logo
ОТЖ-1курс-умк-сетевой

Разновидности типологических единиц системы сми

Виды СМИ в структуре системы средств массовой информации

Типологическая единица как единица расчленяемой реальности

Периодическая печать

Газета, журнал

Радиовещание

Радиостанция, радиопрограмма

Телевидение

Телеканал, телепрограмма

Интернет

Интернет-портал, Интернет-сайт, Интернет-СМИ (газета, журнал, телевидение, радиовещание)

Типология (typology; греческое typos – отпечаток, образец + …логия) – важная часть системного подхода к изучению СМИ, стремящаяся установить не только их технологические особенности, но и гуманитарную специфику атрибутики и функций с помощью классификации главных повторяющихся типов информации, которые фиксируются в ее содержании, жанрах и форматах, средствах, зоне и времени распространения, характере и степени воздействия на аудиторию. Принципы типологии зависят от разных теоретических позиций классификаторов и целей, которые они преследуют.

Типология разных средств массовой информации – это одна из задач сравнительного анализа СМИ. Сопоставляя данные анализа, исследователи выясняют основные тенденции в развитии в целом системы СМИ, отраженные в сходстве рубрик изданий разного направления, дают практические рекомендации относительно изменения их содержания, композиции и расположения в информационном пространстве и времени с целью привлечения максимального внимания аудитории.

Распространенным в системе типологического анализа является понятие функционального типа СМИ – разновидностей средств массовой информации в соответствии с группами функций, которые становятся для данного типа генеральными (основными). Выделяют шесть основных функциональных типов СМИ:

  1. информационно-аналитические;

  2. образовательные;

  3. культурно-просветительские;

  4. религиозные;

  5. развлекательные;

  6. рекламные.

Изучение этих типов показывает их зависимость как от социального статуса СМИ, их финансово-экономических основ и идейных позиций, так и от различных демографических особенностей аудитории, в ходе анализа которых используются термины, указывающие на учет социального состава массовой аудитории, на ее текучесть и динамику. Учитываются также показатели популярности СМИ, полученные в результате рейтинговых исследований аудитории (особенно для электронных СМИ), позволяющие судить о том, как те или иные типы информации соотносятся с запросами уже сложившейся совокупной аудитории или с возможностями потенциальной аудитории.

В последнее время интерес к типологии усилился, благодаря чему возросло значение типологических характеристик в деятельности любого коммуникационного предприятия. Это связано с активным развитием типологической структуры СМИ и расширением сферы применения типологического метода исследования СМИ, в частности, широко применяется этот метод в маркетинговых исследованиях.

Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками могут быть:

а) характер аудитории средства массовой информации;

б) предметно-тематическая направленность средства массовой информации;

в) характер информации СМИ;

г) целевое назначение средства массовой информации;

д) время выхода средства массовой информации (вечерняя, утренняя газета, ночной канал ТВ и т.д.);

е) периодичность выхода (ежедневная газета, еженедельная программа и т.д.);

ж) форма собственности СМИ.

Каждый из этих признаков имеет свои видовые и родовые характеристики, что ложится в основу классификации признака.

По характеру аудитории выделяются следующие типы СМИ:

  1. общероссийские, аудитория которых может включать основные группы населения, проживающего на всей территории России – общенациональный признак;

  2. межрегиональные, охватывающие население нескольких регионов (телеканалы СТС, Рен-ТВ и т.д.) – региональный признак;

  3. международные, объединяющие группы населения различных стран (журналы «Домашний очаг», «Cosmopolitan» и пр.) – международный признак;

  4. этнических общностей (наций, народностей) – этнический признак;

  5. территориальных общностей (краевые, областные, городские, районные и др. СМИ) – территориальный признак;

  6. для профессиональных производственных групп (в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, управлении, армии и др.), сюда же можно отнести и корпоративную прессу – признак «профессиональные интересы»;

  7. для социальных групп (организаторского, умственного, индустриального труда, для нарождающихся новых стратов и т.д.) – социальный признак;

  8. для возрастных групп (подростков, детей, молодежи, людей среднего возраста, пожилых) – возрастной признак;

  9. для женщин и мужчин – половой признак;

  10. для родителей («Родители», «Няня», «Наш малыш» и др.) – признак «семейный статус»;

  11. для малых групп (землячество, клуб и т.д.) – признак «малая группа»;

  12. для различных групп верующих (православные, католики, мусульмане и т.д.) – признак вероисповедания;

  13. для групп населения, выделяемых по другим признакам.

Характер информации – важное основание для формирования типологических групп СМИ. Выделяют несколько типов изданий, отражающих характер информации, подаваемой в них:

а) универсальные по тематике – отражающие темы, интересующие разные группы населения по разным тематическим направлениям – как подтип – общественно-политические издания; развитие такого типа изданий обусловлено низким платежеспособным спросов населения, которое часто не имеет возможности приобретать сразу несколько специализированных изданий, и выбирает одно универсальное – это ведет к неглубокому осознанию аудиторией многих актуальных для нее тем и неадекватному восприятию реальных условий, в которых действует конкретная аудиторная группа;

б) монотематические издания – затрагивающие только одну тему и формирующие проблематику выступлений вокруг этой темы (журнал «Здоровье женщины», телепрограмма «О.Р.З.» (ТК «Эфир) и пр.);

в) жанровые издания – в основу таких изданий положена форма – жанровые особенности информации («Роман-газета»; телепередача «Аншлаг» и пр.);

г) авторские издания (авторские телепрограммы и радиопередачи, авторские выпуски журналов и газет и пр.).

Целевое назначение изданий, теле- и радиопрограмм дифференцирует СМИ в соответствии с характером осуществляемых ими функций. Их основу составляют функции различных видов духовного производства.

Таблица 4.4.