21. 32. 40. Система жанров радиожурналистики. Тенденции развития современного радиовещания
Особенности жанров радиожурналистики обусловливаются, спецификой радиоканала и формой воплощения речевого общения. Они оперируют живым словом. Многие жанры радиожурналистики пришли в эфир из обычного бытового общения. Они видоизменились под влиянием литературного творчества, стали сложнее, многограннее. Направленность на аудиторию, обращенность к слушателю в радиожанрах проявляются разными способами: от прямого обращения до введения в текст различных регулятивных приемов.
Еще одна особенность радиожанров: они очень подвижны и зачастую не имеют четких границ. Такая динамика и размытость очертаний объясняются спецификой публицистического творчества, разнообразием его методов и индивидуальными подходами журналистов к созданию произведения. Жанры функционируют не изолированно, а в системе.
Жанры и формы вещания на радио развивались под влиянием самых разных факторов: устной пропаганды, эстрады, речевых форм общения, газетных текстов, читаемых в микрофон, освоения собственной специфики. Сыграли свою роль кино и театр. Но все-таки наибольшее влияние на вещание, особенно на первых порах становления радиопрограмм и жанров, в 20-30-е годы оказала газета, «живые» передачи (лекции, беседы, доклады общественных деятелей, выступления у микрофона писателей, ученых, специалистов), а позже — внестудийные формы (радиомитинги, радиособрания, радиопереклички). Позже радиовещание испытывало влияние и телевидения.
Жанры распределяются по группам так:
Информационные жанры: радиосообщение; радиообзор печати; радиоотчет; информационная корреспонденция; информационное радиоинтервью; информационный радиорепортаж. Аналитические жанры: аналитическое радиоинтервью; аналитическая радиокорреспонденция; аналитический радиорепортаж; радиорецензия; письмо; радиобеседа; радиокомментарий; радиообозрение; дискуссия на радио; радиоречь; журналистское расследование на радио. Документально-художественные жанры: радиоочерк; радиозарисовка; радиорассказ; радиофельетон; радиокомпозиция.
Информационные жанры. Типы информационных программ. Выпуски оперативной информации (например, «Последние известия») представляют собой структурное единство, различные блоки, имеющие монтажное соподчинение. Они определяются значимостью информации и условно делятся на основные части по темам: политика, экономика, культура, спорт, погода, реклама.
Информационно-аналитические программы подводят, как правило, итоги вещательного отрезка. Они более объемны по времени и разнообразны по жанрам (в них могут звучать корреспонденции, интервью, обозрения, комментарии). Более активно выступает в них и ведущий.
Информационно-музыкальные программы (например, «Маяк») представляют собой небольшие по объему, но часто звучащие информационные выпуски в структуре музыкального потока. Обычно они делятся по темам: экономика, культура, события в Думе, в правительстве, спорт и т.д.
Информационно-развлекательные программы, характерные для зарубежного вещания, появились и у нас на коммерческом вещании.
Информационно-рекламные передачи используют рекламу в самых актуальных передачах радиоэфира – информационных.
Радиосообщение. Информационное радиосообщение соответствует заметке в периодической печати. Из всех жанров радиожурналистики оно ближе всего стоит к газете. В его основе лежит социально значимый факт общественной жизни. Как и заметка в газете, радиосообщение должно отвечать на главные вопросы: кто? что? когда? где? Возможны и дополнительные вопросы: как? каким образом? Оперативность – важнейшее качество радио, поэтому значение информации падает, если по времени она отстает от события.
Радиоинтервью – коммуникативный акт между интервьюируемым, журналистом и слушателем. Его цель – получение актуальной, интересной информации от компетентного, сведущего человека. Суть этого жанра – чередование вопросов и ответов, которые представляют собой единое смысловое и эмоциональное целое, объединяемое одной темой. Специфика радиоинтервью заключается в том, что корреспондент записывает материал на пленку или передает его сразу в эфир. Это живой, звучащий разговор. Радиоинтервью рождается во время проведения разговора. Техническая запись в таком случае становится творческим процессом, дающим конечный результат. Позже, если беседа идет в эфир не сразу, журналист может смонтировать ее, убрав второстепенное, некоторые длинноты, но изменить сам процесс разговора, характер беседы он не может.
