3. «Заголовочный комплекс»
Как известно, журналистские тексты очень разнообразны. Они отличаются друг о друга не только по тематике, но и по способу отображения действительности, жанровым характеристикам, сложности содержания. Естественно, что это не может не находить своего отражения в заголовках к разного рода текстам. В настоящее время при подготовке более-менее сложных материалов журналисты достаточно охотно используют так называемые «заголовочные комплексы». В их состав входят основной заголовок и подзаголовки (дополнительные заголовки) самой разной сложности и назначения. Посмотрим, как этот комплекс развернут в публикации Леси Орловой в «Новой газете» (№ 51, 2003 г.). Основной заголовок называется «Бегущий от себя». Вслед за ним идет первый (наиболее важный), состоящий из двух частей, подзаголовок: «Идет борьба за признание нашего героя сумасшедшим. Гамлет или Идиот — вот в чем вопрос».
Заголовки можно разделить на типы и по иным основаниям, например по цели эмоционального воздействия на аудиторию. По нашим наблюдениям, в практике, например, «желтой прессы» сложились устойчивые типы заголовков в зависимости от цели, которую они преследуют. Условно их можно обозначить так:
1) «интригующие»: «Зачем в ГИБДД спаивают пингвинов?» («Комсомольская правда», № 82, 2003 г.);
2) «страшные» — «Учитель — убийца» («Комсомольская правда», № 83, 2003 г.);
3) «сногсшибательные»: «Слепые от рождения будут видеть. Но только 30 минут в году» («Мегаполис-Экспресс», № 51, 1999 г.);
4) «скандальные»: «Композитор Ханок укусил Пугачеву» («Мегаполис-Экспресс», № 47, 1999 г.);
5) «интимные»: «Б. Щербаков пытался затащить в стог сена Н. Шацкую» («Экспресс газета», № 36, 2001 г.) и т.д.
Рубриками называют заголовки частей издания (заглавия произведений, внутренние заголовки их подразделов, заголовки элементов аппарата), а также сами выделенные заголовками части (главы, параграфы и т. д.) Чтобы избежать путаницы, в справочнике рубриками будут называться только подразделы текста (части, главы, параграфы и т. п.).
Рубрикация – это система заголовков издания и возглавляемых ими подразделов (рубрик), выражающая логическую или иную связь и соподчиненность обозначаемых ими частей текста (произведений, разделов, глав, параграфов)
Благодаря различным издательско–оформительским приемам (разному расположению заголовков относительно текста) и художественно–полиграфическим средствам (рисунку, начертанию и размеру шрифта, которым заголовки набраны) читатель видит, какой заголовок и его подраздел старший, а какой – младший, подчиненный и какие заголовки и подразделы равны по значимости. Это помогает читателю точно ориентироваться в структуре и композиции издания и воспринимать соотносительное значение каждого заголовка и его подраздела
Рубрикация – это такая система заголовков, в которой заголовки разной значимости занимают разные ступени (от высшей через промежуточные к низшей), а заголовки одной значимости стоят на одной ступени. Слово ступень условно обозначает здесь значимость заголовка на первой, верхней ступени стоят заголовки высшей значимости, на второй, следующей после верхней (при движении вниз) – заголовки, значимость которых меньше значимости заголовков первой ступени на один шаг, и т. д. Таких ступеней в книге может быть несколько (раздел, глава, параграф) и очень много (часть, подчасть, раздел, подраздел, глава, подглава, параграф, подпараграф и т. д.).
Информационная графика представляет собой графические произведения, предназначенные для подачи информации в более привлекательной для читателей форме. Инфографика доносит информацию лучше и короче, чем просто текстовое описание. С помощью диаграмм, таблиц, карт, графиков, которые сопровождают текст, дизайнер может превратить серые страницы в оригинально оформленный материал. Мы создаем как обычные диаграммы и линейные графики, так и оригинальные красочные изображения.
- «Правовое регулирование и этика массовых коммуникаций» Выпуск 2010 года
- 1. Понятие массовой информации
- 2. Профессии журналиста и специалиста по связям с общественностью: общее и различное
- 3. Государственная политика в области массовой коммуникации
- 4. Полномочия государственных органов, осуществляющих государственное регулирование в сфере массовой информации
- 5. Сми в структуре общества (исторический аспект)
- 6. Типология современных сми
- 7. Система средств массовой информации Российской Федерации
- 8. Социальные роли и функции журналистики
- 9. Понятие о тексте. Журналистские тексты и pr-документы: сходное и различное
- 1. «Простой» заголовок
- 2. «Усложненный» заголовок
- 3. «Заголовочный комплекс»
- 10. Pr-тексты в деятельности специалиста по связям с общественностью
- 11. Интервью как метод познания действительности и как жанр
- 12. Современная система жанров журналистики
- 13. Информационные жанры
- 14. Аналитические жанры
- Методы сбора первичной информации
- 15. Выпуск сми как производственный процесс: газеты и журналы
- 16. Выпуск сми как производственный процесс: радио– и тележурналистика
- 17. Выпуск сми как производственный процесс: журналистика в Интернете
- 18. Экономика массмедиа
- 19. Журналисты как ключевая аудитория связей с общественностью и рекламного бизнеса
- 20. Правовое регулирование информационных отношений
- 21. Информационные права личности
- 22. Классификация информации с правовой точки зрения
- 23. Правовой статус субъектов информационных отношений
- 24. Условия и порядок регистрации сми
- Порядок регистрации сми
- 2. Документы, удостоверяющие уплату регистрационного сбора.
- 13. Оригинал прежнего свидетельства о регистрации сми
- 25. Правовое регулирование работы редакции сми
- 26. Правовое регулирование трудовых правоотношений в сфере массовой коммуникации
- 27. Правовое регулирование Интернета
- 28. Основы современного авторского права
- 29. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
- 30. Правовое регулирование доступа к информации
- 31. Правовое регулирование аккредитации
- 32. Правовое регулирование маркетинга
- 33. Правовое регулирование избирательной кампании
- 34. Защита чести, достоинства и деловой репутации: этический и правовой аспект
- 35. Этические регуляторы в сфере информационных отношений