logo search
междисциплинарный / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ1

Деловая пресса

 

Деловая пресса – один из наиболее бурно развивавшихся в последние годы типов изданий. Дело тут не столько в российской специфике, сколько в том, что мировая пресса в целом в последней четверти XX в. переживала эволюционный взрыв. И поскольку деловая периодика является частью системы СМИ, следует определить ее место в структуре средств массовой информации.

Ее структурно-функциональная специфика в значительной степени обусловливается характером аудитории, к которой деловая пресса апеллирует. Принято считать, что она адресована лицам, причастным к принятию ответственных решений в сфере практической и духовно-практической деятельности. Базой читательской аудитории для такой прессы являются специалисты, прежде всего из групп организаторского труда, т.е., как правило, образованные, социально активные люди, работающие во всех сферах народного хозяйства, в науке (в первую очередь прикладной) и на государственной службе. Среди читателей деловой прессы немало студентов высших учебных заведений.

Главная функция деловой прессы – быть надежным источником информации. Это определяющее требование изначально диктует строгие профессиональные стандарты. С учетом последствий, к которым может привести ложная информация в случае использования ее для принятия ответственных решений, эти стандарты отличаются весьма жесткой формой. То есть деловые издания и по характеру информации, которой они оперируют, и по характеру аудитории должны соответствовать параметрам качественной прессы. Следовательно, высока степень самоограничений, которые накладывают на себя деловые СМИ. Даже «священное право собственности» теряет свою неприкосновенность в проекции на их репутацию. Например, в этических кодексах ряда американских газет сотрудникам, освещающим деятельность банков, запрещается владеть акциями банков, поскольку это может привести к конфликту интересов в профессиональной деятельности. Там, где такой запрет отсутствует, есть правило, при котором корреспондент обязан доложить редактору о том, что он владеет акциями компании, о которой ему поручили написать.

Столь строгий подход к профессиональной этике обусловлен экономически. Весь бизнес в деловой прессе зиждется на одном, но крайне важном основании – доверии читателя к источнику информации. Есть доверие – есть бизнес, прибыль. Нет доверия – нет и бизнеса. Поэтому СМИ, которые относятся к деловой прессе, прилагают все усилия, чтобы быть изданиями, имеющими хорошую репутацию.

Итак, деловая пресса по определению является качественной прессой. Теряя характер качественного источника информации, она перестает быть деловой и переходит в другой тип изданий.

Родообразующим признаком деловой прессы являются ее тематика, содержание. Основа информационной среды деловой прессы – информация, оказывающая влияние на поведение субъектов или агентов рынка, определяющая и отражающая это поведение.

В значительной своей части это субъекты организационных отношений, организаторы производства, бизнеса, практической деятельности. Это и субъекты управления, образовательной, научной и иной деятельности.

Информация в деловой прессе отнюдь не ограничивается только вопросами экономики и политики. Например, сугубо научное сообщение о создании эффективного электромобиля является исключительно важной деловой информацией, поскольку экономические следствия этого факта оцениваются в сотни миллиардов долларов. Иными словами, любая информация, способная привести в движение рынки труда, капитала и товаров, становится деловой. Искусство и квалификация журналистов деловой прессы в значительной степени определяется тем, насколько точно они могут из совокупности всех фактов выбрать именно те, которые влекут за собой заметные изменения на рынках сейчас или в будущем.

Когда говорят, что деловая пресса пишет о рынках, а не о компаниях, это следует понимать буквально, ибо, если ставится задача написать о компании, пресловутая тень подозрения ляжет на издание. Почему выбрана именно эта компания, а не другая, чем обусловлено предпочтение? Нет ли здесь мотивов, лежащих за пределами собственно журналистики? Подобные вопросы теряют всякий смысл, если издание исходит из того, что оно пишет прежде всего о рынках; субъекты рынка являются предметом специального интереса лишь в связи с состоянием рынка. В рамках любого рынка есть ряд компаний, определяющих «погоду». Например, в мировой автомобильной промышленности существует десяток основных производителей, от самочувствия которых зависит очень многое: уровень цен, развитие технологии, инвестиции, занятость в этом сегменте рынка и т.д. Информация о состоянии дел в этих компаниях – существенный фактор рынка, следовательно, она почти всегда оправданна. Во всех остальных случаях материал о компании, которая не входит в число лидеров рынка, должен содержать аргументацию, обосновывающую выбор темы или объекта интереса издания. Разработка подобных методологических правил –профессиональных стандартов – в деловой прессе (как и вообще в качественной прессе) является важным условием поддержания репутации издания как респектабельного и независимого источника информации.

Однако тематика, даже самая широкая, имеет свои пределы, границы. То есть характер тематики можно рассматривать как ведущий типообразующий признак.

По этим параметрам можно выделить пять видов прессы: универсальную, специализированную, узкоспециализированную, профессиональную и «точечную».

Деловая пресса представлена всеми видами. Например, газета «файнэншл таймс» – качественная деловая универсальная газета. Наряду с общеэкономической информацией и биржевыми сводками она пишет также о политике, социальных проблемах, публикует едва ли не лучшие в Европе обозрения по культуре и т.д. Но основой ее содержания остается деловая информация. Более того, даже такую сферу деятельности человека, как культура, газета зачастую стремится рассматривать сквозь призму финансовых интересов. В практике российской прессы пока нет полноценного аналога универсальной деловой газеты. К этому виду стремились «Коммерсанта» и «Финансовые известия». Но эволюция «Коммерсанта» пошла в сторону универсального общеполитического издания, а «Финансовые известия» прекратили свое существование как самостоятельная газета. По титулу к виду универсальных деловых изданий следовало бы отнести еженедельник «Экономика и жизнь». Однако по существующему содержанию газета скорее приближается к специализированным деловым изданиям, подобным «Финансовой газете» и «Финансовой России». Это происходит прежде всего за счет публикации нормативных документов и различных комментариев по применению тех или иных норм законов и подзаконных актов.

