении.
- 28. Специфика написания лида. Виды лидов.
- 29. Элементы композиции журналистского произведения.
- 30. Новость и информация в журналистике. Критерии отбора новостей.
- 31. Виды новостей и их содержательное наполнение.
- 32. Сенсация и слухи как основа новостной журналистики.
- 35. Заметка и ее виды.
- 36. Малые жанровые формы: анонс, аннотация, блиц-опрос.
- 37. Отчет в современной журналистике: востребованность жанра.
- 39. Жанровые разновидности интервью.
- 40. Подготовка и проведение интервью.
- 41. Технология работы над текстом в жанре интервью.
- 42. Специфика репортажа в современной журналистике.
- 43. Виды репортажа.
- 56. Расследование как жанр и метод в журналистике.
- 49. Колумнистика как новая форма подачи материала в современной журналистике.
- 45. Общая характеристика аналитических жанров.
- 60. Художественно-публицестические жанры в современной периодике.