logo
экзамен тип ми

1991-2008 Гг. - трансформация типа современных городских газет.

Предпосылками появления городских газет в первой половине XIX вв. послужили: социально-экономические государственные реформы, становление и развитие российских городов, формирование их как торгово-промышленных центров; увеличение численности городского населения; возросшая потребность государственной, а впоследствии и местной власти в доведении официальной информации до местного населения; формирование образовательной системы, вызвавшее рост уровня грамотности; научно-технический прогресс, становление печатного дела, развитие журналистики в Санкт-Петербурге и Москве; появление первых провинциальных газет: «Казанские известия» (1811-1820 гг.), «Харьковский Ежедневник» (18171822 гг.), «Восточные известия» (1813-1816 гг.), «Одесский Вестник» (18271893 гг.), «Тифлисские ведомости» (1828-1831 гг.); издание губернских и областных «Ведомостей» (начиная с 1838 г.).

В период с 1831 по 1849 гг. вышли первые столичные городские газеты: «Ведомости о состоянии города Москвы» (1830 г.), «Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции» (1839-1917 гг.), «Московский городской листок» (1847 г.), «Ведомости московской городской полиции» (18481917 гг.); данные газеты являлись официальными, печатались на листах, формат которых менялся постоянно, их внутренняя структура делилась на официальную, где размещались распоряжения, приказы, и неофициальную -заметки о городских происшествиях, объявления, литературные произведения, справочная информация.

Городская пресса постоянно находится в процессе трансформации типологической структуры, появляются новые модели изданий, расширяется или сужается круг функций, меняются предметно-тематические акценты. Так, в конце XIX в. развитие промышленности и торговых отношений способствовало возникновению деловой периодики, в 20-е гг. XX в. вышла «Вечерняя Москва», дав начало новому большому отряду городских газет, которые в советскую эпоху играли значимую роль, являясь массовым средством пропаганды и агитации, орудием социалистического строительства. Серьезную агитационную работу городские газеты проделали в послевоенное время, когда перед государством стояла нелегкая задача восстановления городов, укрепления промышленной мощи предприятий, поднятия «духа» строителей коммунизма. В период гласности и перестройки городские газеты, активно включившись в политическую и социальную жизнь страны, оказались столь востребованными в городском сообществе, что их тиражи возросли в несколько раз. Рекламная городская газета вошла в систему отечественной городской прессы в начале 90-х гг. XX в., в связи с возникшей необходимостью оперативного распространения информации рекламного характера, что способствовало развитию местных рынков товаров и услуг. Общественно-политические городские газеты также постоянно модернизировались, адаптируясь к непрерывно меняющимся условиям жизни городского социума.

Современные городские газеты - это многокомпонентная система печатных изданий, самая широкая группа из всей газетной продукции, выходящей сегодня в России. Современные городские газеты: «Вечерний Ростов», «Хабаровские вести», «Вечерняя Москва», «Правда Москвы», «МК». Городские газеты - феномен, целью которого является всестороннее удовлетворение информационных запросов городской читательской аудитории.

Большинство исследователей классифицируют изданий данного типа по следующим признакам:

- по аудиторной и тематической направленности - качественные; массовые; специализированные;

- по территориальному охвату - распространяющиеся в пределах одного города; в нескольких городах; на территории города и района, в районе (районах) города, на городских предприятиях и учреждениях (при условии распространения за их пределами, в городе);

- по форме собственности - учрежденные муниципальным органом; редакционным коллективом; общественной организацией; коммерческой организацией; частным лицом; смешанным составом учредителей;

- по целевому назначению - коммерческие и общественные;

- по способу распространения и оплаты - подписные, платные (продаваемые в розницу) и бесплатные (распространяемые через стойки и другие точки сбыта, по адресной рассылке, доставкой по офисам, квартирам, подъездам домов);

- по периодичности - ежедневные, еженедельные, ежемесячные, квартальные;

- по языку - русскоязычные, двуязычные и т.д.

