*** Партийные сми
Парадокс, но СМИ, напрямую принадлежащие и контролируемые политическими партиями, со всей очевидностью более других заинтересованы в исходе выборов, - и, вместе с тем, они полностью выпадают из большинства систем регулирования СМИ. Если газета является всего лишь агитационным листком партии, которой она принадлежит, она практически не зависит от профессиональных или правовых норм, управляющих поведением СМИ в целом.
Во многих странах политическим партиям не дозволяется владеть теле и радио станциями, ибо это считается несправедливым распределением национальных ресурсов - эфирных частот - в узких политических интересах.
Как правило, партийные СМИ попадают в одну из трех категорий. В какую именно, зависит от регулирующих СМИ государственных органов:
Пропагандистские издания, не подпадающие под власть регулятора СМИ, но могущие быть наблюдаемы им, скажем, в рамках вопроса о расходовании средств на предвыборную агитацию, если эта сумма ограничена законом.
Обычные частные СМИ, принадлежащие той или иной партии. В этом случае, они обязаны придерживаться общепринятых стандартов и ограничений, так же, как и остальные частные СМИ.
Государственные СМИ в ситуации, когда правящая партия и государство переплетены друг с другом. В этом случае СМИ, пользующиеся общественным финансированием, должны выполнять те же нормы, что и другие общественные СМИ. На практике чаще всего это означает, что они не имеют права вести партийную агитацию вовсе.
*** В современных молодежных СМИ такие ценности как семья, верность, целомудрие и Родина перестают быть ценностями, однако ценностями становятся воровство, гомосексуализм, проституция. Такое воздействие на сознание происходит с помощью языковых средств. Проанализируем лингвистические способы языкового манипулирования как средства разрушения системы ценностей, выявив наиболее характерные тенденции.
1. Лексические способы В текст вводится определенная лексическая единица, обозначающая доминантную ценность (наиболее важную для данной социальной группы). Некоторые исследователи относят такие слова к категории слов-амеб, которые «настолько не связаны с конкретной реальностью, что могут быть вставлены практически в любой контекст, сфера их применимости исключительно широка…» (Кара-Мурза «Манипуляция сознанием») или «идолов толпы» (Л.Витгенштейн). К таким словам можно отнести, например, лексические единицы «крутой» и «гламурный». «Любая гламурная барышня имеет ряд устойчивых убеждений: она ненавидит дешевый трикотаж … и предпочитает круассаны с джемом» (Seventeen, март, 2003). Такие лексические единицы позволяют описать весь окружающий мир в категориях «гламурно — не гламурно», «круто — не круто». Все, что гламурно – положительно, все, что не гламурно – отрицательно. Когда такая единица введена в текст, ее можно наполнить любым смыслом – гламурным может быть – грубить родителям, уходить из дома, кокетничать с преподавателем, воровать, вступать в беспорядочные сексуальные отношения – и все это будет эталоном для подражания, именно потому что – ГЛАМУРНО! Далее – слова, традиционно ассоциирующиеся с отрицательными явлениями переносятся в ряд положительных феноменов. И наоборот. Так, например, к традиционным антиценностям относятся такие характеристики женщины как «копуша», «неряха», «лентяйка». Обратная картина наблюдается в молодежных СМИ: «Психологи наших дней предполагают: незаправленная кровать — признак творческой личности, а разбросанные по полу журналы — доказательство активной жизненной позиции. Беспорядок в квартире — демонстрация сексуальной свободы. А стерильная чистота, напротив, признак скованности» (Seventeen, Ноябрь, 2003; см. также Seventeen, Апрель, 2003, Seventeen, Март, 2003). Примеры из области противозаконных действий могут быть еще более яркими подтверждениями вышесказанного — концепту «воровство» также навязываются положительные коннотации: «Милые и обеспеченные барышни отдирают ноготками ценники от маек, прячут эти безделушки в сумки и испытывают небывалый восторг, фланируя с невинным видом мимо охранников» (Seventeen, Апрель, 2003). «В английских клубах хорошим тоном считается украсть бокал из-под пива, и многие студенты так поступают. Клептомания — это полубессознательное действие, которое вменяемому человеку не понять» (Seventeen, Апрель, 2003). В приведенных примерах использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ноготками, безделушки), лексических (все, многие) и грамматических (настоящее время, третье лицо, множественное число) обобщений, а также слов с положительными коннотациями (милые, восторг, хороший тон) делают слово «воровство» положительным понятием. Манипулирование может производиться на основе многозначности слова или метафорической замены.