проблемное интервью – с элементами анализа, оценкой ситуации. Интервью-портрет дает более полное представление о человеке, оно может звучать до 20 минут и содержать вопросы, направленные не столько на получение информации, сколько на раскрытие внутреннего мира героя. В таком интервью журналист помогает своему собеседнику проявить себя в полной мере.
К информационным видам интервью относятся протокольное интервью, интервью-анкета, пресс-конференция.
Протокольное интервью несет официальную информацию о встрече политического деятеля, например в аэропорту, или на вокзале, передает беседу с представителями власти по поводу какого-нибудь торжества, мнение гостей о городе, о каком-либо событии. Вопросы такого интервью обычно стандартны и известны заранее.
Интервью-анкета предполагает оперативный экспресс-опрос на улицах города, в залах заседаний, концертных залах, в фойе театра, на стадионе и т.п. Как правило, задается один вопрос типа: чем знаменателен был для Вас уходящий год? что Вы ждете от Нового года? как Вы относитесь к вступлению в НАТО стран Восточной Европы? Вопрос в интервью-анкете должен быть актуальным и интересным для широкого круга слушателей.
Пресс-конференция проводится с участием представителей различных средств информации. Для радиожурналиста трудность заключается в записи ее на радио. Технические возможности фиксации вопросов в зале и ответов тех, кто проводит встречу, здесь намного сложнее.
Репортаж – самый распространенный жанр вещания. В радиорепортаже сочетаются сильные стороны информационного радиосообщения: оперативность, актуальность, емкость текста – и элементы публицистики: оценка происходящего события, его эмоциональное отражение, образное описание. Основные жанровые признаки радиорепортажа – документальность, достоверность, оперативность, которые базируются на актуальности информации, а его задача – отражать события, связанные с воплощением информационного, временного процесса их свершения. Репортаж связан с временным материалом, отсюда его событийность, новизна, динамичность. Чаще всего он посвящается актуальному, общественно значимому событию или теме, представляющей интерес для значительной части аудитории
Проблемный репортаж обычно начинается с места какого-либо действия. Сам жанр не дает возможности углубиться в корни проблемы. Цель такого радиорепортажа – дать слушателям представление о проблеме с помощью документальных записей.
Познавательный репортаж может содержать только информацию, но может и затрагивать проблему. Главная его цель – познакомить слушателей с тем новым, интересным, что происходит в науке, медицине, производстве. Репортаж – жанр синтетический: он может включать в себя элементы зарисовки, интервью, комментария.
Радиоотчет. Отчет в журналистике, как правило, отличается от научного официального отчета более краткой, динамичной и емкой формой. В основе делового отчета лежит описание итогов определенной работы, пути достижения ее результатов. Здесь важно показать ее этапы и характерные признаки. Значим сам ход достижения результатов, сам процесс выполнения какого-то поручения. В Главное – представить суть, состояние проблем и возможные пути их решения. Отчет: рассказ о событии с места, где оно происходит. Различаются эти два жанра предметом повествования, т.е. своим материалом. И еще пространством, где происходит действие. Отчет же посвящен рассказу о том, что происходило на собрании, заседании, слете и т.д.
Аналитические жанры. Корреспонденция характеризуется рядом признаков, по которым ее можно отнести и к информационным, и к аналитическим жанрам, ибо она выполняет как информационную, так и публицистическую функции. Грань здесь определяется степенью обобщений и выводов, которые являются непременным элементом этого жанра и вытекают из подробного описания сущности и характера события и его оценки журналистом. Эти обобщения и выводы в корреспонденции гораздо шире, чем в информационной заметке.
