27. Правовое регулирование Интернета
Юрисдикция национальных судов, юридический статус и ответственность провайдеров интернет-услуг. Правовой статус сайтов, в том числе сетевых СМИ.
Правовое регулирования содержания на новых носителях в условиях трансграничного характера сетей: порнография, диффамация, экстремистские материалы и т.п. Проблемы авторского права, связанные с размещением произведений на веб-страницах. Практика защиты чести и достоинства по публикациям сетевых СМИ. Международное сотрудничество. Конвенция о борьбе с киберпреступлениями (преступлениями в киберпространстве) 2001 года.
Интернет, стоит уделить внимание нормативно-правовой базе, которая регулирует данную сферу. На данный момент существует несколько уровней регулирования деятельности в сети Интернет:1
международный;
региональный (в рамках Европейского союза и СНГ);
национальный.
Унификация норм проводится как в рамках ЕС, так и на международному уровне в рамках ООН (институт унификации частного права УНИДРУА2), Всемирной Организации Интеллектуальной собственности (ВОИС)3; Международной торговой палатой (МТП)4; Европейской экономической комиссией ООН5; Центром ООН содействия торговле и электронному бизнесу6.
В числе актов комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) необходимо выделить7:
Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронной коммерции» 1996г. (с дополнительной статьей 5 bis, принятой в 1998г.);
Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронных подписях» 2001г.
Советом Европы приняты следующие акты8:
Конвенция «О защите физических лиц в отношении автоматической обработки персональных данных» от 28 января 1981г. (Страсбург);
Дополнительный протокол к Конвенции о защите физических лиц в отношении автоматической обработки персональных данных, касающийся надзорных органов и трансграничных потоков данных от 8 ноября 2001г. (Страсбург);
Конвенция об информационном и правовом сотрудничестве, касающемся «услуг информационного общества» от 4 октября 2001 г.;
Конвенция Совета Европы по киберпреступности от 23 декабря 2001г.
Совет Европы также принял документ, провозглашающий семь основных принципов защиты свободы в Сети. Главная идея «Декларации о свободе общения в Интернете» - всемирная паутина не должна подвергаться более строгим ограничениям, нежели те, что характерны для обычных средств массовой информации, а любая цензура в Сети может быть лишь добровольной.
Международной торговой палатой приняты следующие акты9:
Общие обычаи для удостоверенной цифровым способом международной коммерции 1997 г.;
Общие принципы рекламы и маркетинга в Интернете 1998г.
Европейской экономической комиссией ООН и Центром ООН содействия торговле и электронному бизнесу приняты следующие акты:
Типовое соглашение обмена при международном коммерческом использовании электронного обмена данными (Приложение к Рекомендации № 26 «Коммерческое использование соглашений обмена при электронном обмене данными», принятой Рабочей группой по содействию международным торговым процедурам Европейской экономической комиссии ООН от 23 июня 1995 г.);
Соглашение об электронной коммерции (Рекомендация № 31, принята Центром ООН содействия торговле и электронному бизнесу (UN/CEFACT), март 2000 г., Женева).
Многие из названных актов носят либо декларативный характер, либо закрепляют лишь общие принципы определенных правоотношений в сети Интернет. Европейское право сети Интернет включает в себя множество директив и резолюций10:
Директива 97/7/ЕС Европейского парламента и Совета от 20 мая 1997 г. о защите потребителей в отношении дистанционных договоров (дистанционная продажа);
Директива 97/66/EC Европейского парламента и Совета от 15 декабря 1997 г., касающаяся обработки персональных данных и охраны тайны частной жизни в телекоммуникационном сектор;
Директива Европейского парламента и Совета 1999/93/ЕС от 13 декабря 1999 г. о правовых основах Сообщества для электронных подписей;
Директива 2000/31/ЕС Европейского парламента и Совета от 8 июня 2000 г. о некоторых правовых аспектах услуг информационного общества, в том числе электронной коммерции, на внутреннем рынке (Директива об электронной коммерции);
Директива 2000/46/ЕС Европейского парламента и Совета от 18 сентября 2000 г. о занятии, осуществлении и надзоре за предпринимательской деятельностью учреждений в сфере электронных денег;
Директива 2002/58/EC Европейского парламента и Совета от 12 июля 2002 г., касающаяся обработки персональных данных и охраны тайны частной жизни в секторе электронных коммуникаций;
Резолюция Европейского парламента о безопасном использовании Интернет и новых on-line технологий от 2 декабря 2004г.
С 1 июля 2004г. на территории 15 стран Европейского союза вступила в силу Директива, устанавливающая новые правила и порядок налогообложения интернет-торговли.
Унификация норм в рамках СНГ включает следующие акты:11
Модельный закон «Об электронной цифровой подписи» от 9 декабря 2000 г.;
Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации от 1 июня 2001г.