*** Специальные журналы
Круг журналов для специалистов не менее обширен. Установление их типологических границ представляет существенные трудности вследствие расплывчатости и недостаточной определенности видов. Об этом можно судить, например, по тому, что наряду с термином "специальный" журнал в качестве синонимов применяют термины "отраслевой" и "профессиональный". Термин "специальный" оценивается как наиболее емкий для обозначения всей совокупности периодических изданий, целевое назначение которых состоит в распространении специальной, деловой информации в отличие от общезначимой (т.е. ориентированной на массового читателя). Этот вывод, сделанный на основе обзорного анализа различных точек зрения, представляется приемлемым.
На самом деле, создание строго профилированного отраслевого журнала, направленного на освещение совершенно определенной области знания, отрасли производства, - задача весьма проблематичная.
По целому ряду объективных причин, прежде всего таких, как постоянная тенденция к интеграции (наряду с дифференциацией) науки, необходимости привлечения научных, технических и технологических достижений из смежных областей науки и производства, неизбежное рассеяние научной информации при ее опубликовании, в журналах для специалистов приходится помещать информацию более широкую, чем предполагают рамки профиля издания.
Рамки стандарта ограничивают лишь основные виды журналов, формирование которых хотя и отражает тенденцию к появлению новых разнообразных признаков этих изданий, однако, прежде всего, опирается на ранее сложившиеся представления и не учитывает всех обстоятельств быстро меняющейся издательской практики. Изменения в жизни общества породили в последнее время немало журнальных изданий, цель которых не только профессиональная коммуникация, но и формирование новых направлений общественной деятельности. Пример тому журнал "Деловые люди". Таким образом, термин "профессиональный" тоже мало адекватен, так как журнал для специалистов не обязательно предназначен для строго определенной категории специалистов. Отсюда следует, что журналы, предназначенные для передачи информации с целью удовлетворения профессиональных потребностей специалистов, независимо от их профиля целесообразно обозначить термином "специальный". В пользу этого говорит также известное положение о двух уровнях общественного сознания: массовом (представления людей, которые не занимаются специально изучением данного объекта) и специализированном (научном и/или практическом). Таким образом, специальные журналы предназначены для научной коммуникации среди специалистов в интересах их профессиональной деятельности.
В этой группе, прежде всего, выделяется научный журнал, который содержит информацию о теоретических и прикладных исследованиях, и предназначен научным сотрудникам (как специалистам в области науки). Однако нельзя не заметить, что читатели научного журнала не ограничиваются категорией научных работников, ими могут быть (и бывают) специалисты, занимающиеся конструированием и разработкой техники, технологии, инженеры производства. Это еще одно свидетельство в пользу термина "специальный" для обозначения всей группы журналов для специалистов.
Научные журналы занимают важное место среди научных изданий. В последние годы в связи с изменениями в экономической и политической ситуациях в стране их удельный вес в общей массе журнальных изданий несколько уменьшился. С одной стороны, произошло сокращение числа научных журналов (вследствие ликвидации или объединения отдельных выпусков), а с другой - появилось немало новых массовых журналов научно-популярного, общественно-политического, литературно-художественного характера. Несмотря на это, а также учитывая, что имеется некоторое восполнение научных журналов за счет создания новых, можно считать, что на научные журналы приходится ныне не менее половины от общего количества издающихся журналов, которые охватывают до 2/3 всей публикуемой научной информации.
Научный журнал включает информацию, которая разнообразна по тематике и содержанию и отражает ход и результаты различных этапов познавательной и творческой деятельности в области фундаментальных и прикладных наук.
Научный журнал остается основным оперативным источником новой информации о достижениях науки и техники и, следовательно, важнейшим средством, способствующим ускорению научно-технического прогресса. В нем содержатся сведения о результатах и методах научных исследований, об организации и планировании НИР, ведутся обсуждения методологических вопросов развития науки. Кроме того, в журнале в постановочном плане выдвигаются крупные научные проблемы, дается оценка научным направлениям, приводится информация о научных формах и т.д. Важнейшими функциями научного журнала являются научно-коммуникативная и информативная. В зависимости от целевого назначения научные журналы могут быть подразделены на научно-теоретические, научно-практические и научно-методические.