Итоги по городской газете 1. Предпосылками появления городских газет в России в первой трети XIX в. являются развитие столичных городов, рост числа провинциальных городов и численности городского населения, развитие материально-технической базы, возросшая потребность государственной и местной власти доводить информацию до читателя, проживающего в городе. Основными факторами формирования системы городских газет в конце XIX – начале XX в. послужили повышение значимости городов в развитии государственной экономики, промышленности и товарно-денежных отношений, рост числа частных предприятий, становление рекламного дела в России, появление новых политических направлений, потребность грамотного городского населения в разнообразной информации местного характера.

2. Интенсивное развитие городской прессы в советский период было обусловлено повышением ее значимости и концептуальными корректировками. Основными чертами советской городской газеты являются массовость, партийность и идейность, целью - пропаганда советского образа жизни в условиях стремительной урбанизации общества, пятилетних планов восстановления и развития народного хозяйства, идейное воспитание личности горожанина как труженика.

3. Современные городские газеты занимают прочные позиции в городском информационном пространстве и представляют собой особую систему изданий, объединенных главным категориальным признаком - локальностью (территорией распространения). Однако на функционирование данного типа изданий огромное влияние оказывает учредительский состав и сложившиеся отношения с местной властью, что делает городскую прессу менее плюралистичной по идейным и политическим параметрам.

4. Городские газеты представлены широким спектром существующих типов периодики: ежедневные, еженедельные, общественно-политические и массовые, рекламные и развлекательные, официальные и частные, бесплатные, подписные и распространяемые в розницу издания. Самыми многотиражными являются рекламные городские газеты. Однако незанятыми остаются ниши деловых, детских, молодежных, женских и мужских городских газет.

5. Особую значимость для эффективной деятельности городских газет в современных условиях приобретает понимание и учет информационных потребностей читательской аудитории. Городские газеты постоянно находятся в состоянии борьбы за аудиторию. Чем больше читателей завоюет газета, тем больше средств она получит от рекламной деятельности. В условиях жесткой конкуренции любое издание стремится к финансовой независимости.

Городские газеты являются яркими представителями региональной и местной прессы, основная характеристика которой — близость к читателю. Данная особенность позволяет им отвечать запросам городской аудитории, оперативно реагировать на ее проблемы. Районная пресса - это особый вид печатных СМИ, который распространяется в российских глубинках. Внимание районного издания сконцентрировано на тех аспектах жизни общества, которые не освещаются другими СМИ. Ни где, кроме местного издания не возможно найти информацию о том, что делается в районной или поселенческой администрации. Незаменимость этого средства массовой информации очевидна как для обычного сельского обывателя, так и для желающего узнать, что происходит в российских провинциях. Районная газета возникла из уездной прессы, которая была рассчитана исключительно на сельскую аудиторию, поэтому в ее основе и лежит своеобразный деревенский колорит и провинциальная обстоятельность. Именно как "районная газета" она действует с 1930 г., когда было принято постановление ЦК ВКП (б) "О реорганизации сети газет в связи с ликвидацией округов", в котором предлагалось на основе ликвидируемых окружных изданий, а также колхозно-совхозных газет развернуть сеть "районок". Со временем, сеть районных изданий разрасталась, превращаясь в «могучее средство коммунистического воспитания масс» В 1929 г. в стране выходило 309 районных газет с разовым тиражом около 800 тыс. экземпляров.

Имея столь высокие тиражи и массовое распространение среди различных слоев советского общества, районная пресса была непосредственно связана с местной жизнью. Центральный Комитет партии обращал особое внимание на то, чтобы в районных газетах была хорошо поставлена союзная и местная информация. Так, районная пресса имела различные возможности для политического воспитания целых регионов страны. Главным принципом районной печати, так же, как и прочих изданий советского периода, была партийность. Поэтому, в первую очередь, районные газеты освещали деятельность партийных организаций, руководства этих организаций, помещали материалы о воспитании колхозных кадров, о социалистическом соревновании, об организации и оплате труда, о работе МТС и совхозов. В районах, где имелись промышленные предприятия, в газетах публиковались материалы о производственной, партийной, комсомольской и профсоюзной жизни фабрик и заводов. Кроме того, районные газеты отражали богатую по содержанию жизнь своего района. На их страницах публиковались «Доска почета», рассказы и очерки о лучших людях района, о передовом опыте работы. Основной задачей районной печати считалось идейно-политическое воспитание трудящихся. Каждая газета была органом партийного комитета. Редактор, как правило, являлся членом партбюро. Его обязанности входило руководство работой редакции в соответствии с текущей политикой партии. Следует отметить, что в экономическом отношении газеты состояли на полной государственной дотации.

