42. Комическое как средство публицистики. Художественные средства сатирической журналистики.
Комическое, таким образом, — это особая эмоциональная критика явлений жизни, основным коммуникативным намерением которой является чаще всего негативная оценка, а также ее различные варианты: упрек, недовольство, порицание, насмешка, возмущение и т.п. Поступки человека, свойства, качества характера могут быть комическими сами по себе, а могут рассматриваться на вербально-рефлексивном уровне комического (слово, мысль).
Комическое, выражающееся в деятельности — это прежде всего комическая ситуация как взаимодействие внешних обстоятельств и образа действий людей, а также и просто отдельные поступки и действия. Для комической ситуации характерно сохранение иллюзий при фактическом отсутствии объективной почвы для них. Существует также комическое созданное или намеренное (острота) и комическое невольное или естественное (скажем, невольный каламбур). Комическое всегда обращено к разуму.
Модификациями комического выступают ирония, сатира, юмор. В этих модификациях определяющей остается сущность комического, но каждая обладает своими особенностями.
Ирония — интеллектуальная категория, действие которой основано на противопоставлении логичного и алогичного. ирония — это своеобразное притворство: произнося «да», на самом деле говорят «нет», и наоборот. Но притвориться — не значит обмануть: сущность иронии заключается в том, что «я», говоря «да», не скрываю своего «нет», а именно выражаю, выявляю его. Мое «нет» не остается самостоятельным, но зависит от выраженного «да», нуждается в нем, утверждает себя в нем и без него не имеет никакого значения70.
Категория иронии рассматривается как проявление скрытой субъективной авторской оценки. Создание иронического смысла обусловлено стремлением автора выразить свое отношение к действительности косвенным путем, отстраниться от изображаемой ситуации, взглянуть на нее со стороны.
С помощью иронии автор максимально снижает значительность своего «героя», изображая смешными его речь, манеру общения с людьми. Автор использует такой прием создания комического, как сравнение лидера коммунистов с вещью: «...это просто ящик с несложными формулами, по которым легко штампуются подходящие случаю прописные истины».
Сатира в отличие от иронии предполагает однозначно отрицательное отношение автора к осмеиваемым объектам. Она может быть саркастической, гневной, язвительной и рассчитана на то, чтобы вызвать аналогичное отношение у читателя. Для сатиры обязательно наличие той отправной точки, с которой вырабатывается неприязненное отношение к событию, явлению или человеку. Этой константой могут служить определенные идеалы, мировоззренческие, нравственные и иные ориентиры, нормы, представления, стереотипы, бытующие в обществе, а также личные убеждения автора, принципы, его представления о желаемом и должном. В произведениях сатирических жанров впечатления от событий или явлений передаются с помощью специфических художественных образов.
. В сатирическом произведении всегда неизменным остается одно: безоговорочное отрицание описываемого явления. Отсюда та определенность авторской позиции, которая не допускает двоякого толкования изображаемого. Субъективное авторское начало проступает особенно отчетливо, более остро, чем в произведении несатирическом.
Для сатирического показа событий, явлений, людей есть особый способ, который помогает создать образ и реконструировать ситуацию. Это — преувеличение74
Основные формы преувеличения — гипербола, карикатура, гротеск.
Гипербола — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо явления (например, заголовок в «Известиях»: На одного с плошкой уже не семеро, а сто семеро с ложкой).
Карикатура — смешное подобие чего-либо
Крайнюю степень преувеличения, которое достигает таких размеров, что полностью выходит за грани реального и переходит в область фантастики, представляет собой гротеск.
Юмор, как модификация комического, отличается от иронии и сатиры примиряющим отношением к объекту осмеяния, выражающим внутреннее принятие мира таким, каков он есть. Юмор — это беззлобный смех над недостатками и слабостями.
Юмор отражает процесс переоценки событий. Он рассматривает несовершенство жизни и человеческие слабости как нечто такое, с чем следует мириться, что заслуживает снисхождения. Цель юмориста — дружеская критика недостатков
Важно понимать, что юмор, ирония и сатира обладают способностью переходить одна в другую. Как модификации комического эти эстетические категории, служат для выражения различных видов смешного в социальной жизни.
- Адзінства зместу і формы твора як паказчык журналісцкага майстэрства.
- 2. Крыніцы інфармацыі (эмпірычныя і тэарэтычныя).
- 3. Методика сбора материала
- 4. Тема. Ее поиск, разработка, раскрытие
- 5. Факт как основа деятельности журналиста. Событие и новость.
- 6. Заголовок и его роль в тексте
- 7. Метод интервью в журналистике.
- 13. Основы классификации журналистских жанров.
- 14. Информационные жанры журналистики. Понятие «информационные жанры». Специфика новостей. Приметы информационных жанров (новизна факта или события, про которое рассказывается; оперативность подачи).
- 16. Навіна і інфармацыя.
- 17. Заметка
- 19. Отчет
- 20. Рэпартаж як інфармацыйны жанр. Віды рэпартажу.
- 21. 32. 40. Система жанров радиожурналистики. Тенденции развития современного радиовещания
- 22. Корреспонденция
- 25. Предмет и функции аналитической журналистики. Аксиомы аналитического способа освоения действительности.
- Аналитическая журналистика
- 26. Аналитическая корреспонденция: специфика жанра. Различные точки зрения на природу корреспонденции. Информационная и аналитическая корреспонденции: сходства, различия, проблема разграничения.
- 28. Аналитическое обозрение: предмет, функции, метод. Особенности технологии работы над обозрением. Отличия жанра обозрения от жанра мини-обозрения.
- Аналитический обзор. Отличия аналитического обозрения от аналитического обзора. Виды обзоров. Обзор печати.
- 29. Прогноз и версия. Жанровые особенности. Технология работы журналиста в данных жанрах.
- 31. Полемический текст в современной прессе: природообразующие признаки полемического текста.
- 33. 41. Жанровые особенности теле- и радиовещания.
- 34. Журналистское расследование»
- 35. Аргументация в журналистском произведении.
- 39. Предмет, задачи, методы, структурно-композиционное решение в жанре рецензии. Мини-рецензия и аналитическая рецензия: сходства и различия. Виды рецензий в современной прессе.
- 39. Художественно-публицистические жанры журналистики и тенденции их развития. Очерк и его виды.
- 42. Комическое как средство публицистики. Художественные средства сатирической журналистики.
- 43. Фельетон: происхождение названия жанра, предметная основа, цель, специфика метода. Средства создания сатирического образа в фельетоне. Отличия от памфлета. Фельетонный стиль современных газет.
- 45. Роль анекдота на страницах современной периодической печати. Анекдотическая история результат творческой деятельности журналиста.
- 46. Интервью-портрет, или персональное интервью
- 48. Принцип золотого сечения