40.Информационное общество: подходы к изучению.
Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве. Главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания. Отличительные черты:
увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;
(подходы 14 билет)
Первый подход. Первый из отмеченных подходов представлен, прежде всего, сторонниками собственно теории постиндустриального общества и приверженцами концепции постмодернизма. Идея постиндустриального общества и сегодня остается весьма популярной, соответствующий термин широко применяется в философских, социологических и экономических работах. Некоторые исследователи конкретизируют свои подходы, говоря о постиндустриальном капитализме, постиндустриальном социализме, экологическом постиндустриализме. Между тем основой концепции постиндустриального общества остается оценка нового социума как резко отличающегося от общества, господствовавшего на протяжении последних столетий: отмечаются, прежде всего, снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существенная модификация традиционной социальной структуры.
Второй подход. Приверженцы второго подхода стремятся определить новое состояние цивилизации через рассмотрение его отдельных признаков; при этом часто в центре внимания оказываются явления, непосредственно не определяющие общество как социальное целое. Наиболее известная попытка такого рода связана с введением в научный оборот в начале 60-х годов фактически одновременно в США и Японии Ф.Махлупом и Т.Умесао термина «информационное общество». Подобный подход лежит в русле направления европейской философии, которое рассматривает эволюцию человечества сквозь призму прогресса знаний.
В обществе существуют различные подходы к оценке феномена информационного общества. Так, Р. Ф. Абдеев пишет, что следствием информационной революции и становлением информационного общества становится развитие наукоемких производств с минимальным использованием сырья и энергии. В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, нет безработицы и национальных проблем, народ доволен жизнью.
Однако существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. С другой стороны существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин.
Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход. В рамках этой концепции также существует классификация обществ.
В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций.
Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа.
Все это в совокупности составляет, по определению последователей данного подхода, дух народа, обуславливающий определенное отношение к самому себе. Таким образом, можно говорить, что в рамках цивилизационного подхода в качестве основания для классификации обществ является складывающаяся в них культура.
- Понятие «информация», «коммуникация», «масса».
- 2.Теория сми развивающихся стран.
- 3.Теория советских сми
- 4.Художественные жанры в журналистике.
- 5.Аналитические жанры в журналистике
- Теория социальной ответственности
- Либерторианская теория сми
- 8.Массовая информация, ее свойства.
- 9.Информационные жанры в журналистике
- Авторитарная теория сми
- 11.Нормативные теории сми.
- 12.Основные формы информационного обмена от появления языка до появления печатных газет.
- Роль содержания и формы в журналисткой деятельности.
- 15.Виды журналистики.
- .Теории информационного общества.
- 16. Закон о сми: основные положения.
- 18. Новый журнализм как явление
- 19. Журналистика Англии, Франции, Германии XVII века
- 20.Основные тенденции формирования и функционирования рынка прессы, радио и тв после становление независимости России.
- 22.Влияние цензуры на развитие прессы
- 23. «Персональный журнализм» и «новый журнализм» (проиллюстрировать на примерах)
- 24. Особенности партийной прессы.
- 25. Роль информационных агентств в развитии печатной прессы и журналистике в 19-начале 20 веках
- 26. Роль государства в монополизации сми
- 27. Структурные изменения в системе сми в период перестройки
- 28. Особенности становления Российской прессы в 18 веке
- 29. Основные формы концентрации на рынке сми
- 30. Методы исследования, применяемые в журналистике
- 31. Влияние «гласности» и «перестройки» на систему сми в ссср
- 32. Феномен «толстого» журнала (характерные черты, структура, жанры, привести пример)
- 33. Структура медиа-холдинга
- 34. Информационная политика средства массовой информации
- 35. Влияние крестьянской реформы 1961 года на структуру периодической печати России
- 36.Основные функции журналистики
- 38.Информационная и управленческая функции журналистики
- 39.Журналистика февральской и октябрьской революции: сходство и различие
- 40.Информационное общество: подходы к изучению.
- 41.Типология сми.
- 43.Феномен Penny-press и феномен толстого журнала.
- 44. Пресс-служба: разновидности, структура, функции.