Научно-теоретические журналы отражают новейшие достижения фундаментальных и отраслевых (прикладных) наук. Это - журналы Российской Академии наук, ее филиалов, отраслевых академий, академических научно-исследовательских учреждений, научных обществ, высших учебных заведений. В их состав входят журналы, которые охватывают информацию общенаучного, фундаментального характера, и многочисленные журналы, составляющие разные тематические классы. Первые издаются от имени Академии наук, вторые - от имени как различных учреждений, входящих в ее систему, так и научных учреждений других систем, что и обусловливает тематический профиль и характер информации конкретных журналов.
Содержанием научно-теоретических журналов является сама наука. Наряду с результатами научных исследований, в них излагаются ход и методы проведения исследований, обсуждаются проблемы научно-технического, социального, экономического, духовного, экологического прогресса. Фиксируя результаты научных исследований - идеи, факты (законы, категории и др.), рассматриваемые журналы служат средством передачи научной информации в пространстве и во времени, обеспечения преемственности и кооперации научного труда.
Читателями научно-теоретических журналов являются, прежде всего, научные сотрудники всех рангов, работающие как в системе Академии наук, так и в системе высшей школы. К категории читателей этих журналов относятся также преподаватели вузов, специалисты из предприятий и проектных институтов. Можно сказать, что в целом читателями данной группы журналов являются преимущественно ученые и специалисты высшей квалификации.
Особый вид научных журналов представляет собой научно-практический журнал. В современных условиях, когда наука стала непосредственной производительной силой, когда наукоемкостъ производства является одним из главных факторов научно-технического прогресса, потребность в таком издании весьма значительна. Этот журнал предназначен для специалистов, чья профессиональная деятельность опирается на результаты научных исследований, требует осмысления практического опыта на теоретическом уровне и связана с внедрением научных разработок в практику.
Назначение научных журналов практического характера состоит в том, чтобы помогать специалистам различных профессий в решении практических задач, способствовать повышению их квалификации, умению обоснованно подходить к выбору перспективных направлений и методов развития производства, техники. Этим определяется и характер информации научно-практических журналов. Они включают как теоретические материалы прикладного характера, так и материалы сугубо практического содержания. В них публикуются сообщения производственной тематики, методические рекомендации, информация о новых технических решениях, технологиях. Тематика таких журналов достаточно разнообразна. Самостоятельную группу в их числе составляют научно-технические журналы, профиль которых связан с техническими науками.
Через технические науки, возникновение и развитие которых опирается на естественные науки и эмпирические знания, получаемые из различных областей техники и производства, более чем через какие-либо другие, осуществляется превращение науки в непосредственную производительную силу. Технические науки решают задачи совершенствования орудий труда и технологических процессов. Вследствие развития технических наук и реализации их результатов фундаментальная, теоретическая наука превращается из потенциального в реальный фактор производства. Именно поэтому научно-технические журналы относятся к изданиям, которые оказывают существенное влияние на цивилизацию общества. Их функциональное назначение, кроме того общего, о котором уже сказано применительно ко всем научно-практическим журналам, включает в себя конкретные задачи связи науки с техникой, имея в виду ее обоснование, разработку, внедрение.
Таким образом, диапазон видов периодических изданий широк и разнообразен - от ежедневной массовой газеты до ежегодного массового календаря; от массового журнала до журнала специального, ориентированного на профессионалов.
*** Типологические характеристики СМИ
1. Территория вещания, распространения (всероссийское радио, городская газета).
2. Регулярность выхода или вещания (круглосуточное телевидение, ежедневная газета).
3. Тираж (для печатных СМИ), объем аудитории (для электронных СМИ).
4. Собственность на издание или телерадиокомпанию. СМИ может принадлежать государству, ведомству, корпорации, частному лицу.
5. Формат выхода
6. Тематическая направленность (деловая, развлекательная, политическая).
