logo
ОТЖ-1курс-умк-сетевой

Исторические типы коммуникационных систем (по ю. Буданцеву)

Системы СМК

Наименование ОЭФ

Характерные каналы коммуникации

ССМК-1

Первобытное общество

Массовые действия карнавального типа.

Народные шествия.

Обряды.

Народный театр.

ССМК-2

Эпоха разложения первобытной общины

Театрализованные представления.

Религиозная служба.

Различные собрания формальных и неформальных групп.

ССМК-3

Эпоха становления классового общества

Библиотеки. Выставки.

Музеи. Наглядная агитация.

ССМК-4

Эпоха господства современных классовых обществ

Трансформация естественных СМК в технические

Часто коммуникация отождествляется с информационным процессом, хотя выделяются и ее специфические особенности. Однако характеризовать массовую информационную деятельность без понятия коммуникации нельзя, особенно, если речь идет о публичных сферах.

Итак, коммуникация может быть представлена как процесс, протекающий на разных уровнях – межличностном, групповом, массовом. В основе лежит коммуникационный обмен, который может быть представлен как своеобразный образец мышления человека, как некая многоуровневая характеристика процессов порождения текстовых форм - текстов и процессов восприятия этих текстов. Таким образом, в основе коммуникации лежит информационный процесс порождения и восприятия текстовой формы.

4. Журналистская информация: особенности и специфические характеристики

Журналистская информация рассматривается в системе публичных коммуникаций как тип социальной информации. Социальная информация – это информация, изучающая, описывающая и отражающая социальные процессы и явления с целью осуществления и контроля эффективности социальной политики, оценки состояния и развития общества, измерения основных показателей уровня жизни.

Специфика информации в журналистике обусловлена как процессом ее создания (нацеленность на массовость, злободневность и ценность на уровне общественных интересов), так и процессом ее передачи (посредством системы средств массовой информации).

Социальная информация – содержательный аспект социальной коммуникации. Она вплетена в процесс коммуникации, неразрывно связана со средствами и каналами сбора, обработки, распространения и хранения информации, не существует без них, проявляется в них, оказывает на них постоянное воздействие и находится, в свою очередь, под воздействием с их стороны. А массовая коммуникация – это исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения и восприятия информации и обмена ею между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом).

Массовая коммуникация рассматривается как аспект массовости сознания, наряду с массовой культурой. Массовое сознание тесно связано с уровнем производительных сил, который достигнут человечеством, с развитием научно-технической базы информационных процессов в обществе. Оно существует во всех типах современных обществ. Американский социолог Д. Белл в своих работах представил своеобразную классификацию понятий, которые отражают сущность массового сознания, согласно исследованиям известных философов и социологов Запада. Эти понятия помещены в таблицу-матрицу 2.3.

Таблица 2.3

Теории и концепции массового сознания (по данным Д.Белла)

Характе-ристика массового сознания / Авторы концепции

«Недиффе-ренцирован-ное множест-во»

«Сужде-ние некомпе-тентных»

«Механи-зирован-ное общество»

«Бюрокра-тическое общество»

«Толпа»

Г. Блумер

Гетерогенная аудитория СМК, противостоя-щая классам и другим относительно гомогенным сегментам общества

Х. Ортега-и-Гассет

Низкое качество современ-ной цивилиза-ции, являюще-еся результа-том ослабле-ния руководя-щих позиций просве-щенной элиты

Ф.Г. Юнгер

Человек является придатком машины, дегумани-зирован-ным элементом технологии

Г. Зиммель

М. Вебер

К. Мангейм

Отличающе-еся широко расчленен-ной органи-зацией, в ко-торой при-нятие реше-ний допу-скается исключи-тельно на высших эта-пах иерархии

Э. Ледерер

Х. Арендт

Общест-во, где отсут-ствуют разли-чия, однооб-разно, бесцель-но, отчуж-дено, недоста-ток интег-рации

Массовое сознание определяется как особый тип общественного сознания. В.Ж. Келле считал, что общественное сознание отражает общественное бытие не в том смысле, что оно не может отражать ничего другого, а в том, что лишь, исходя из общественного бытия, мы можем правильно и научно понять содержание и форму, структуру и особенности развития общественного сознания. Эта материалистическая концепция дает представление об обществе как целостном образовании – системе, которая не существует вне составляющих ее элементов и в то же время не сводящейся к ним. Эта система наделена характеристиками, свойственными ей именно как целому.

В обществе существуют общественное и индивидуальное сознание, ясно прослеживается их диалектика (Таблица 2.4.).

Таблица 2.4