Пример: газета Уразовского района времен СССР «Путь Ленина» появилась в 1931 году и вначале львиную долю печатного поля занимали материалы, посвящённые проблемам животноводства и растениеводства. К концу 40-х годов «Путь Ленина» становится активнейшим информатором о всесоюзных и международных событиях, общественнополитическим изданием.  Районная пресса, как тип издания, сегодня находится не в самом лучшем состоянии. Это связано с тем, что перед районной печатью стоит целый ряд проблем. Прежде всего, это сложная экономическая ситуация. Большинство «районок» просто вынуждены искать средства к существованию. Это связано с тем, что были отменены экономические льготы, установленные для прессы в середине 1990-х годов. С началом реформы местного самоуправления и перераспределением части финансовых обязательств с центра на регионы в федеральный бюджет перестали закладываться средства на помощь местным СМИ, а с 1 января 2006 года районные и городские администрации лишились права финансирования печатных изданий.

Еще одна проблема, которая дополняет экономическую нестабильность - это зависимость «районок» от местных властей. Ко всему прочему, сюда еще можно добавить отсталую полиграфическую базу и нехватку профессиональных кадров.

Многотиражные газеты (многотиражки) - советские предшественницы корпоративной прессы. Опыт активного участия трудящихся в выпуске в трудовых коллективах тысяч настенных газет привел к появлению в 1922-25 годах первых печатных фабрично-заводских газет. Термин «многотиражная печать» отражал тот факт, что первые издания подобного типа создавались на основе стенных газет путем их тиражирования с помощью гектографа - печатного станка. Отсюда, очевидно, и появилось слово «многотиражная»: по сравнению с единственным экземпляром настенной газеты даже тираж в несколько десятков или сотен экземпляров - это, конечно, было много.

Среди первых советских многотиражных газет были «Светоч» (завод «Светоч», Ленинград), «Наша газета» (впоследствии «Мартеновка», завод «Серп и Молот», Москва), появившиеся в начале 20-х гг. XX века. К середине 20-х «низовая» печать получает в СССР поистине массовое распространение. Свои многотиражки возникают не только на заводах, фабриках, но и в вузах и многих других учреждениях.

Многотиражная печать заняла важное место в системе советской прессы, явилась, с одной стороны, трибуной для сотен тысяч рабочих, с другой стороны - важнейшим и эффективным средством официальной пропаганды и агитации.

«Золотой порой», этапом пышного расцвета советской многотиражной прессы можно назвать 70-80-е годы. В 1972 г. в СССР выпускались 3852 многотиражные газеты общим тиражом свыше 440 миллионов экземпляров (в том числе около двух с половиной тысяч изданий предприятий и научно-исследовательских институтов, 995 колхозных газет, около 4000 вузовских).

Когда начались рыночные реформы, многотиражная пресса на время стала ненужной.

Постепенно, к середине 90-х годов заводские многотиражные издания стали превращаться в корпоративные.

Функции: идеологическая, информационно-коммуникативная, интеграционная, организационно-агитационная, имиджевая, образовательная (просветительская), развлекательная.

В настоящее время корпоративная пресса в России - наиболее интенсивно развивающийся тип СМИ. И это совпадает с мировыми тенденциями последнего десятилетия.

Современная многотиражная печать, являясь средством социального управления и связи в коллективе, помогает в осуществлении задач, стоящих перед предприятием, всесторонне освещает деятельность организации, помогает контролировать ход трудового процесса, участвует в развёртывании внутризаводского соревнования, способствует проявлению социальной активности трудящихся. Многотиражная печать играет важную роль в создании необходимого социально-психологического климата в коллективе, в выработке ответственного отношения к труду, норм поведения, трудовые традиции. Участие трудящихся в работе многотиражной печати может носить массовый, постоянный, организованный характер (общественные редколлегии, отделы, рабкоровские посты и т. д.).

Примеры: Корпоративная газета «Воронежский вестник», Корпоративная газета Московского метрополитена «Мое метро»