*** Классификация по форме собственности
1. Государственное радиовещание.
К государственному радио относятся радиостанции, которые содержатся на средства всего общества. В их основную задачу в условиях рыночной экономики в идеале входит удовлетворение нужд всего общества, которые по тем или иным причинам не могут быть удовлетворены частными аудиовизуальными средствами массовой информации. На практике это выливается в ту же государственную монополию, т.е. эти радиостанции стремятся взять на себя непосильную ношу отвечать на запросы всех и вся и при этом самим оставаться оценщиками качества своей же собственной продукции.
Здесь я позволю себе небольшое лирическое отступление о российском государственном радиовещании. Сразу оговорюсь, что все, сказанное ниже, уже проходили в 70-х - 80-х годах все цивилизованные страны, так что мы - далеко не первые.
В начале 90-х годов руководство существовавших тогда государственных российских радиостанций не имело ни желания, ни заботы воспринимать свои организации как существующие в условиях конкурентного радиорынка, что было, вобщем-то, вполне естественно. Положение усугублялось тем, что владельцы или совладельцы начинавших заявлять о себе коммерческих музыкальных станций (а это были, в основном, иностранцы), имея навыки работы на цивилизованном западном рыночном пространстве, не имели абсолютно никакого опыта завоевания российской аудитории в условиях нашего нарождающегося рынка.
Бывало, что в директорское кресло государственных радиовещательных компаний попадали люди, имевшие устаревшие представления о функционировании радио. Зачастую они руководствовались лишь собственными идеями и опытом о том, как, по их мнению, это должно было происходить. Ведь слушают радио практически все и, основываясь лишь на этом, каждый считал себя вполне компетентным высказывать свои суждения и, что еще хуже, принимать решения, влияющие на этот важнейший вид средств массовой информации.
Короче, тепличные условия, созданные долгими десятилетиями государственной монополии на радиовещание, сохраняли девственно чистыми умы наших государственных радиобоссов, особенно когда речь шла о развитии радио в условиях свободной рыночной конкуренции. Подобное состояние интеллектуальной ограниченности приводило некоторых из них к совершению стратегических ошибок. Они думали, что защищают высшие интересы народа. Им казалось, что они знают, какое именно радио нужно публике, тем более, что инструментов проверки правильности их выводов практически не существовало. Появление на рынке молодых коммерческих радиостанций опровергло их взгляды. Эти люди, так долго находившиеся у руля радиовещания, вдруг увидели, что их программы, призванные, якобы для того, чтобы образовывать и направлять массы, не выдерживают абсолютно никакой критики. Одновременно высокий рейтинг и приемы работы, которые использовали многие частные радиостанции, еще раз убедительно доказывали, что эфемерная популярность и народность старых методов радиовещания рассыпается как карточный домик при первом же опросе общественного мнения.
Хватит критики, вернемся к нашей теме.
2. Полугосударственное и некоммерческое частное радиовещание.
К этому типу радиовещания относятся радиостанции, которые финансируются частично государством, частично спонсорами (владельцами), частично за счет рекламы. В их задачу не входит (либо входит в очень малой степени в качестве вспомогательной) коммерческая деятельность как таковая. Они изначально являются нерентабельными с финансовой точки зрения. Подобные аудиовизуальные средства массовой информации призванные, в первую очередь, удовлетворять культурные, социальные, этнические, религиозные и пр. потребности определенного, достаточно узкого круга слушателей, сталкиваются с серьезными трудностями в области увеличения своего рейтинга, и, следовательно, в области финансирования.
Если коммерческие радиостанции, живущие, в основном, за счет рекламы, стремятся убедить нас в необходимости так или иначе потратить наши деньги, некоммерческое радио является инструментом влияния на наши взгляды и на наше мнение. При этом оно практически не обращает внимания на то, слушают его или нет, т.е. на свой рейтинг и тот факт, интересны его программы для самой широкой публики или нет.
3. Коммерческое радиовещание.
Частное коммерческое радиовещание имеет своей целью исключительно зарабатывание денег, поэтому все программы этих аудиовизуальных средств массовой информации направлены на удовлетворение вкусов самой широкой аудитории, чаще всего совсем невзыскательных.
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Особенности отдельных способов
- Глава 3. Особенности рекламы отдельных видов товаров
- Глава 4. Саморегулирование в сфере рекламы
- Глава 5. Государственный надзор в сфере рекламы
- Глава 6. Заключительные положения
- Глава I общие положения
- Глава II содержание программ
- Глава III реклама и телеторговля
- Глава IV спонсорство
- Глава iVа программы, предназначенные исключительно для саморекламы или телеторговли
- Глава V взаимопомощь
- Глава VI постоянный комитет
- Глава VII поправки
- Глава VIII заявления о нарушении конвенции
- Глава IX разрешение споров
- Глава XI заключительные положения
- Уникальный и неуникальный контент
- Подъём трафика
- Учёт трафика
- Глава 4. Жанровое своеобразие комбинированных, медиатекстов и смежных pr-текстов
- 5. Системные характеристики сми
- 2.2 Глобализация традиционных сми: всемирное распространение данных медиа
- 2.3 Глобализация и локализация – создание локальных версий международных сми
- *** Информационные потребности аудитории
- *** Основные тенденции формирования и функционирования современных средств массовой информации
- Деловая пресса
- *** Общественные/государственные сми
- *** Партийные сми
- *** Классификация по форме собственности
- Классификация по типам радиовещания
- Классификация по формату вещания