46. Интервью-портрет, или персональное интервью
Еще на манер художников говорят: «профиль». Оно сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, сторонними наблюдателями. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Реже встречаются портретные интервью с так называемыми «простыми людьми», которые должны в чем-то себя проявить либо быть очень типичными. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя – словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю.
Интервью-“знакомства”
Они делятся, в свою очередь, на:
портретные, цель которых –– создать эмоционально-психологический портрет собеседника. Для журналиста требуется продемонстрировать читателю как можно больше выявленных сведений о человеке, подчеркнуть вопросы, нацеленные на раскрытие характера собеседника и ответы, особенно показательные в этом плане. Главный стимул – неординарная личность, человек, интересный всем.
Предмет беседы тесно связан с логической схемой текста интервью, “Особенностью логической схемы интервью является возможность наличия в ней двух смысловых центров». По этому признаку можно выделить два типа интервью: интервью с одним смысловым центром и интервью с двумя смысловыми центрами.
К первому типу относятся интервью-портреты, в которых предметом речи является человек. Здесь все направлено на раскрытие личности интервьюируемого. В интервью журналист и его собеседник чаще всего известные широкой публике личности, окруженные ореолом знаменитости, их жизнь достаточно известна, поэтому целью интервью становится извлечение неожиданного факта, новой информации, а не внутренний мир героя.
Отличительной чертой интервью-зарисовки является наличие авторских комментариев, отступлений и так далее: “Интервью-зарисовка дает журналисту возможность не только задавать вопросы, но и высказывать свое мнение, комментировать факты, о которых идет речь, рассказывать об обстановке, в которой проходила беседа, давать краткие характеристики своего собеседника, несколькими штрихами создавать его портрет”.
Предварительное исследование.
В зависимости от поставленных целей сбор рабочего материала о герое или ситуации, в которую он вовлечен, может либо проводится по полной программе, либо ограничится кратким поиском, либо вообще не проводится.
Анатолий Рубинов: «Естественно, на интервью надо идти подготовленным. Министр путей сообщения будет смеяться над вами, если вы его спросите об изменении расписания электричек на следующий год. Но если вы посидите в библиотеке, изучите старинное расписание поездов четырнадцатого, сорок третьего, пятьдесят пятого года и сформулируете свою точку зрения на будущее расписание, тогда разговор будет совсем иным. Если министр увидит вашу осведомленность, почувствует ваш интеллект, ошеломленный, он может рассказать вам очень много интересного…».
Но есть такие ситуации, когда нет времени на серьезную предварительную работу и приходится полагаться на обрывочные сведения, которые удалось добыть.
Журналист, а особенно начинающий, не может знать все обо всем, поэтому ему надо воспользоваться источниками с максимально возможной полнотой.
Ресурсы для предварительного исследования можно разделить на две группы: документальные и устные.
К документальным, которые представляют собой разного вида письменные источники, относятся:
справочная литература (энциклопедии, словари, справочники);
специальные источники (финансовая документация, статистические отчеты, данные социологических опросов и т.д.);
научная литература (монографии, диссертации, научные статьи и т.д.);
периодика (подшивки газет и журналов, подборки тематические или по персоналиям);
досье (собственные, редакционные и т.д.);
разного рода базы данных;
ресурсы Интернета.
Другую группу представляют устные (реже письменные) человеческие свидетельства. Эксперты в той или иной области, очевидцы событий, коллеги, друзья и родственники героя могут поделиться такими сведениями, которые вы не найдете ни в справочниках, ни в документах.
Так же очень полезные сведения о человеке можно получить с помощью наблюдения предметно-вещественной среды, такими как детали одежды, окружающая обстановка, особенности поведения и манера общения героя. Эту информацию вы можете включать в свои вопросы.
Подготовка вопросов и ведение интервью.
«Каков вопрос - таков ответ» - в этом бесхитростном утверждении таится глубокий смысл. Когда изучены все материалы и назначены время и место встречи, можно начинать готовить вопросы.
По результатам первого контакта станет ясно, с каким собеседником вы имеете дело – с «легким», открытым, свободно идущим на него или с «трудным», замкнутым, скрывающим информацию. Очень важно составить мнение о своем собеседнике. Что расположит его к вам? Лесть? Дружелюбие? Анекдоты? Серьезный разговор? Подумайте, что может быть ему интересно? Что бы там ни было, если он является ценным источником, надо выкручиваться.
