Алгоритм лабораторной работы
I. Подготовительный этап. Познакомьтесь с деятельностью какого-либо периодического издания региона (это может быть газета, бюллетень, журнал и т.д. – традиционный печатный вариант). Для этого посетите редакцию данного издания, познакомьтесь со структурой редакции и методами организации журналистского труда. Также отследите несколько номеров газеты (издания) за период не менее месяца. Выберите несколько номеров (1-3) для предметного типологического анализа в условиях лаборатории периодических изданий.
II. Собственно-исследовательский этап.
1. В условиях лаборатории периодических изданий определите основные типологические черты данного издания, предварив их описанием общих характеристик газеты (журнала и т.д.). Для этого используйте схему описания:
а) название издания
б) год основания
в) учредители
г) город (страна) основания
д) периодичность выхода
е) вид собственности
д) основные тематические направления
е) главный редактор
ж) структура редакции (наименование отделов, тематических отделений и т.д.).
2.Составьте классификацию типологических признаков издания по вертикальному принципу, то есть в соответствии с административно-территориальным устройством региона. За основу берется не место издания, а обслуживаемая территория. Этот признак обозначьте – регион распространения.
3.Составьте описание издания по порядку его учреждения: согласно законодательству – регистрационному. Обозначьте отношение издания к группам влияния (частным собственникам, администрациям и т.д.). Этот признак обозначьте – учредитель.
4.Составьте описание издания в соответствии с характером информации, передаваемой им. Главным ориентиром здесь служат аудиторные запросы и удовлетворение изданием потребительских интересов. Этот признак обозначьте - аудитория.
5.Составьте описание издания с точки зрения качественности и массовости – газета мнений или газета новостей. Этот признак обозначьте – качественность.
6.Составьте описание издания с точки зрения издательских характеристик: периодичности, объема, техники производства и формата издания. Этот признак обозначьте – издательские характеристики.
III. Завершающий этап.
Результаты ваших исследований занесите в таблицу по образцу 1.
Желаем успехов!
Образец 1.
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» факультет журналистики и социологии
- Введение
- Раздел 1. Формы, приемы и методы работы при изучении курса. Методические советы студенту
- 1.1. Как готовить себя к работе по изучению курса
- 1.2. Как готовиться к лабораторному практикуму?
- Раздел 2. Программа курса «основы теории журналистики»
- 2.2. Массовая информация – основное понятие теории журналистики
- 2.3.Тенденции развития массовой информации в условиях информационного общества
- Модуль 3. Журналистика и политика
- 3.2.Функции журналистики
- 3.3. Журналистика как социальный институт
- 3.4.Социальная позиция журналиста
- 3.5.Проблемы свободы печати в журналистике
- 3.6. Исторические типы журналистики
- Модуль 4. Системный подход к организации деятельности журналистики
- 4.1. Журналистика как система средств массовой информации
- 4.2. Массово-коммуникационные средства журналистики
- 4.3. Взаимодействие средств массовой информации
- Модуль 5. Деятельность журналиста и ее результат
- 5.1. Особенности журналистской деятельности и ее виды в контексте информационной политики издания
- 5.2. Эффективность и действенность журналистики
- 5.3. Журналист как субъект журналистской деятельности
- Базовый учебник
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Контрольные вопросы по курсу «Основы теории журналистики» (для подготовки к экзамену)
- Рабочий план курса
- Лекционно-практический комплекс
- Введение в основы теории журналистики
- Тема 1. Основы журналистики как отрасль теории журналистики
- Проблемное поле теории журналистики на основе взаимосвязанных закономерностей массово-информационной деятельности
- Основные понятия теории журналистики
- Особенности введения в теорию журналистики
- Тема 2. Возникновение журналистики. Пражурналистские явления Лекция;
- Этапы шествия греческого алфавита
- Предпосылки возникновения журналистики
- Темы для эссе
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Каковы исторические условия возникновения журналистики?
- Рекомендуемая литература
- Модуль 2.
- Тема 3. Информация и журналистика: Массово-информационная природа журналистской деятельности
- Структура семиотической ситуации
- Исторические типы коммуникационных систем (по ю. Буданцеву)
- Диалектика общественного и индивидуального сознания
- Типы и виды информации в журналистском тексте
- Алгоритм работы
- Характеристики информации в журналистском тексте
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Информационный процесс в журналистике Лабораторный практикум: Журналист в поиске информации: Моделирование процесса информационного поиска
- Журналист в поиске информации: Моделирование процесса информационного поиска
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема 5. Функции журналистики
- Реализация основных функций в практической деятельности сми
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 6. Журналистика как социальный институт Лабораторный практикум: Модели деятельности средств массовой информации в системе социальных институтов
- Модели деятельности средств массовой информации в системе социальных институтов
- Алгоритм лабораторной работы
- Модель-описание деятельности ______________________________________
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Политическая культура журналиста Лекция; Виртуальное практическое занятие: Методы исследования политической культуры журналиста
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Социальная позиция журналиста Лекция; Лабораторный практикум: Реализация социальной позиции журналиста в пространстве публичных коммуникаций
- Формы проявления социальной позиции журналиста и специалиста по связям с общественностью: сопоставительный анализ
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 9: Свобода слова и журналистской деятельности: Факторы свободы сми Лекция; Семинар: Социально-творческие, экономические и юридические факторы свободы сми
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема 10. Факторы и тенденции развития современной журналистики России
- Формирование современной российской медиасистемы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема 11: Системный характер журналистики: средства массовой информации как система
- Элементы целостности системы сми
- Восприятие новостей в системе сми: специфика печати, радио, телевидения, Интернет
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 12: Типологическая единица системы средств массовой информации России Лабораторный практикум: Типологическая карточка периодического издания
- Разновидности типологических единиц системы сми
- Функции различных видов духовного производства и сми
- Типологическая лаборатория региональной периодики
- Алгоритм лабораторной работы
- Типологическая карточка периодического издания (газеты, журнала и т.Д.) наименование_____________________________
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема13:Особенности журналистской деятельности и ее виды в контексте информационной политики средства массовой информации
- Слагаемые редакторской, авторской и организаторской деятельности в журналистике: сравнительный анализ
- Алгоритм лабораторной работы
- Рекомендуемая литература
- Журнал и газета в структуре системы сми: разработка информационной политики издания Информационный проект
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 14: Результативность журналистской практики Лабораторный практикум: Творческие факторы эффективности журналистских выступлений
- Свойства журналистского произведения как факторы эффективности
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 15:Журналист как субъект журналистской деятельности Лекция; Лабораторный практикум: Профессиональные качества журналиста
- Изучение профессиональных качеств личности журналиста
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Раздел 3.
- 3.2. Курсовая работа
- Темы курсовых работ
- Иллюзия самодостаточности журналистики в контексте взаимодействия аудитории и сми.
- Приложения
- Методика проведения реферативного исследования
- 1.Обзорное (литературное) исследование:
- 2.Методическое исследование:
- Методика проведения исследования сми
- Приложение № 4
- Информационное проектирование в системе массовой коммуникации
- Методическое руководство по организации и проведению индивидуальной (самостоятельной) работы в рамках спецпрактикума «Актуальные проблемы теории и практики массовой коммуникации»
- Базис информационного проекта
- Маркетинг информационного проекта
- Организация работы над информационным проектом
- План проектирования идеи
- Цели и задачи коммуникации
- Планирование маркетинга проекта
- Регулирование и контроль информационного проекта
- Образец № 4.1.