6. Заголовок и его роль в тексте
Роль заголовка в журналистском материале очень велика. Он несет на себе значительную часть смысловой нагрузки. Этим он серьезно отличается от литературных заголовков, которые чаще всего служат лишь для обозначения конкретного текста в ряду других.
Вообще в журналистике чаще всего речь идет о заголовочном комплексе. Помимо самого заголовка, который выражает суть материала, дает первичное представление о теме и содержании публикации, в этот комплекс входят подзаголовок (уточняет, поясняет, иногда развивает стоящий над ним заголовок), рубрика (подзаголовок, выделяющий раздел или тематический блок газеты, направление материала, его главную тему, сферу отражаемой действительности, жанр), внутренний подзаголовок (акцентирует внимание на определенной части материала, определенной идее).
В зависимости от наличия этих элементов различают заголовки обыкновенные (есть только сам заголовок), с рубрикой, с подзаголовком, с афишкой, с иллюстрацией. По оформлению на газетной полосе заголовок может быть наборный, рисованный, из репродуцированных букв, на фотографии. Заголовок (подзаголовок) над полосой или большим разделом полосы называется шапкой.
И все же главное в заголовке – его содержательная часть. Помимо сути материала он должен еще нести долю интриги, привлекать к себе читательский взгляд. Создание точного, емкого, эффектного и эффективного заголовка – очень сложная творческая задача. Журналист начинает поиск такого заголовка еще на стадии изучения действительности и завершает иногда уже на газетной полосе.
По смысловой нагрузке заголовки делятся на однонаправленные и комплексные. Однонаправленные, как это следует из самого названия, соотносятся с одним элементом смысловой структуры текста. Тема текста – в составе основной мысли заголовка, главная задача – сообщить читателю тему публикации. А в тексте тема уже уточняется, конкретизируется.
Комплексные заголовки уже соотносятся с несколькими элементами схемы текста одновременно. Часто такие заголовки состоят из двух частей, соединенных союзом «или».
По соотношению с текстом заголовки бывают полноинформативные и неполноинформативные. В заголовках первого вида содержится или тема всего текста, или любой тезис, развивающий основную мысль. При этом различают номинативные заголовки, которые подобно именам собственным называют тему всего текста, и предикативные, содержащие развернутый тезис, содержащий предмет речи и его предикат (то есть полный прогноз о тексте). Но часто заголовок содержит не весь тезис, а только часть его – тему или предикат. Некоторые содержат лишь сигнал о предмете речи или его признаке. Такие заголовки называют неполноинформативными, пунктирными.
Достаточно часто встречаются оценочные заголовки. Эффективно смотрятся и заголовки, являющиеся началом или концовкой текста. Очень часто подобным приемом пользуются при подаче информационных текстов.
Процесс восприятия журналистского материала как правило прямой – от заголовка к тексту. Это касается прежде всего тех заголовков, в основе которых лежит факт. Но иногда заголовок несет в себе подтекст, и смысл его становится понятен лишь после прочтения самого материала.
М.И.Шостак в своей работе «Репортерство: профессионализм и этика» приводит основные виды заголовков новостных материалов: заголовок-хроника – краткая форма предлагающейся новости (побыстрее довести до читателя «поверх текста»); «бегущая строка» – начало материала, переходящее в текст; резюме – косвенно комментирует событие (прямое резюме, игровое, с ироничной оговоркой, с подчеркнутым комментарием, резюме-парадокс); цитата – фамилии и слова главных действующих лиц; интрига – многозначительные и недосказанные фразы и обороты, намек на сенсацию; «ужастики» – шокирующие заголовки, иногда служат способом снятия напряжения.
Достаточное распространение получили заголовки, выполненные в игровой манере. Время от времени появляются рифмованные заголовки («вирши»), звукоподражательные (благодаря аллитерации неожиданно сталкиваются совершенно разные понятия), «цветные», «лозунги» и «призывы», смешные поправки крылатых слов и цитат, афоризмы. При этом часто создается второй смысловой план, появляются ассоциативные связи: противоречие, смысловая перекличка, ироническое переосмысление. Иногда игровой эффект создается благодаря прямому обращению к читателю, к его фантазии, способности «доиграть», додумать за автора.
Главная задача таких заголовков – не переборщить. Они должны быть понятыми читателем. При этом не должны отталкивать его фривольной интонацией, игривой и неуместной развязностью, откровенной грубость и даже хамством, недоброжелательным отношением к герою публикации, двусмысленностью и крайней тенденциозностью. Основные ошибки, которые допускают журналисты при выборе заголовка и которые снижают эффективность этого важного элемента текста: отсутствие четких связей с текстом, ошибочные связи, двусмысленность, «штамп», дающие ложный прогноз.
Важное значение имеют рубрики. Каждое издание имеет свою систему рубрик. В основном они подразделяются на два вида – тематические и служебные. Тематические рубрики определяют тематику публикаций (политика, экономика, спорт и т.д.). Среди служебных выделяют несколько видов: жанровые, временные, региональные, аудиторные, указывающие на источники информации.
- Адзінства зместу і формы твора як паказчык журналісцкага майстэрства.
- 2. Крыніцы інфармацыі (эмпірычныя і тэарэтычныя).
- 3. Методика сбора материала
- 4. Тема. Ее поиск, разработка, раскрытие
- 5. Факт как основа деятельности журналиста. Событие и новость.
- 6. Заголовок и его роль в тексте
- 7. Метод интервью в журналистике.
- 13. Основы классификации журналистских жанров.
- 14. Информационные жанры журналистики. Понятие «информационные жанры». Специфика новостей. Приметы информационных жанров (новизна факта или события, про которое рассказывается; оперативность подачи).
- 16. Навіна і інфармацыя.
- 17. Заметка
- 19. Отчет
- 20. Рэпартаж як інфармацыйны жанр. Віды рэпартажу.
- 21. 32. 40. Система жанров радиожурналистики. Тенденции развития современного радиовещания
- 22. Корреспонденция
- 25. Предмет и функции аналитической журналистики. Аксиомы аналитического способа освоения действительности.
- Аналитическая журналистика
- 26. Аналитическая корреспонденция: специфика жанра. Различные точки зрения на природу корреспонденции. Информационная и аналитическая корреспонденции: сходства, различия, проблема разграничения.
- 28. Аналитическое обозрение: предмет, функции, метод. Особенности технологии работы над обозрением. Отличия жанра обозрения от жанра мини-обозрения.
- Аналитический обзор. Отличия аналитического обозрения от аналитического обзора. Виды обзоров. Обзор печати.
- 29. Прогноз и версия. Жанровые особенности. Технология работы журналиста в данных жанрах.
- 31. Полемический текст в современной прессе: природообразующие признаки полемического текста.
- 33. 41. Жанровые особенности теле- и радиовещания.
- 34. Журналистское расследование»
- 35. Аргументация в журналистском произведении.
- 39. Предмет, задачи, методы, структурно-композиционное решение в жанре рецензии. Мини-рецензия и аналитическая рецензия: сходства и различия. Виды рецензий в современной прессе.
- 39. Художественно-публицистические жанры журналистики и тенденции их развития. Очерк и его виды.
- 42. Комическое как средство публицистики. Художественные средства сатирической журналистики.
- 43. Фельетон: происхождение названия жанра, предметная основа, цель, специфика метода. Средства создания сатирического образа в фельетоне. Отличия от памфлета. Фельетонный стиль современных газет.
- 45. Роль анекдота на страницах современной периодической печати. Анекдотическая история результат творческой деятельности журналиста.
- 46. Интервью-портрет, или персональное интервью
- 48. Принцип золотого сечения