Отправляясь на интервью, не забудьте захватить с собой ручку и блокнот. Блокнот будет выглядеть солиднее, чем разрозненные листочки бумаги. Если у вас есть диктофон - это замечательно.
Не полагайтесь на свою память - запишите все вопросы в блокноте. Предсказать ход разговора заранее невозможно. Будьте готовы к тому, что в процессе беседы у вас появятся дополнительные вопросы.
Не стесняйтесь спрашивать. Запомните, что чем больше информации вы получите, тем интереснее и глубже может оказаться ваш материал.
Постарайтесь овладеть искусством писать в блокноте «не глядя». Ваша задача - смотреть в глаза своему собеседнику. Если вы не расслышали какое-то название или фамилию, уточните. Попросите вашего собеседника записать в вашем блокноте все сложные аббревиатуры.
Общение - это большое искусство. Умение находить "общий язык с другими людьми предопределяет успех во многих сферах жизни. Так что овладеть приемами интервью не помешает никому.
Умение найти "общий язык" со своим собеседником психологи называют
"обратной связью". Разговор становится намного легче, когда эта связь начинает работать. Исчезают неловкие паузы - ваш собеседник сам готов
прийти к вам на помощь. Но, к сожалению, установить обратную связь не так просто. Вот несколько рекомендаций профессиональных журналистов:
Не показывайте свою неуверенность. Будьте вежливы, доброжелательны и спокойны.
Говорите четко и разборчиво
Не забудьте представиться перед началом интервью. Назовите не только свою фамилию и имя, но и название издания, для которого вы делаете этот материал. Будьте готовы очень коротко охарактеризовать данное издание (его тираж, сколько раз в месяц оно выходит и т.д.)
Проявляйте гибкость в общении. Если вы видите, что перед вами строгий, озабоченный работой человек, будьте сдержанны и деловиты. Если перед вами - творческая натура - неплохо проявить больше эмоций - удивления, восхищения, любознательности.
Не задавайте с порога свой главный вопрос. Сначала задайте какие-нибудь общие вопросы. Это могут быть вопросы, на которые вы уже знаете ответы.
Помните, что иногда вы сами можете спровоцировать напряженную ситуацию в ходе интервью. Поэтому следите за тем, чтобы
-не задавать вопросы прокурорским тоном.
-не продолжать разговор на темы, которые неприятны вашему собеседнику
-разговаривая с очевидцами катастроф и трагедий, старайтесь не останавливаться на деталях, если вы видите, что это тяжело для ваших собеседников.
«Самые коварные из репортеров - те, которые ведут себя дружелюбно, улыбаются и на словах поддерживают вас. Такие постараются сожрать вас при первой же возможности», - Эд Коч, мэр Нью-Йорка.
Как уже было сказано, успех или неуспех любого интервью зависит от качества подготовки журналиста, изучения им темы, и конечно, от вопросов, которые он задает.
47. Очерк — ведущий жанр публицистики: предмет, цели, методы. Образность в очерке. Виды очерка, функции конкретных видов. Роль очерка на страницах современной периодической печати (на материалах из периодической печати). Исследования жанра очерка в теории журналистики (библиографический обзор).
анровую природу очерка определяет синкретическое соединение трех начал – социологического (научного), публицистического и художественного.
Социологическое начало очерка выражается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности, в стремлении автора не к произвольному выбору индивидуально-неповторимых характеров, а к выявлению объективных причин, породивших те или иные социальные характеры и ситуации. Очерк – аналитически обоснованная образная картина действительности: система доказательств в нем строится на разработке конфликта, на взаимодействии персонажей, на особом характере повествования, включающем в себя как описание поступков действующих лиц, так и рассуждения автора.
