logo search
экзамен тип ми

60. Монополизация сми. Новые формы организации информационных предприятий.

Важной особенностью глобализации ряд авторов называет тенденцию, направленную на формирование единого информационного пространства (ЕИП) (Лебедева, 2003, с. 100). В последние десятилетия это понятие все чаще встречается в отечественной научной литературе. Во многом это связано с принятием в 1995 г. в нашей стране «Концепции формирования единого информационного пространства». В 1997 г. прошли парламентские слушания на тему «Развитие информационного пространства в России» и «О развитии информационного пространства». В 1998 и 1999 г. Комитетом по информационной политике были одобрены, соответственно, «Концепция государственной информационной политики» и «Концепция формирования информационного общества в России». Формирование единого информационного пространства (ЕИП),* как считают российские авторы, теснейшим образом связано с интеграционными процессами, характерными для постиндустриальной эпохи.

Существует несколько представлений о сущности ЕИП. Ряд ученых на первый план выдвигают его технологические компоненты. Приверженцы геополитических воззрений фокусируют внимание на территориальных аспектах ЕИП (см.: Зеленева, 2005, с. 37). Для них наличие единого информационного пространства означает, что в любой его точке человек может получить минимально необходимые сведения, чтобы ощущать себя достаточно информированным (Прохоров, 2001, с. 195). Сторонники ноосферной концепции обозначают ЕИП как область планеты, охваченную разумной деятельностью (ноосфера и инфоноосфера лишены внутренних перегородок). Социологические аспекты ЕИП соотносятся с его восприятием как особого поля информационных отношений. В рамках информационного направления ЕИП связывается с развитием информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, их доступностью для широкого круга населения, с расширением информационного взаимодействия государства, организаций и граждан. Особое внимание уделяется вхождению в мировое информационное пространство при одновременном обеспечении национального информационного суверенитета (см.: Андреев, 2005, с. 13).

Петербургский журналист и исследователь средств массовой информации Н. С. Андреев определяет ЕИП как «совокупность разнонаправленных информационных потоков, не зависящих от государственных границ, регулируемых средствами массовой информации и напрямую зависящих от средств получения, передачи, обработки и хранения информации» (Андреев, 2005, с. 14). Наличие единого информационного пространства автор связывает с взаимодействием, слиянием и взаимопроникновением массмедиа. Он считает, что в результате подобной интеракции возникает полицентричная информационная среда, основными компонентами которой становятся национальные и транснациональные корпорации СМИ (Там же, с. 18). Несмотря на некоторый схематизм и неполноту предложенной Н. С. Андреевым модели, в ней четко выделены те структуры, которые играют важную роль в формировании информационных потоков, циркулирующих в современном мире. С активностью этих структур мы соотносим ряд мировых тенденций развития массмедиа, в частности монополизацию *. 

Современное состояние СМИ зарубежные авторы называют союзом «Просперо и Калибана», известных шекспировских персонажей, воплощающих, соответственно, высочайшую мудрость и первобытную злобу. Благо — это конкуренция, стимулирующая совершенствование СМИ и одновременно порождающая неизбежное зло (концентрацию и монополизацию, которые свертывают индивидуализацию редакционной политики). Советскую прессу наши зарубежные коллеги всегда считали одной из самых монополизированных в мире из-за наличия системы партийно-государственного контроля над средствами информации. Францию (особенно во времена Шарля де Голля) упрекали в том, что ее СМИ излишне зависимы от мощного государственно-монополистического капитала. 

ТНК способны участвовать в предотвращении конфликтов, в их разжигании, вести посредническую деятельность, углублять пропасть между богатством и бедностью на нашей планете. Сегодня наиболее активно развиваются транснациональные корпорации, связанные с информационной индустрией. «Их появление обусловлено формированием глобального информационного общества, а деятельность — спецификой информационного рынка. Можно также отметить, что существует и обратная связь — появление информационных ТНК позволяет говорить о формировании информационного общества» (Байчик, 2005, с. 9). ТНК сегодня рассматриваются в качестве основного сегмента мирового информационного пространства (см.: Там же, с. 10).

На рубеже XXI в. ведущее положение на мировом информационном рынке занимали шесть медиаконцернов: АОЛ Тайм Уорнер, Уолт Дисней, Бертельсман, Ньюс Корпорэйшн, Дженерал Электрик + Эн-Би-Си +Си-Эн-Би-Си, Майкрософт. По мнению специалистов, нынче очень сложно определить национальную принадлежность той или иной корпорации с рассредоточенным интернациональным капиталом. Опыт европейской интеграции заставил задуматься и о том, что глобализация информационного пространства подрывает основы регулирования деятельности СМИ на национальном уровне (см.: Там же, с. 10–15).

Сегодняшний российский медиарынок, который является одним из самых динамично развивающихся рынков в мире (см.: Вартанова, 2002)? Тенденция к объединению, концентрации СМИ на территории России наблюдается начиная с 1995 г. В поиске эффективных организационных структур стали создаваться холдинги (издательские дома) *. Они не только оптимизируют сбор и распространение информации, но и гарантируют значительную экономическую выгоду. Например, затраты на производство газет, входящих в концерн, уменьшаются на 40–50% (Давтян, 2000, с. 38). Формирование холдингов — закономерный процесс рынка, ориентированного на западную модель. Холдинг (от англ. holding – владение) — это «объединение нескольких СМИ вокруг центра, компании, созданной для управления возникшим таким образом конгломератом» (Гуревич, 2004, с. 51). В состав активов холдинга входят контрольные пакеты акций других предприятий **. Верхушку его пирамиды занимает управляющий центр. Ниже находится управляющая компания, ведающая организационно-правовыми и экономическими вопросами, далее следуют организации, входящие в структуру холдинга. Причем эти организации могут располагаться как по горизонтали, так и по вертикали. При горизонтальной схеме холдинги объединяют однородные организации (редакции) (см.: Давтян, 2000, с. 38). Они предлагают рынку широкий ассортимент информационных услуг и продукции СМИ, в какой-то мере диктуют свои правила на рынке, позволяя компенсировать неудачи в одной сфере бизнеса успехами в другой. Холдинги возникают при неэффективных рынках, а при эффективных распадаются.

Холдинги — это крупные информационно-издательские объединения, мегакампании, гигантские корпорации, включающие самые разные виды информационного продукта помимо традиционных газет, журналов, радио и телевидения, а также появившихся в последнее время парков развлечений. В процессы формирования холдингов все чаще включаются и телекоммуникационные корпорации, и корпорации, которые непосредственно занимаются производством оборудования ** Утверждено Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. «О мерах реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий».

Необходимо отметить, что тенденция концентрации и монополизации СМИ нашла отражение и в распределении рекламных средств между субъектами российского рынка прессы.