Комментарий – это мнение компетентного человека, журналиста или специалиста, о событии, явлении, факте. В отличие от интервью, где журналист выступает как представитель группы слушателей и предлагает компетентному лицу ответить на те вопросы, которые, как он предполагает, интересуют аудиторию, в комментарии журналист или специалист высказывает свое мнение, сообразуясь с тем, что он сам считает важным в событии и о чем, по его мнению, необходимо проинформировать слушателя. Может быть самостоятельной передачей или включенным в передачу.
Беседа – распространенный жанр агитационно-просветительского характера. Радиобеседа обычно существует в сетке вещания или в качестве отдельной рубрики, или в структуре комбинированной формы радиожурналистики – «канала», «блока», радиожурнала, радиогазеты и т.п.
Своеобразие радиобеседы, ее эстетические и структурные признаки обусловлены тем, что в отличие от интервью, репортажа и комментария здесь используется только одно выразительное средство радиожурналистики – звучащая речь.
Любая беседа предполагает ситуацию речевого общения – разговора, в котором принимают участие собеседники.
Радиообозрение – это жанр, отличающийся свободой в подборе материалов, объединенных одной темой или единством времени или места. Содержанием радиообозрения могут быть самые разные по содержанию компоненты интервью, заметки, репортажи и даже небольшие радиоочерки и зарисовки, а также фрагменты из художественных произведений, звукозапись которых или произведена по трансляции из концертных и театральных залов, или сделана специально в радиостудии. Все эти материалы соединяет в структуре радиообозрения комментарий журналиста, как правило, специализирующегося в области данной тематики и проблематики.
Иногда обозрением называют политические комментарии, в которых авторы сосредоточиваются не на одной, а на нескольких проблемах международной жизни, на различных социальных вопросах или многообразии событий в культурной жизни и искусстве. Композиция таких программ свободная, т.е. полностью зависит от автора и редактора, которые могут сами выстраивать иерархию материалов в зависимости от адреса передачи и реальных интересов аудитории.
Документально-художественные жанры. Документальные факты, портреты и характеристики конкретных людей, анализ реальных жизненных ситуаций соединяются в радиоочерке, радиорассказе, радиофелъетоне и документальной драме с широкими обобщениями, публицистическими отступлениями – авторскими комментариями и откровенным художественным домыслом. В основе подобных радиопроизведений лежат, как правило, достаточно яркие и неординарные случаи, факты, жизненные коллизии, но в центре, в фокусе журналистского, а следовательно, слушательского внимания всегда остаются человек – творец события, его дела, желания, поступки, действия и только через них переданные чувства и мысли. Радиоочерк, радиорассказ и документальная драма показывают не столько внешние, пусть даже очень важные обстоятельства жизни, сколько ее глубинные, внутренние конфликты. Радиоочерк. Для этого жанра важное значение имеет непосредственное авторское участие в передаче. В проблемном очерке предметом исследования служит та или иная проблема, а материал журналиста может стать поиском путей ее решения. Проблемная, исследовательская журналистика – важное направление в современной деятельности средств массовой информации.
Портретный очерк называют наиболее распространенным и популярным. Он дает возможность показать человека в процессе становления его как личности, и не только показать, но и представить слушателям посредством собственно авторского рассказа, т.е. максимально используя документальность очерка.
Радиорассказ. в практике радиожурналистики термин «радиорассказ», по сути, оказывается синонимом обозначения жанра радиоочерка. Важную роль в радиоочерках и радиорассказах играет музыка. Обычно она используется как дополнительное выразительное средство – иллюстрация, фон или обобщение и играет примерно ту же роль, что и в театральных спектаклях или кинофильмах.
Документальная драма – это рассказанная журналистом история, сюжетную основу которой составляют факты, происходившие в действительности. В ней сохраняются подлинные имена участников описываемых событий, документальный материал вводится непосредственно в текст и звуковую ткань произведения.
