36. Текст как предмет работы редактора. Психологические предпосылки редактирования. Корректорские знаки.
Для редактора работа над авторским текстом – основной этап литературного труда. Редактора принято называть помощником автора, но даже при самой широкой трактовке его обязанностей анализ, оценка и правка текста остаются главной задачей редактора.
Текст понимается как результат целесообразной речетворческой деятельности, как письменный источник, как речевое произведение. Текст представляется как сознательно организованный результат речевого процесса, как мысль, облеченная в определенную форму для выражения определенного смысла.
Текст в понимании редактора всегда ограничен рамками литературного произведения, конкретен и завершен.
Редактирование заинтересовано в решении следующих задач:
-
исследование смысловой стороны текста в процессе его порождения, восприятия и понимания
-
наблюдение над текстом как единицей коммуникации
-
изучение проблемы информативности текста, создание методик кодирования и декодирования информации, которую несет текст
Характеристики текста:
-
целостность
-
связность
-
закрепленность
-
информативность
Необходимый вывод, следующий для редактора из обращения к психологической науке, - установка на осознанное отношение к пониманию текста, авторскому труду, к собственным действиям. Контроль – важнейшая задача редактора.
Активность восприятия текста, конкретность суждений – важнейшие психологические предпосылки редактирования.
Корректорские знаки – знаки замены/вставки букв, замены/вставки слов и целых строк, замены текста, удаления буквы/слова/предложения, перестановки, переноса слов/части текста с одной страницы на другую, знаки работы с пробелами, изменения шрифта, знак «абзаца», отмены правки.
37. Виды правки. Правка-вычитка.
Правка-вычитка применяется на заключительных этапах работы с текстом. Чаще всего редактору, осуществляющему правку, приходится исправлять «глазные» ошибки:
-
подмена букв с похожим написанием или расположенных рядом на клавиатуре
-
перестановка рядом стоящих букв и слогов
-
пропуск букв или слогов
отсутствие пробела между словами
38. Виды правки. Правка-сокращение.
Применяется, когда необходимо уменьшить объем текста без ущерба для его содержания. Сокращению подвергаются такие тексты, в которых есть длинноты, ненужные повторы, однотипные факты, мелкие подробности.
-
выделение главной мысли
-
в каждом предложении выделяются информационные центры, называются ключевые слова
-
выделяются и кратко формулируются тема и подтемы
39. Виды правки. Правка-обработка.
Цель данной правки – литературная отделка текста, совершенствование его формы, уточнение идеи автора, его замысла.
Допускается менять заголовки, добавлять и сокращать текст, уточнять фактические данные, совершенствовать языковую сторону произведения. Все серьезные изменения, вносимые в текст редактором, согласовываются с автором.
40. Виды правки. Правка-переделка.
Применяется при подготовке к печати рукописей тех авторов, которые слабо владеют литературным языком. Правка-переделка широко используется в редакциях газет, особенно в отделах писем. Суть ее заключается в создании нового варианта текста на основе материала, присланного автором.
Допускаются изменения жанровой структуры, обработка текста.
41. Типы ошибок и механизмы их возникновения. Понятие «авторская вольность» и «авторская глухота».
Ошибки, встречающиеся в текстах, могут быть «результатом» деятельности автора - ошибки восприятия (дефекты информации), ошибки памяти (искажение информации), ошибки мышления (недостаток знаний и умений) и ошибки вербализации (речевые) - или наборщика, сделанные из-за невнимательности.
Следует различать «авторскую вольность» и «авторскую глухоту».
«Авт. вольность» - намеренное нарушение норм литературного языка с целью получения эффекта речевой экспрессии, речевой выразительности независимо от типа, вида речи.
«Авт. глухота» - явные стилистические и смысловые ошибки в художественном произведении, не замеченные автором. Она является результатом небрежности или неряшливости писателя, либо возникает непроизвольно, когда увлечение главной задачей вытесняет из поля внимания отдельные детали.
- 1.«Редактирование. Общий курс» как учебная дисциплина.
- 2.Природа редактирования. Редактирование на раннеписьменном этапе.
- 3. Редактирование в первопечатнокнижный период.
- 4.Редакторские начала в издательской деятельности России XVII века. Редакторская подготовка изданий.
- 5.Развитие редактирования в издательской практике России XVIII века. Редакторская подготовка изданий.
- 6. Редакционно-издательская деятельность Петра 1 и его сподвижников.
- 7. Вклад в развитие редактирования в.К. Тредиаковского, м.В. Ломоносова.
- 8.Русские журналы XVIII века. Редакционно-издательская деятельность н.И. Новикова.
- 9.Редакторские аспекты подготовки альманахов в России конца XVIII -начала XIX веков.
- 10.Редакторские аспекты подготовки журналов в России конца XVIII – начала XIX веков.
- 11. Редакционно-издательская деятельность н.М. Карамзина, а.Смирдина.
- 12. Редакторский опыт а.Бестужева, к.Рылеева.
- 14. А.С. Пушкин-редактор.
- 15.Формирование принципов редактирования в издательской практике России середины XIX века. Редакторская деятельность в периодических изданиях.
- 17. Опыт н.А. Некрасова-редактора и издателя.
- 18.Вольная русская типография (деятельность а.И. Герцена, н.П. Огарёва и др.).
- 19.Редакторская подготовка книжных изданий в России 60-70-х годов XIX века.
- 20.Редакторская подготовка журнальных изданий в России 60-70-х годов XIX века.
- 21. Издательская и просветительская деятельность н.Г. Чернышевского, д.И. Писарева.
- 22. М.Е. Салтыков-Щедрин-редактор.
- 23.Редактирование в России конца XIX века.
- 24. Редакторская школа в.Г. Короленко.
- 25. Опыт а.П. Чехова-редактора.
- 26. Л.Толстой-редактор и издатель.
- 27. Максим Горький – издатель и редактор.
- 28.Особенности развития редакторской школы в начале хх века. Роль редактора в редакционно-издательском процессе.
- 29.Редакторская подготовка книжных и журнальных изданий в начале хх века.
- 15.2. Книжных
- 30.Работа редактора в советский период. Формирование принципов редактирования.
- 31. Редакционно-издательская деятельность м.А. Горького, в.Я. Брюсова, а.А. Блока.
- 32. Принципы редактирования художественной литературы в 20 веке. Деятельность к.И. Чуковского-редактора.
- Редактирование детской литературы (с.Я. Маршак).
- Редактирование научной и научно-популярной литературы (с.И. Вавилов, а.Е. Ферсман, в.А. Обручев).
- 35.Редакторская деятельность в современных условиях. Функции и задачи редактора.
- 36. Текст как предмет работы редактора. Психологические предпосылки редактирования. Корректорские знаки.
- 42. Фактические ошибки.
- 43. Логические ошибки.
- 44. Речевые ошибки.
- 45. Виды нормативно-языковых ошибок.
- 46. Виды нормативно-стилевых ошибок.