20. Рэпартаж як інфармацыйны жанр. Віды рэпартажу.
Репортаж – это сообщение факта, но не протокольное изображение действительности, не просто констатация факта (как в заметке), а описательная, иногда живописная, развернутая передача события, в которой ярко выступает личность автора.
Разновидности репортажа:
Информационный – дает сжатую оценку, высказывает свое отношение к тому, что увидел или узнал.
Репортаж-«раздумье» - автор не только сообщает факты, но и передает личное отношение к ним. Возможно при помощи лирико-публицистических отступлений.
Аналитический – автор анализирует событие со всех сторон, привлекая к этому людей, имеющих прямое отношение к происходящему. Такое изложение способствует тому, что читатели сами сопоставляют факты, обобщают их.
Исторический – сообщается о событии, давно прошедшем. В подобных репортажах можно обнаружить черты перечисленных выше разновидностей и то, что речь идет о событии, при котором автор непосредственно не присутствовал, обусловливает особую специфику репортажа.
«Криминальный репортаж» - по жанровым признакам такие репортажи подходят под определение информационных. Но поскольку во многих газетах выделилась отдельная рубрика «криминальный репортаж», это позволяет говорить еще об одной разновидности репортажа.
Общие закономерности при создания текста в жанре репортажа.
Выбор темы – ориентация на общественно-значимое событие, которое способно заинтересовать широкий круг читателей своей необычностью, своеобразием. Единственное условие – автор должен быть свидетелем, непосредственным участником события.
Репортажность темы обусловливает ее формулировку, что проявляется в обязательном использовании в теме отглагольного существительного, которое и выражает событийность: проведение, организация, открытие, демонстрация и т.д.
«Общие места», необходимые при создании любого репортажа.
Обстоятельство. Это указание места, где проходит событие. Место может быть названо под заголовком репортажа, как главное уточнение документального факта, в виде суммирующего лида, а затем в тексте дается описание этого места, иногда несколько раз и с разных позиций.
Указание времени, когда происходило или происходит событие, и сколько оно длилось или длится. Прямое указание времени встречается тогда, когда это принципиально важно для раскрытия темы.
Условия, в которых разворачивается действие или которые привели к данным событиям.
События необходимо изображать в их последовательности. В тексте могут быть использованы лирические отступления, рассуждения, но данное «общее место» остается стержневым.
Свойства.
Описание свойств – способ наиболее подробного, тщательного показа предмета речи, в том числе события.
Внешние «общие места» репортажа важны для воссоздания достоверности, документальности при раскрытии темы, но они не должны занимать много места, чтобы не перегружать повествование; включение их должно быть логичным и уместным.
- Адзінства зместу і формы твора як паказчык журналісцкага майстэрства.
- 2. Крыніцы інфармацыі (эмпірычныя і тэарэтычныя).
- 3. Методика сбора материала
- 4. Тема. Ее поиск, разработка, раскрытие
- 5. Факт как основа деятельности журналиста. Событие и новость.
- 6. Заголовок и его роль в тексте
- 7. Метод интервью в журналистике.
- 13. Основы классификации журналистских жанров.
- 14. Информационные жанры журналистики. Понятие «информационные жанры». Специфика новостей. Приметы информационных жанров (новизна факта или события, про которое рассказывается; оперативность подачи).
- 16. Навіна і інфармацыя.
- 17. Заметка
- 19. Отчет
- 20. Рэпартаж як інфармацыйны жанр. Віды рэпартажу.
- 21. 32. 40. Система жанров радиожурналистики. Тенденции развития современного радиовещания
- 22. Корреспонденция
- 25. Предмет и функции аналитической журналистики. Аксиомы аналитического способа освоения действительности.
- Аналитическая журналистика
- 26. Аналитическая корреспонденция: специфика жанра. Различные точки зрения на природу корреспонденции. Информационная и аналитическая корреспонденции: сходства, различия, проблема разграничения.
- 28. Аналитическое обозрение: предмет, функции, метод. Особенности технологии работы над обозрением. Отличия жанра обозрения от жанра мини-обозрения.
- Аналитический обзор. Отличия аналитического обозрения от аналитического обзора. Виды обзоров. Обзор печати.
- 29. Прогноз и версия. Жанровые особенности. Технология работы журналиста в данных жанрах.
- 31. Полемический текст в современной прессе: природообразующие признаки полемического текста.
- 33. 41. Жанровые особенности теле- и радиовещания.
- 34. Журналистское расследование»
- 35. Аргументация в журналистском произведении.
- 39. Предмет, задачи, методы, структурно-композиционное решение в жанре рецензии. Мини-рецензия и аналитическая рецензия: сходства и различия. Виды рецензий в современной прессе.
- 39. Художественно-публицистические жанры журналистики и тенденции их развития. Очерк и его виды.
- 42. Комическое как средство публицистики. Художественные средства сатирической журналистики.
- 43. Фельетон: происхождение названия жанра, предметная основа, цель, специфика метода. Средства создания сатирического образа в фельетоне. Отличия от памфлета. Фельетонный стиль современных газет.
- 45. Роль анекдота на страницах современной периодической печати. Анекдотическая история результат творческой деятельности журналиста.
- 46. Интервью-портрет, или персональное интервью
- 48. Принцип золотого сечения