Публицистическое начало очерка проявляется в опоре на факт. В документальном очерке реальные события – исходная точка развития сюжета. Автор так группирует факты, чтобы они придавали жизненность социально значимому характеру. В беллетризованном очерке ситуация выглядит максимально обобщенной, границы факта размыты: место реальных событий и людей занимает действие, созданное фантазией публициста. Надо заметить, что, некогда популярный беллетризованный очерк (вспомним В. Овечкина, Е. Дороша, Г. Радова) едва ли не совсем ушел из повседневной практики СМИ. Но и в документальном очерке (как, впрочем, и в фельетоне) существенную роль играет домысел. Домысел – необходимый элемент творчества публициста. Строго говоря, он возможен и в других жанрах, где в силу необходимости автор занимается реконструкцией факта или ситуации (журналист не был очевидцем события, но считает необходимым его восстановить в тексте так, как оно протекало на самом деле). В очерковом (и в фельетонном) тексте образное преобразование реальности неминуемо ведет к ее домысливанию. Оно обнаруживает себя во введении концептуального времени и пространства, в особых способах разработки конфликта, использования значащих деталей и реплик действующих лиц и т.д. Публицистическое начало проявляется и в стремлении автора дать факты в их социальном заострении, максимально актуализировать поднимаемую проблему, выразить свое к ней отношение, опираясь на систему художественно-публицистических образов. В очерковом тексте идея концентрируется в системе образов – как конкретных персон, выразителей и носителей идеи, так и в системе образов-понятий. Именно так, в частности, работал А. Аграновский, создавая очерки «Пустыри», «Обтекатели», «Хозяева». Обнажение мысли в очерке – эстетический закон, определяющий специфику публицистической образности, в основе которой лежит приглашение читателя к соразмышлению.
Художественное начало определяется стремлением публициста создать достоверную и убедительную картину действительности с помощью образного мышления, при котором картины, ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерке (и в фельетоне тоже) возможны два способа типизации – собирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном персонаже (событии) обозначаются признаки определенного типа социального поведения, характера или явления. Во втором – в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей или событий. Но и в том, и в другом случае факты и ситуации преобразуются в систему художественно-публицистических образов.
Следует подчеркнуть, что художественно-публицистический образ отличается от чисто художественного своей «выпрямленностью». Авторская задача в нем просматривается ясно и определенно: не случайно о художественно-публицистических образах говорят, что они обладают (а не страдают) определенной однобокостью изображения. Герой в очерке всегда категориален. Сохраняя свою индивидуальную неповторимость, он в то же время выполняет служебную функцию – отражает проблему, решаемую автором.
Еще одна примета очерка (и в этом его сущностное отличие от беллетристических жанров) – повествование в нем ведется от лица биографического автора, то есть лица реально существующего и вписанного в определенную сетку биографических координат. «Я» в очерке – это сам публицист, его точка зрения на происходящее, его оценки и выводы. Автор-демиург (как лицо наделенное высшей властью) ведет повествование, организует сюжет, формирует взгляд аудитории на описываемые события. Фантазийный элемент в очерке (и в фельетоне) не противоречит рабочему признаку публицистического текста – его нацеленности на определенный результат, рассчитанному воздействию на аудиторию.
Актуальная социально-нравственная проблема раскрывается в очерке в форме типических социальных ситуаций, характеров и взаимоотношений. Это предопределяет существование трех основных типов документальных очерков – проблемных, портретных и очерков нравов (своеобразной разновидностью жанра принято считать еще путевой очерк). Предмет исследования в них – человек и проблема (конкретная жизненная ситуация, требующая своего разрешения). Очерк – публицистический жанр, в образной форме исследующий закономерности социально-нравственного бытия человека и развития общественных процессов, а также конкретные ситуации реальной действительности.
Понятие «очерк» имеет неясное происхождение. Хотя существует мнение, что к его появлению причастен А.М. Горький, который в одном из своих писем указывал, что исходным в определении текста, имеющего известную литературную форму, как «очерка» является глагол «очерчивать». Среди родоначальников отечественного очерка исследователи российской журналистики называют имена Короленко, Чехова, Успенского и др. В советское время: Горький, Кольцов, Полевой, Симонов, А.А. Аграновский и многие другие. С точки зрения подготовки очерк один из наиболее трудоемких. Жанровую природу очерка определяет соединение трех начал социологического, публицистического и художественного. 1. Социологическое - направленность на исследование общественных отношений и проблем. 2. Публицистическое - опора на факт. Художественное - стремление создать достоверную картину действительности с помощью образного мышления, при котором картины, ситуации и явления социально типизируются.
Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто в ущерб художественности. Типичные черты современного очерка: 1. Журналист избирает в качестве предмета отображения типичный для сегодняшней действительности случай. 2. Повествование ведется от лица биографического автора, то есть лица реально существующего. 3. Драматургия произведения строится на классическом для художественных творений конфликте добра, справедливости, закона (с одной стороны) и зла, несправедливости, преступности (с другой стороны).4. Характеры в очерке «рисуются» путем детальной проработки наиболее значимых и эмоционально насыщенных эпизодов, подробного описания фактов.