7. Регион распространения: транснациональные (Космополитен, Интернет); общенациональные (для нашей страны - общероссийские, федеральные: Российская газета); региональные (Кубанские новости); местные, муниципальные (Краснодарские известия)
8. Учредитель: согласно рос. законодат-ву, учредителями (основателями) СМИ могут стать любой гражданин РФ, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, гос. орган
9. Аудитория: в самом широком плане сущ-ет деление на СМИ для всех и обо всем и специализированные (для части аудитории и по более или менее узкой тематике)
10. Легитимность: легитимные; квазилегитимные (не запрещенные и не разрешенные законом); нелегитимные (не имеющие права на существование)
11. Качественная и массовая пресса: пресса мнений (качественная, элитарная); пресса новостей (массовая, популярная). В последнее время спец-ты начали использовать понятие смешанного типа периодики как специфического для нашей страны (в одном издании сочетаются и полезная, развивающая аудиторию инф-я, и развлекательные компоненты содержания)
12. Издательские характеристики: периодичность, формат, объемы, техника производств
*** web-сайт - это не просто пу6ликация в интернете сведений о какой ли6о деятельности, это еще и довольно мощное средство массовой информации, позволяющее рассказать всему миру о размещенной на нем информации, используя сайты можно подавать и покупать различные товары и заказывать услуги. Подразделить их можно несколько категорий: - Персональные web-сайты ( web-сайты визитки) - Информационные web-сайты; - Промо web-сайты; - web-сайты фотогаллереи; - Информационные web-сайты интернет-издания, СМИ; - Корпоративные web-сайты представительства; - Информационные web-сайты предприятий и организаций; - web-сайты крупные информационные порталы. - Корпоративные web-сайты; - Интернет магазины. Персональные web-сайты Это web-сайты о6ычных пользователей, которые создают одну, две или несколько стpаницек в сети интернет на одном web-сайты. На этих web-сайтах пользователи о6ычно выкладывают лю6ую информацию, например: о се6е, о друзьях и т.д. Данные web-сайты не относятся к коммерческой деятельности. Подо6ные виды web-сайтов в 6ольшинстве случаев создаются лю6телями и в основном для своих нужд. web-cайты визитки Этот вид web-сайты о6ычно вы6иpают организации, которым в 6ольшинстве случаев не нужен web-сайты в сети интернет, поэтому подо6ные сайты создаются для престижа. То есть показать, что у нас тоже есть сайт. Сайты визитки так же применимы для выкладывания просто контактной информации о предприятии, ее контакты, вид деятельности и еще что-ни6удь. Web-cайты визитки в основном несут не6ольшую информацию, в качестве поверхностного ознакомления. В основном web-сайты визитки содержат от 5 до 10 станиц на web-сайте. Информационные web-сайты Подо6ные типы web-сайтов в интернете очень распространены. Ими пользуются организации, пpедпpиятия, индивидуальные предприниматели или о6ычные пользователи интернет для выкладывания информации 6ольшой аудитории. На данном виде web-сайтa может 6ыть создано множество станиц посвященной одной тематике или широкого куга информационной направленности, все зависит от назначения информационного web-сайта. данный вид web-сайтов очень подходит для предприятий и организаций. В первую очередь на данном предприятии можно выложить всю нео6ходимую информацию о фирме, ее деятельности, товарах, вакансиях и т.д. Промо web-сайты Web-cайты, посвященные разовым со6ытиям и акциям. Выставка или конференция, праздник или концерт. Освещение таких мероприятий через специальные web-ресуpсы, называемые "промо-сайтами", является хорошим тоном и показателем высокого уровня их организации и поведения. Единственным отличием данного вида web-сайтов является то, что время жизни его ограниченно, конкретным мероприятием. И как только оно закончиться, информация на web-сайте станет 6есполезной. Web-cайт фотогаллереи Данный вид web-сайтов предназначен для организации на web-сайте в основном не для информации, а для размещения на нем картинок, изо6pажений и других иллюстраций. Например, подо6ный вид web-сайтов применим для организации выставки картин, лю6ительских фото или еще что-ни6удь, все зависит от специфики самой фотогаллереи. Подо6ные виды web-сайтов не предназначены для размещения какой 6ы то ни6ыло информации, они выступают в роли выставок. Информационные интернет издания, СМИ Это осо6ые виды web-сайтов. Относятся они к категории крупных новостных порталов, которые пу6ликуют мега6айты информации на