logo
ОТМЖ_Микрозачет

9. Текст как продукт журналистского творчества. Функции текста.

Является классическим текстом, но имеет отличительные свойства.

Текст – способ вербального либо графического отображения информации при помощи системных знаков, связанных семантическим и структурным единством.

Свойства текста. Выраженность в знаках, отграниченность (целостность), имеет начало и конец, противопоставляется тому, что не входит в состав, структурность (внутренняя организация и система отношений между отдельными элементами текста).

Уровни изучения текста и знаковых систем. 1. Семантика – отражение в тексте действительности и и его содержание. 2. Синтактика – структурная и внешняя организация. 3. Прагматика – анализ эффективности текста на аудиторию.

Специфика журналистского текста. 1. Лексическая основа – синтез литературной и разговорной речи, устного и публичного выступления, научных сообщений. 2. Социальная активность текста – формирование позиции аудитории к явлению. 3. Степень дискретности, т.е. раздробленности и фрагментарности отдельных сообщений. 4. Взаимодействие журналистского текста с аудиторией, его зависимость от системы социальных отношений, исторической эпохи и индивидуального опыта автора и его авторского стиля.

Характеристики качества журналистского произведения: 1. Актуальность и значимость проблемы. 2. Глубина, достоверность, новизна понимания фактов. 3. Новизна, конструктивность идеи, ее убедительность. 4. Соответствие информации запросам аудитории. 5. Полнота, яркость, мотивированность использования выразительных средств. 6. Четкость композиции и монтажа. 7. Лексико-стилистическая грамотность.

Основные функции журналистского текста: 1. Познавательная – в процессе создания текста ж-т конструирует, воссоздает отдельные проблемы действительности и осмысливает их в общем. При этом сталкивается с разными формами знаний и разными уровнями достоверности. Истолкование, доведение до аудитории, анализ – смысл функции. 2. Аксиологическая (ценностная) – ж-т в любом произведении представляет аудитории свою мировоззренческую позицию, ценности, идеалы и уровень культуры, личностной и профессиональной. 3. Антологическая – в любом журналистском произведении отражается единство о многообразие мира, его нетипичные или уникальные характеристики, свойства, объекты показаны во времени и пространстве и отражает социальную динамику. 4. Коммуникативная – текст – средство выражения между ж-м и аудиторией; в более широком понимании – как факт наличия культуры, дающий информацию об обществе на определенном этапе развития. 5. Семантическая – каждое произведение несет смысловую нагрузку и соотносится с подтекстом и контекстом.