Портретный очерк. Предмет - личность. Для автора очень важно обнаружить «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Порт. очерк. возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон. Найти полноценный портретный очерк на страницах современной российской прессы довольно не просто. Большинство портретов известных людей возникают чаще всего в результате относительно краткого изложения их биографий или описаний карьеры и некоторых деловых характеристик.
Проблемный очерк. Предмет отображения - проблемная ситуация. По своей логической конструкции может быть сходен со статьей. Как и в статье, в проблемном очерке автор выясняет причины возникновения проблемы, пытается определить дальнейшее развитие, выявить пути решения. Отличие: в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представляется «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерностей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются преодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками.
Путевой очерк. Относится к наиболее ранним формам текстов, ознаменовавших становление журналистики. Это объясняется тем, что подобная путевому очерку форма отображения действительности была чуть ли не первой в художественной литературе. А поэтому являлась хорошо освоенной. Авторами, прославившими путевой очерк стали А.С. Пушкин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, А.А. Бестужев и др. Из всех очерковых форм путевой очерк в наибольшей мере претендует на авантюрность сюжета (первоначальный смысл слово «авантюра» «приключение»). Подобная авантюрность задается самим характером подготовки данного типа публикации. Поскольку путевой очерк представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия, то и сюжет очерка отражает собой последовательность этих событий, происшествий, встреч, являющихся содержанием путешествия (приключений) журналиста. Путевые очерки могут преследовать самые разные цели. Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах, через которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как государство заботится об инвалидах).
- Адзінства зместу і формы твора як паказчык журналісцкага майстэрства.
- 2. Крыніцы інфармацыі (эмпірычныя і тэарэтычныя).
- 3. Методика сбора материала
- 4. Тема. Ее поиск, разработка, раскрытие
- 5. Факт как основа деятельности журналиста. Событие и новость.
- 6. Заголовок и его роль в тексте
- 7. Метод интервью в журналистике.
- 13. Основы классификации журналистских жанров.
- 14. Информационные жанры журналистики. Понятие «информационные жанры». Специфика новостей. Приметы информационных жанров (новизна факта или события, про которое рассказывается; оперативность подачи).
- 16. Навіна і інфармацыя.
- 17. Заметка
- 19. Отчет
- 20. Рэпартаж як інфармацыйны жанр. Віды рэпартажу.
- 21. 32. 40. Система жанров радиожурналистики. Тенденции развития современного радиовещания
- 22. Корреспонденция
- 25. Предмет и функции аналитической журналистики. Аксиомы аналитического способа освоения действительности.
- Аналитическая журналистика
- 26. Аналитическая корреспонденция: специфика жанра. Различные точки зрения на природу корреспонденции. Информационная и аналитическая корреспонденции: сходства, различия, проблема разграничения.
- 28. Аналитическое обозрение: предмет, функции, метод. Особенности технологии работы над обозрением. Отличия жанра обозрения от жанра мини-обозрения.
- Аналитический обзор. Отличия аналитического обозрения от аналитического обзора. Виды обзоров. Обзор печати.
- 29. Прогноз и версия. Жанровые особенности. Технология работы журналиста в данных жанрах.
- 31. Полемический текст в современной прессе: природообразующие признаки полемического текста.
- 33. 41. Жанровые особенности теле- и радиовещания.
- 34. Журналистское расследование»
- 35. Аргументация в журналистском произведении.
- 39. Предмет, задачи, методы, структурно-композиционное решение в жанре рецензии. Мини-рецензия и аналитическая рецензия: сходства и различия. Виды рецензий в современной прессе.
- 39. Художественно-публицистические жанры журналистики и тенденции их развития. Очерк и его виды.
- 42. Комическое как средство публицистики. Художественные средства сатирической журналистики.
- 43. Фельетон: происхождение названия жанра, предметная основа, цель, специфика метода. Средства создания сатирического образа в фельетоне. Отличия от памфлета. Фельетонный стиль современных газет.
- 45. Роль анекдота на страницах современной периодической печати. Анекдотическая история результат творческой деятельности журналиста.
- 46. Интервью-портрет, или персональное интервью
- 48. Принцип золотого сечения