своих web-сайтах. Основная тематика данных web-сайтов - это новости различного рода. Это может 6ыть как новости региональные, города, так и гло6альные новости всего интернета. Такие web-сайты имеют сложную структуру категорий. Корпоративные web-представительства Корпоративные представительства - это о6легченная версия корпоративного web-сайта. В распоряжении корпоративного представительства входят все инструменты для создания многоуровневой структуры web-сайта, создания оригинального дизайна, не имеет ограничений по функциональности. Но в свою очередь корпоративное представительство не имеет интерактивных модулей взаимодействия с посетителями, такие например, как форум, регистрация на web-сайте и т.д. В данном виде web-сайта может 6ыть подключены такие модули как дата и время, календарь, информационно-рекламный 6лок и другие. Поэтому корпоративные web-сайты в какой-то мере похожи на информационные сайты. Информационные web-сайты предприятий и организаций Это в принципе тот же вид информационного web-сайта. Крупные информационные web-порталы С первого взгляда может показаться, что это о6ычный информационный web-сайт, только 6ольшой. Но это не так крупный информационный портал - это web-сайт, который не только содержит 6ольшой о6ъем информации, но имеет всю предоставленную информацию в текстовом или графическом варианте предоставляя ее для скачивания посетителю. Примерами таких крупных информационных порталов могут являться портал посвященный 6ольшой коллекции рефератов, курсовых или дипломных pа6от, ли6о web-сайт посвященный юридической тематике, на котором посетитель может не только почитать закон, постановления и т.д., но и скачать все эти документы для просмотра на своем компьютере. Корпоративный web-сайт Корпоративные сайты - это классика Интернета. Полнофункциональный web-сайт. О6ладает 6ольшим о6ъемом и разветвленной структурой представления данных, позволяющей разместить всю интересующую Вашего потенциального клиента информацию. Эксклюзивный дизайн корпоративного web-сайта выполнен с учетом фирменного стиля и концепции web-сайта. Специально pазpа6отанная навигация позволяет посетителю web-сайта 6ыстpо найти лю6ую интересующую его информацию, а присутствующие интерактивные формы дают возможность принять участие в о6сужлении (форум), оставить свой отзыв о web-сайте или услугах фирмы (гостевая книга), а также заказать товар или услугу, заполнив 6ланк заказа. Весь ассортимент продукции фирмы о6ычно представлен в электронном каталоге с яркими красочными фотографиями. Интернет-магазин Может включать в се6я различные интерактивные формы (гостевая книга, форум, задай вопрос), но о6язательно каталог товаров и корзину заказов. Часто на главную станицу выносятся новинки товаров, "хиты продаж", специальные предложения. Вы можете создать эксклюзивный дизайн нацеленный на увеличение числа продаж, носит специфический характер. Интернет магазин имеет ряд преимуществ: 6ольшой охват аудитории; снижение затрат на содержание магазина; удо6ство в поиске товаров; простота в изменении ассортимента в каталоге товаров; о6pа6отка заказов занимает меньше времени; уведомление о новом заказе администратор получает на e-mail.
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Особенности отдельных способов
- Глава 3. Особенности рекламы отдельных видов товаров
- Глава 4. Саморегулирование в сфере рекламы
- Глава 5. Государственный надзор в сфере рекламы
- Глава 6. Заключительные положения
- Глава I общие положения
- Глава II содержание программ
- Глава III реклама и телеторговля
- Глава IV спонсорство
- Глава iVа программы, предназначенные исключительно для саморекламы или телеторговли
- Глава V взаимопомощь
- Глава VI постоянный комитет
- Глава VII поправки
- Глава VIII заявления о нарушении конвенции
- Глава IX разрешение споров
- Глава XI заключительные положения
- Уникальный и неуникальный контент
- Подъём трафика
- Учёт трафика
- Глава 4. Жанровое своеобразие комбинированных, медиатекстов и смежных pr-текстов
- 5. Системные характеристики сми
- 2.2 Глобализация традиционных сми: всемирное распространение данных медиа
- 2.3 Глобализация и локализация – создание локальных версий международных сми
- *** Информационные потребности аудитории
- *** Основные тенденции формирования и функционирования современных средств массовой информации
- Деловая пресса
- *** Общественные/государственные сми
- *** Партийные сми
- *** Классификация по форме собственности
- Классификация по типам радиовещания
- Классификация по формату вещания