5. Факт как основа деятельности журналиста. Событие и новость.
Слово factum в латинском языке означает «сделанное, совершившееся». От него и происходит первоначальное значение понятия «факт», зафиксированное в словарях русского языка: «действительное, вполне реальное событие, явление».
Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным.
Это понятие используется в двух значениях.
1. фактом называют любой состоявшийся, происшедший момент действительности.
2. под фактом подразумевают знание обладающее достоверностью.
В первом случае подразумевают непосредственно фрагмент объективной реальности. Во втором говорят об отражении этого фрагмента.
Журналистский текст состоит из высказываний, констатирующих какие-то признаки реальности, которые можно проверить и доказать. Большое значение в тексте имеют мнения, объяснения ( обозначение с помощью причинно-следственных связей), гипотезы (предположение, версия).
Работая над текстом, журналист систематизирует, группирует факты по отражаемым явлениям, способам фиксирования, типам описания. В аналитическом тексте он дает собственную оценку событиям и интерпретирует факты.
Факт в журналистике – достоверное отражение фрагмента действительности.
Для журналистов важно:
- из каких источников они получены
- какие цели преследовали люди, сообщив о них
- четко различать факты науки и обыденные факты.
Факты могут быть, как: 1.событие, 2.сведение, 3.явление.
Событие – факт, характеризующийся местом и временем и который характеризует начало определенного действия в узком и хронологическом пространственном диапазоне. Есть начало и конец действия.
Сведение – журналист обобщает событие множеством сведений.
Явление – сумма событий и сведений. «В армии России падает дисциплина», - это явление.
Главная заповедь журналиста: с фактом необходимо обращаться внимательно, уважительно и честно.
Три нельзя в обращении с фактом:
1) нельзя игнорировать, замалчивать общественно-важный факт;
2) нельзя искажать содержание факта, неверно излагать его структуру;
3) нельзя заниматься «кастрацией» факта (Юрков).
Надо заниматься интерпретацией факта, комментировать его, строить версии о последствиях данного факта.
Причины фактической недостоверности: спешка журналиста и неумение/нежелание проверять факты.
Дедуктивный (посредством логической цепочки к выводу) и индуктивный (по частям, по фактам к главной теме, высказыванию) методы.
Как позиционируются факты в репортаже? Предметом репортажного отображения является не какое-то законченное событие, а некий процесс или действие. Поэтому журналисту важно не просто описать те или иные факты, а показать динамику развития события, выразив к нему свое отношение. «Наглядность» в репортаже достигается благодаря использованию различных деталей, штрихов и подробностей, а также через авторское сопереживание разворачивающимся на его глазах действиям.
В ткань репортажного описания могут быть включены факты, зафиксированные журналистом ранее.
В хроникальной информации нужно и следует обходиться без оценочных суждений, то в аналитических и художественно-публицистических произведениях факты выступают или в качестве иллюстративного материала, или в виде опорных аргументов, подтверждающих тот или иной тезис. При этом журналист не только подвергает факты всестороннему анализу, но и дает им собственную трактовку и оценку.
Для полного и адекватного отражения различных событий, явлений и процессов в информационных, аналитических и художественно-публицистических материалах используются самые разнородные факты: социальные, исторические, литературные, юридические, культурологические и др. Факт представляет собой форму человеческого знания, обладающего достоверностью. Отношение к фактам как к единицам знания и вызывает к ним заведомое доверие у людей. Чтобы быть уверенными в репрезентативности фактов, журналистам нужно знать, во-первых, из каких источников они получены; во-вторых, какие цели преследовали респонденты, сообщившие о тех или иных фактах; в-третьих, четко отличать факты науки от обыденных фактов.
Научные факты всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах. Они всегда являются «итогом обобщений, выверенным абстрактным знанием. При этом чем выше требования к точности и объективности, тем больше число эмпирических наблюдений и измерений и тем необходимее применение статистических методов их обработки». В аналитических и публицистических произведениях журналисты охотно обращаются к фактам науки. Особенно часто используются материалы социологических исследований, экспертные заключения, статистические выкладки, результаты экспериментов и др. Подобного рода фактические данные применяются в виде иллюстративного материала или в качестве основных или дополнительных аргументов, придавая авторским рассуждениям особую убедительность.
Использование научных фактов в журналистских материалах носит самый разнородный характер: от простой констатации до развернутых положений. Точность и достоверность — основные признаки всех научных фактов. Именно поэтому журналисты так охотно обращаются в своих публикациях к подобного рода сведениям.
Наряду с научными фактами журналисты охотно используют в своих материалах так называемые обыденные факты, Подобного рода факты используют тогда, когда необходимо рассказать о непосредственном опыте людей, об их эмоциональных реакциях на те или иные события и т.п. В основе обыденного факта лежат не только некие моменты действительности, но и реальные поступки людей, которые могут стать предметом журналистского отображения. Главная особенность обыденных фактов — в их жизнеподобии. В отличие от фактов науки они носят синкретичный характер и в силу этого не способны раскрыть суть того или иного явления. Обращение журналистов к подобного рода фактам может быть обусловлено следующими причинами: во-первых, с их помощью можно воссоздать привычный и узнаваемый читателями фон того или иного фрагмента действительности; во-вторых, выявить мотивы поведения людей; в-третьих, подчеркнуть те или иные стороны события.
