Исторические типы коммуникационных систем (по ю. Буданцеву)
Системы СМК | Наименование ОЭФ | Характерные каналы коммуникации |
ССМК-1 | Первобытное общество | Массовые действия карнавального типа. Народные шествия. Обряды. Народный театр. |
ССМК-2 | Эпоха разложения первобытной общины | Театрализованные представления. Религиозная служба. Различные собрания формальных и неформальных групп. |
ССМК-3 | Эпоха становления классового общества | Библиотеки. Выставки. Музеи. Наглядная агитация. |
ССМК-4 | Эпоха господства современных классовых обществ | Трансформация естественных СМК в технические |
Часто коммуникация отождествляется с информационным процессом, хотя выделяются и ее специфические особенности. Однако характеризовать массовую информационную деятельность без понятия коммуникации нельзя, особенно, если речь идет о публичных сферах.
Итак, коммуникация может быть представлена как процесс, протекающий на разных уровнях – межличностном, групповом, массовом. В основе лежит коммуникационный обмен, который может быть представлен как своеобразный образец мышления человека, как некая многоуровневая характеристика процессов порождения текстовых форм - текстов и процессов восприятия этих текстов. Таким образом, в основе коммуникации лежит информационный процесс порождения и восприятия текстовой формы.
4. Журналистская информация: особенности и специфические характеристики
Журналистская информация рассматривается в системе публичных коммуникаций как тип социальной информации. Социальная информация – это информация, изучающая, описывающая и отражающая социальные процессы и явления с целью осуществления и контроля эффективности социальной политики, оценки состояния и развития общества, измерения основных показателей уровня жизни.
Специфика информации в журналистике обусловлена как процессом ее создания (нацеленность на массовость, злободневность и ценность на уровне общественных интересов), так и процессом ее передачи (посредством системы средств массовой информации).
Социальная информация – содержательный аспект социальной коммуникации. Она вплетена в процесс коммуникации, неразрывно связана со средствами и каналами сбора, обработки, распространения и хранения информации, не существует без них, проявляется в них, оказывает на них постоянное воздействие и находится, в свою очередь, под воздействием с их стороны. А массовая коммуникация – это исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения и восприятия информации и обмена ею между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом).
Массовая коммуникация рассматривается как аспект массовости сознания, наряду с массовой культурой. Массовое сознание тесно связано с уровнем производительных сил, который достигнут человечеством, с развитием научно-технической базы информационных процессов в обществе. Оно существует во всех типах современных обществ. Американский социолог Д. Белл в своих работах представил своеобразную классификацию понятий, которые отражают сущность массового сознания, согласно исследованиям известных философов и социологов Запада. Эти понятия помещены в таблицу-матрицу 2.3.
Таблица 2.3
Теории и концепции массового сознания (по данным Д.Белла)
Характе-ристика массового сознания / Авторы концепции | «Недиффе-ренцирован-ное множест-во» | «Сужде-ние некомпе-тентных» | «Механи-зирован-ное общество» | «Бюрокра-тическое общество» | «Толпа» |
Г. Блумер | Гетерогенная аудитория СМК, противостоя-щая классам и другим относительно гомогенным сегментам общества |
|
|
|
|
Х. Ортега-и-Гассет |
| Низкое качество современ-ной цивилиза-ции, являюще-еся результа-том ослабле-ния руководя-щих позиций просве-щенной элиты |
|
|
|
Ф.Г. Юнгер |
|
| Человек является придатком машины, дегумани-зирован-ным элементом технологии |
|
|
Г. Зиммель М. Вебер К. Мангейм |
|
|
| Отличающе-еся широко расчленен-ной органи-зацией, в ко-торой при-нятие реше-ний допу-скается исключи-тельно на высших эта-пах иерархии |
|
Э. Ледерер Х. Арендт |
|
|
|
| Общест-во, где отсут-ствуют разли-чия, однооб-разно, бесцель-но, отчуж-дено, недоста-ток интег-рации |
Массовое сознание определяется как особый тип общественного сознания. В.Ж. Келле считал, что общественное сознание отражает общественное бытие не в том смысле, что оно не может отражать ничего другого, а в том, что лишь, исходя из общественного бытия, мы можем правильно и научно понять содержание и форму, структуру и особенности развития общественного сознания. Эта материалистическая концепция дает представление об обществе как целостном образовании – системе, которая не существует вне составляющих ее элементов и в то же время не сводящейся к ним. Эта система наделена характеристиками, свойственными ей именно как целому.
В обществе существуют общественное и индивидуальное сознание, ясно прослеживается их диалектика (Таблица 2.4.).
Таблица 2.4
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» факультет журналистики и социологии
- Введение
- Раздел 1. Формы, приемы и методы работы при изучении курса. Методические советы студенту
- 1.1. Как готовить себя к работе по изучению курса
- 1.2. Как готовиться к лабораторному практикуму?