Говоря о правовом регулировании Интернета, следует отметить, что в августе 2009 года министр связи и массовых коммуникаций Игорь Шеголев сказал, что Российское правительство не планирует в ближайшее время предпринимать «запретительные шаги» в области правового регулирования Интернета.12 Он также отметил, что до тех пор, пока не наступит этап, когда Интернет будет регулироваться интернационально, установление контроля над ним — вещь довольно трудная. Некоторые онлайновые информационные ресурсы позиционируют себя как средства массовой информации, а значит, подпадают под действие закона о СМИ. Во всем остальном Интернет остается средой, где совершение правонарушений не должно освобождать от ответственности.13
Так или иначе, деятельность в сети Интернет находит свое отражение в
законе РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-114;
законе РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ15;
закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года N 5351-116;
закона РФ «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ.17
И, конечно, нельзя не упомянуть основной закон России – её Конституцию18, в частности статьи 23, 24, 29, закрепляющих за человеком тайну переписки, неприкосновенность его частной жизни и свободу слова.
В феврале 2009 года Совет Федерации одобрил изменения в закон о СМИ, регламентирующие порядок предоставления информации о работе органов власти журналистам. Эти поправки должны привести закон о СМИ в соответствие с одобренным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»19. Поправки дополняют перечень информации, которую могут получать граждане через СМИ, сведениями о деятельности органов местного самоуправления наряду со сведениями о госорганах. Закон должен вступить в силу с 1 января 2010 года.
В ноябре 2009 года член Совета Федерации Владимир Слуцкер, отвечая на вопросы читателей популярного информационного сервера LENTA.RU20, заявил, что в закон «О СМИ» предполагается внести 2 поправки, касающиеся регулирования деятельности в сети Интернет:
ввести в закон юридическое определение интернет-СМИ;
прописать в законе, что регистрация интернет-СМИ должна осуществляться исключительно на добровольной основе.
Ежегодно Internet Corporation for Assigned Names (ICANN)21проводят международные конференции по проблеме унификации норм, направленных на регулирование Интернет. В России также проводятся крупномасштабные конференции подобного плана. Например, в ноябре 2009 года в Москве прошла XI Международная конференция «Право и Интернет»22, которая традиционно проводится при поддержке Государственного университета - Высшей школы экономики, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Фонда гражданских инициатив в политике Интернет и Фонда цифровой эпохи. Ежегодно в конференции участвует около 200 экспертов из России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
- «Правовое регулирование и этика массовых коммуникаций» Выпуск 2010 года
- 1. Понятие массовой информации
- 2. Профессии журналиста и специалиста по связям с общественностью: общее и различное
- 3. Государственная политика в области массовой коммуникации
- 4. Полномочия государственных органов, осуществляющих государственное регулирование в сфере массовой информации
- 5. Сми в структуре общества (исторический аспект)
- 6. Типология современных сми
- 7. Система средств массовой информации Российской Федерации
- 8. Социальные роли и функции журналистики
- 9. Понятие о тексте. Журналистские тексты и pr-документы: сходное и различное
- 1. «Простой» заголовок
- 2. «Усложненный» заголовок
- 3. «Заголовочный комплекс»
- 10. Pr-тексты в деятельности специалиста по связям с общественностью
- 11. Интервью как метод познания действительности и как жанр
- 12. Современная система жанров журналистики
- 13. Информационные жанры
- 14. Аналитические жанры
- Методы сбора первичной информации
- 15. Выпуск сми как производственный процесс: газеты и журналы
- 16. Выпуск сми как производственный процесс: радио– и тележурналистика
- 17. Выпуск сми как производственный процесс: журналистика в Интернете
- 18. Экономика массмедиа
- 19. Журналисты как ключевая аудитория связей с общественностью и рекламного бизнеса
- 20. Правовое регулирование информационных отношений
- 21. Информационные права личности
- 22. Классификация информации с правовой точки зрения
- 23. Правовой статус субъектов информационных отношений
- 24. Условия и порядок регистрации сми
- Порядок регистрации сми
- 2. Документы, удостоверяющие уплату регистрационного сбора.
- 13. Оригинал прежнего свидетельства о регистрации сми
- 25. Правовое регулирование работы редакции сми
- 26. Правовое регулирование трудовых правоотношений в сфере массовой коммуникации
- 27. Правовое регулирование Интернета
- 28. Основы современного авторского права
- 29. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
- 30. Правовое регулирование доступа к информации
- 31. Правовое регулирование аккредитации
- 32. Правовое регулирование маркетинга
- 33. Правовое регулирование избирательной кампании
- 34. Защита чести, достоинства и деловой репутации: этический и правовой аспект
- 35. Этические регуляторы в сфере информационных отношений