Назначение фактов в журналистском произведении многофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств.
Развертывание факта в жанровую структуру произведения всегда обусловлено задачами, стоящими перед журналистами. В одном случае необходимо сообщить о факте, в другом — дать подробности о событии, в третьем — разобраться в причинах возникновения той или иной проблемы, в четвертом — создать документальный образ современника и др. В зависимости от целей сообщения журналисты используют различные способы подачи, раскрытия, изображения и истолкования фактов. Кроме того, позиционирование фактов в различных жанрах журналистики (информационных, аналитических и художественно-публицистических) имеет свои особенности.
Событие
Конкретная цепь событий внутри темы - в этом весь смысл статьи. А основная ценность - редкость происходящего - существует независимо от аудитории. Редкостность - прямая и четкая оценка того, насколько необычно данное конкретное "событие". Недостаточная "редкость" события (наряду с недостаточной оперативностью) - основная причина того, что статью отвергают.
"Событие" включает в себя еще три элемента:
А. Источник. Ценность "события" отчасти зависит от источника, давшего информацию. Политик из оппозиции может сказать вам, что президент скоро уйдет в отставку, но если то же самое вам скажет сам президент или кто-то из его ближайшего окружения, то ваш материал будет гораздо ценнее
Б. Осведомленность. Вопрос здесь заключается в том, много ли людей осведомлено о развитии интересующих вас событий. Наивысшей ценностью обладают статьи, где впервые сообщается о событиях, известных только источнику (и, может быть, еще их коллегам и узкому кругу посвященных). Ниже всего ценность у сюжетов, уже попавших в общее поле зрения, о которых сообщали по телевизору, по радио или в другой газете.
В. Время. Новости, в отличие от вина, от времени не улучшаются. Однако само по себе время - не самый важный из факторов. Если вы узнали о крупном событии через три недели после того, как оно произошло, определяющим фактором будет не временной промежуток, а число людей, уже знающих об этом событии. Если событие еще не стало общим достоянием, промежуток в три недели незначительно снизит информационную ценность этой новости.
Новость – это сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Сущность любой новости образует факт — нечто, имевшее место во времени и пространстве. По мнению С.Холла, новостью может стать только интересное, необычное и значимое событие, происшедшее за последние двадцать четыре часа. Исследователи Эверетт Деннис и Джон Мэрилл дают такое определение: «Новость - это сообщение, в котором представлен современный взгляд на действительность в отношении конкретного вопроса, события или процесса. Фруда Моррис из Эн-Би-Си сказал: «Новости – это нечто актуальное, важное; то, что оказывает влияние на нашу жизнь».
- Адзінства зместу і формы твора як паказчык журналісцкага майстэрства.
- 2. Крыніцы інфармацыі (эмпірычныя і тэарэтычныя).
- 3. Методика сбора материала
- 4. Тема. Ее поиск, разработка, раскрытие
- 5. Факт как основа деятельности журналиста. Событие и новость.
- 6. Заголовок и его роль в тексте
- 7. Метод интервью в журналистике.
- 13. Основы классификации журналистских жанров.
- 14. Информационные жанры журналистики. Понятие «информационные жанры». Специфика новостей. Приметы информационных жанров (новизна факта или события, про которое рассказывается; оперативность подачи).
- 16. Навіна і інфармацыя.
- 17. Заметка
- 19. Отчет
- 20. Рэпартаж як інфармацыйны жанр. Віды рэпартажу.
- 21. 32. 40. Система жанров радиожурналистики. Тенденции развития современного радиовещания
- 22. Корреспонденция
- 25. Предмет и функции аналитической журналистики. Аксиомы аналитического способа освоения действительности.
- Аналитическая журналистика
- 26. Аналитическая корреспонденция: специфика жанра. Различные точки зрения на природу корреспонденции. Информационная и аналитическая корреспонденции: сходства, различия, проблема разграничения.
- 28. Аналитическое обозрение: предмет, функции, метод. Особенности технологии работы над обозрением. Отличия жанра обозрения от жанра мини-обозрения.
- Аналитический обзор. Отличия аналитического обозрения от аналитического обзора. Виды обзоров. Обзор печати.
- 29. Прогноз и версия. Жанровые особенности. Технология работы журналиста в данных жанрах.
- 31. Полемический текст в современной прессе: природообразующие признаки полемического текста.
- 33. 41. Жанровые особенности теле- и радиовещания.
- 34. Журналистское расследование»
- 35. Аргументация в журналистском произведении.
- 39. Предмет, задачи, методы, структурно-композиционное решение в жанре рецензии. Мини-рецензия и аналитическая рецензия: сходства и различия. Виды рецензий в современной прессе.
- 39. Художественно-публицистические жанры журналистики и тенденции их развития. Очерк и его виды.
- 42. Комическое как средство публицистики. Художественные средства сатирической журналистики.
- 43. Фельетон: происхождение названия жанра, предметная основа, цель, специфика метода. Средства создания сатирического образа в фельетоне. Отличия от памфлета. Фельетонный стиль современных газет.
- 45. Роль анекдота на страницах современной периодической печати. Анекдотическая история результат творческой деятельности журналиста.
- 46. Интервью-портрет, или персональное интервью
- 48. Принцип золотого сечения