60. Художественно-публицестические жанры в современной периодике.
Являются наиболее редко используемыми т.к.: СМИ становятся наиболее оперативными, потребность в донесении информации без иносказаний, падение общего уровня аудитории. Исследуется человек, социальные, духовно-нравственные проблемы общества, которые подаются в образной форме с помощью психологического и эмоционального воздействия на читателя.
Главный жанр – очерк – относится и к литературе, сочетает в себе образность и документальность. Сочетает в себе логико-понятийный и эмоционально-образный способ отображения действительности. В очерке соединено 3 начала: художественное (образное использование и осмысление художественных средств, нехарактерных для аналитики, повествуется от лица автора, реального лица); публицистическое (заключается в опоре на конкретные факты и события, присуща документальность); научное (выражается в направлении очерка на исследовании общественно важных проблем и в рассмотрении человека сквозь призму характеристик и социальных отношений, автор выбирает характеры людей типичные для современной действительности и причины возникновения таких отношений).
Виды: 1. Портретный – наиболее распространен, цель – раскрытие психологических характеристик личности, раскрывает мотивы поступков человека, индивидуальные и типичные черты. Краткий, лаконичные рассказ о чьей-либо жизни, дает систему ценностей и идеалов героя. 2. Проблемный – в образной форме исследуются закономерности развития процессов и ситуаций. Близок к статье. Характерна авторская позиция в описании. 3. Путевой – рассказ, описание автором события, с которым он сталкивается в поездке, путешествии, командировке, отбор важного факта, специфика увиденного и осмысленного. Может сочетать в себе предыдущие два вида.
Эссе.
Наиболее личностный и персонифицированный, требует оригинальности мышления, опыт в области, о которой рассказывает. Самый молодой жанр, существует в литературе с 16 века, родоначальник Монтель. Основа – процесс познания мира, отраженный в процессе самопознания мира. Все г7лобальные проблемы автор пропускает через себя. Раскрытие в максимальной степени образа автора и свободное авторское самовыражение путем открытых рассуждений. Может строится без фабулы и диалога, без аргументированной концепции. Авторский анализ мироощущения и уровня развития общества. На эссе накладывает отпечаток мировоззрение автора, философские и эстетические идеалы, особенности эмоционального самосознания. основное ядро – личность автора-публициста, предполагает собой молчаливый диалог автора-повествователя и читателя. Посвящено глобальным проблемам развития общества в духовном отношении. Базируется на рассмотрении актуальных проблем человечества.
Разновидности: 1. Литературно-критическое – рассмотривает творческую биографию либо произведение в соответствии с субъективной авторской оценкой. 2. Философская – о смысле жизни и других наиболее абстрактных категориях. 3. Научно-публицистическое – близко по структуре и тематике к проблемному очерку. Но тут большее присутствие автора и его переживаний, эмоций, использование оригинальных стилистических особенностей, более свободный стиль. 4. Организационно-управленческое – когда необходимо оценить нестандартную деятельность. Используется очень редко.
Фельетон.
Цель – обличение пороков и искоренение социальных недостатков. Создание в деформированной форме образов, негативных явлений в комической, иносказательной форме, заостряя и гиперболизируя свойства, черты, явления. Характерно – ассоциация как художественный прием, активное использование образности. Задача: способность вызвать оценку негативным моментам. В основе лежит конфликт. Используется редко и мало, исчезла потребность в иносказании и этические ограничения.
Памфлет.
Сатирическое произведение. Характерна политическая направленность, конец 18 – начало 19 вв. цель – разоблачение и критика чуждой политической системы взглядов. Основывается на иронии и сарказме.
- Журналистика как творческая деятельность.
- Стадии профессионализма в журналистике.
- Типология творческих индивидуальностей.
- Сотрудничество в журналистской деятельности (сотворчество).
- 7. Система творческих методов в журналистике. Специфика метода констатации.
- 8. Метод интерпретации и его разновидности.
- 9. Текст как продукт журналистского творчества. Функции текста.
- 10. Понятие жанра. Метод и жанр.
- 11. Жанрообразующие факторы.
- 12. Жанровая типология современной прессы.
- 13. Современные тенденции развития жанровой системы.
- 14. Факт как основа журналистского произведения. Типы фактов. Использование фактов в различных жанрах.
- 15. Образ в журналистике. Виды образов.
- 16. Источники информации в работе современного журналиста.
- 18. Наблюдение как метод сбора информации.
- 19. Эксперимент и ограничения в его использовании.
- 20. Интервью как метод получения сведений.
- 21. Исследование документов – традиционный метод получения информации.
- 22. Нетрадиционные методы сбора данных.
- 23. Тема и идея журналистского произведения.
- 24. Элементы содержания журналистского текста: ситуация, проблема, конфликт.
- 25. Система аргументации в аналитических произведениях.
- 26. Стадии создания журналистского текста.
- 27. Заголовок и его значение в журналистском произведении.
- 28. Специфика написания лида. Виды лидов.
- 29. Элементы композиции журналистского произведения.
- 30. Новость и информация в журналистике. Критерии отбора новостей.
- 31. Виды новостей и их содержательное наполнение.
- 32. Сенсация и слухи как основа новостной журналистики.
- 35. Заметка и ее виды.
- 36. Малые жанровые формы: анонс, аннотация, блиц-опрос.
- 37. Отчет в современной журналистике: востребованность жанра.
- 39. Жанровые разновидности интервью.
- 40. Подготовка и проведение интервью.
- 41. Технология работы над текстом в жанре интервью.
- 42. Специфика репортажа в современной журналистике.
- 43. Виды репортажа.
- 56. Расследование как жанр и метод в журналистике.
- 49. Колумнистика как новая форма подачи материала в современной журналистике.
- 45. Общая характеристика аналитических жанров.
- 60. Художественно-публицестические жанры в современной периодике.