- Раздел 2. Программа курса «основы теории журналистики»
- 2.2. Массовая информация – основное понятие теории журналистики
- 2.3.Тенденции развития массовой информации в условиях информационного общества
- Модуль 3. Журналистика и политика
- 3.2.Функции журналистики
- 3.3. Журналистика как социальный институт
- 3.4.Социальная позиция журналиста
- 3.5.Проблемы свободы печати в журналистике
- 3.6. Исторические типы журналистики
- Модуль 4. Системный подход к организации деятельности журналистики
- 4.1. Журналистика как система средств массовой информации
- 4.2. Массово-коммуникационные средства журналистики
- 4.3. Взаимодействие средств массовой информации
- Модуль 5. Деятельность журналиста и ее результат
- 5.1. Особенности журналистской деятельности и ее виды в контексте информационной политики издания
- 5.2. Эффективность и действенность журналистики
- 5.3. Журналист как субъект журналистской деятельности
- Базовый учебник
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Контрольные вопросы по курсу «Основы теории журналистики» (для подготовки к экзамену)
- Рабочий план курса
- Лекционно-практический комплекс
- Введение в основы теории журналистики
- Тема 1. Основы журналистики как отрасль теории журналистики
- Проблемное поле теории журналистики на основе взаимосвязанных закономерностей массово-информационной деятельности
- Основные понятия теории журналистики
- Особенности введения в теорию журналистики
- Тема 2. Возникновение журналистики. Пражурналистские явления Лекция;
- Этапы шествия греческого алфавита
- Предпосылки возникновения журналистики
- Темы для эссе
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Каковы исторические условия возникновения журналистики?
- Рекомендуемая литература
- Модуль 2.
- Тема 3. Информация и журналистика: Массово-информационная природа журналистской деятельности
- Структура семиотической ситуации
- Исторические типы коммуникационных систем (по ю. Буданцеву)
- Диалектика общественного и индивидуального сознания
- Типы и виды информации в журналистском тексте
- Алгоритм работы
- Характеристики информации в журналистском тексте
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Информационный процесс в журналистике Лабораторный практикум: Журналист в поиске информации: Моделирование процесса информационного поиска
- Журналист в поиске информации: Моделирование процесса информационного поиска
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема 5. Функции журналистики
- Реализация основных функций в практической деятельности сми
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 6. Журналистика как социальный институт Лабораторный практикум: Модели деятельности средств массовой информации в системе социальных институтов
- Модели деятельности средств массовой информации в системе социальных институтов
- Алгоритм лабораторной работы
- Модель-описание деятельности ______________________________________
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Политическая культура журналиста Лекция; Виртуальное практическое занятие: Методы исследования политической культуры журналиста
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Социальная позиция журналиста Лекция; Лабораторный практикум: Реализация социальной позиции журналиста в пространстве публичных коммуникаций
- Формы проявления социальной позиции журналиста и специалиста по связям с общественностью: сопоставительный анализ
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 9: Свобода слова и журналистской деятельности: Факторы свободы сми Лекция; Семинар: Социально-творческие, экономические и юридические факторы свободы сми
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема 10. Факторы и тенденции развития современной журналистики России
- Формирование современной российской медиасистемы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема 11: Системный характер журналистики: средства массовой информации как система
- Элементы целостности системы сми
- Восприятие новостей в системе сми: специфика печати, радио, телевидения, Интернет
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 12: Типологическая единица системы средств массовой информации России Лабораторный практикум: Типологическая карточка периодического издания
- Разновидности типологических единиц системы сми
- Функции различных видов духовного производства и сми
- Типологическая лаборатория региональной периодики
- Алгоритм лабораторной работы
- Типологическая карточка периодического издания (газеты, журнала и т.Д.) наименование_____________________________
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема13:Особенности журналистской деятельности и ее виды в контексте информационной политики средства массовой информации
- Слагаемые редакторской, авторской и организаторской деятельности в журналистике: сравнительный анализ
- Алгоритм лабораторной работы
- Рекомендуемая литература
- Журнал и газета в структуре системы сми: разработка информационной политики издания Информационный проект
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 14: Результативность журналистской практики Лабораторный практикум: Творческие факторы эффективности журналистских выступлений
- Свойства журналистского произведения как факторы эффективности
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 15:Журналист как субъект журналистской деятельности Лекция; Лабораторный практикум: Профессиональные качества журналиста
- Изучение профессиональных качеств личности журналиста
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Раздел 3.
- 3.2. Курсовая работа
- Темы курсовых работ
- Иллюзия самодостаточности журналистики в контексте взаимодействия аудитории и сми.
- Приложения
- Методика проведения реферативного исследования
- 1.Обзорное (литературное) исследование:
- 2.Методическое исследование:
- Методика проведения исследования сми
- Приложение № 4
- Информационное проектирование в системе массовой коммуникации
- Методическое руководство по организации и проведению индивидуальной (самостоятельной) работы в рамках спецпрактикума «Актуальные проблемы теории и практики массовой коммуникации»
- Базис информационного проекта
- Маркетинг информационного проекта
- Организация работы над информационным проектом
- План проектирования идеи
- Цели и задачи коммуникации
- Планирование маркетинга проекта
- Регулирование и контроль информационного проекта
- Образец № 4.1.