Из этого определения очевидна близость документальной драмы к исторической пьесе, незыблемым остается лишь одно принципиальное различие: в первом случае документ используется в своем первозданном виде, а во втором (в исторической пьесе) опосредованно.
Радиокомпозиция – это передача, структура которой включает в себя разнофактурные компоненты: литературный материал, музыку, звуковые документы и другие, объединяемые темой, автором или ведущим.
По исходным материалам можно выделить несколько наиболее распространенных типов радиокомпозиции:
– литературная; это композиция из стихов или прозаических отрывков одного или нескольких авторов на одну тему (например, сочетание фрагментов из стихов Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Есенина о любви или небольших отрывков из «Севастопольских рассказов» Л. Толстого, романа К. Симонова «Живые и мертвые» и повести В. Некрасова «Солдаты» о человеке на войне);
– литературно-музыкальная композиция; в ней сохраняется тот же принцип подбора литературных материалов, что и в литературной композиции, но скрепляющим стержнем становятся музыка, песни или фрагменты из симфонических произведений, соответствующие «настроению»;
– документальная композиция, по структуре она очень близка радиоочерку и радиорассказу. Ее отличие состоит в том, что текст журналиста в ней занимает лишь незначительное место и время, сосредоточивая внимание аудитории не на словах автора передачи, а на документальных записях, из которых складывается ее своеобразный сюжет и композиция.
- Адзінства зместу і формы твора як паказчык журналісцкага майстэрства.
- 2. Крыніцы інфармацыі (эмпірычныя і тэарэтычныя).
- 3. Методика сбора материала
- 4. Тема. Ее поиск, разработка, раскрытие
- 5. Факт как основа деятельности журналиста. Событие и новость.
- 6. Заголовок и его роль в тексте
- 7. Метод интервью в журналистике.
- 13. Основы классификации журналистских жанров.
- 14. Информационные жанры журналистики. Понятие «информационные жанры». Специфика новостей. Приметы информационных жанров (новизна факта или события, про которое рассказывается; оперативность подачи).
- 16. Навіна і інфармацыя.
- 17. Заметка
- 19. Отчет
- 20. Рэпартаж як інфармацыйны жанр. Віды рэпартажу.
- 21. 32. 40. Система жанров радиожурналистики. Тенденции развития современного радиовещания
- 22. Корреспонденция
- 25. Предмет и функции аналитической журналистики. Аксиомы аналитического способа освоения действительности.
- Аналитическая журналистика
- 26. Аналитическая корреспонденция: специфика жанра. Различные точки зрения на природу корреспонденции. Информационная и аналитическая корреспонденции: сходства, различия, проблема разграничения.
- 28. Аналитическое обозрение: предмет, функции, метод. Особенности технологии работы над обозрением. Отличия жанра обозрения от жанра мини-обозрения.
- Аналитический обзор. Отличия аналитического обозрения от аналитического обзора. Виды обзоров. Обзор печати.
- 29. Прогноз и версия. Жанровые особенности. Технология работы журналиста в данных жанрах.
- 31. Полемический текст в современной прессе: природообразующие признаки полемического текста.
- 33. 41. Жанровые особенности теле- и радиовещания.
- 34. Журналистское расследование»
- 35. Аргументация в журналистском произведении.
- 39. Предмет, задачи, методы, структурно-композиционное решение в жанре рецензии. Мини-рецензия и аналитическая рецензия: сходства и различия. Виды рецензий в современной прессе.
- 39. Художественно-публицистические жанры журналистики и тенденции их развития. Очерк и его виды.
- 42. Комическое как средство публицистики. Художественные средства сатирической журналистики.
- 43. Фельетон: происхождение названия жанра, предметная основа, цель, специфика метода. Средства создания сатирического образа в фельетоне. Отличия от памфлета. Фельетонный стиль современных газет.
- 45. Роль анекдота на страницах современной периодической печати. Анекдотическая история результат творческой деятельности журналиста.
- 46. Интервью-портрет, или персональное интервью
- 48. Принцип золотого сечения