В качестве универсальных деловых изданий позиционируют себя на рынке такие журнальные издания, как «Эксперт», «Профиль», «Компания» и даже «Итоги», хотя последние скорее всего можно назвать универсальным общеполитическим журналом.

К числу специализированных деловых изданий в российской прессе, помимо «Финансовой газеты» и «Финансовой России», могут быть отнесены «Торговая газета», «Торгово-промышленные ведомости», «Медицинская газета» и т.п.

В то же время узкоспециализированные деловые издания широко представлены в российской прессе прежде всего ежемесячными журналами, такими, как «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Московский банковский вестник» и т.п.

Профессиональные издания, как правило, свою профессиональную принадлежность выносят в титул: журналы «Финансист», «Банкир» и т.д. На первый взгляд, их можно рассматривать как подвид специализированного делового издания. Однако по характеру тематики профессиональные издания универсальны — они, как правило, охватывают не только все стороны самой профессии, но и все стороны жизни в профессии. Это обстоятельство и заставляет выделить профессиональные издания в самостоятельный вид прессы.

Наконец, «точечные» издания – те, которые нацелены на очень узкую аудиторию. Здесь пресса достигает крайней степени сегментации рынка. В западной терминологии такое издание называется «ньюслеттер». Наиболее приближенный к нему аналог в российской практике – бюллетень. В качестве примера можно назвать реферативный и аналитический ежеквартальник «Банки: мировой опыт». «Точечные» издания можно рассматривать как подвид узкоспециализированной прессы.

Проблема состоит в том, что не найден единый признак для подвидовых различий, хотя в общем плане их можно связать с процессами общественного разделения труда и структурой дифференциации практической деятельности. Однако очевидно, что отраслевая пресса – это подвид специализированной деловой прессы. В таком качестве можно рассматривать корпоративные издания (например, «Трубопроводный транспорт» – журнал корпорации «Транснефть» или «Вестник Ассоциации российских банков»). И в некоторых случаях структурированию в рамках классификации поддаются даже подвиды.

В практике журналистики можно выделить три подвида корпоративных изданий:

1.      Дотируемые издания, распространяемые бесплатно среди персонала и предназначенные почти исключительно для его информирования о событиях внутри корпорации. Как правило, они не распространяются за пределами корпорации. Их условно можно назвать «органами печати корпорации». Отличительная особенность – отражение исключительно точки зрения корпорации, т.е. руководства.

2.      Корпоративные издания, распространяемые как по подписке, так и бесплатно, но стремящиеся информировать читателя по более широкому кругу проблем, выходящих за рамки корпоративных новостей. Нацелены не столько на сотрудников корпорации, сколько на ее клиентов. Их условно можно назвать «клиентскими изданиями». Их отличительная особенность как типологической группы – относительная независимость редакционной политики. При этом точка зрения корпорации может вовсе не отражаться в издании. Каждое из них стремится к самоокупаемости и информационной самодостаточности. Ярким примером такого издания может служить журнал «2000», издателем которого является компания «Мобильные телесистемы» (МТС).

В условиях формирования в России качественной прессы корпоративный журнал, стремящийся к тому, чтобы отвечать основным требованиям качественного издания, может обрести решающие конкурентные преимущества перед родственными корпоративными органами печати. Он может стать влиятельным журналом как в профессиональной среде, так и среди людей, причастных к принятию ответственных решений в сфере экономики и политики. В свою очередь влиятельный журнал объективно становится важным инструментом в выработке стратегических решений, солидной трибуной для дискуссий по основным аспектам государственной политики в отношении отрасли, которую журнал представляет, аккумулятором новых идей в сфере управления, технологий, мирового опыта. Предпочтительность таких журналов обусловлена также тем, что эти издания, как правило, не обременяют бюджеты компаний дополнительными расходами.

3.      Смешанные корпоративные издания. Они содержат в себе признаки первых двух. Оставаясь «органом корпорации», они выходят за рамки корпоративного распространения. Однако внутрикорпоративные проблемы обязательно выносятся в специальный раздел, тогда как в целом издание скорее соответствует отраслевому подвиду. Примером такого издания может служить журнал «Нефть России» – издание компании «Лукойл».

***Партийная пресса из доминирующего источника информации трансформировалась в немногочисленную группу периодических изданий, в настоящий момент переживающую свой кризис. Многие политические партии отказываются от выпуска собственного печатного органа, предпочитая вести агитационную кампанию через мультимедийные каналы. В данном контексте становится актуальным вопрос о месте партийных изданий в современной системе печатных средств массовой информации России, их типологических характеристиках и содержании.

Как и другие средства массовой информации, издания политических партий квалифицируются по всем типологическим при­знакам, использующимся в типологическом анализе. 

*** ИЗДАНИЯ ДЛЯ ЖЕНЩИН

 

Женские издания в России появились еще в XVIII в., но регулярно стали выходить в начале XIX в. Это «Журнал для милых», «Дамский журнал», «Аглая». После отмены крепостного права при активизации женского движения возникает в конце столетия три десятка новых женских журналов, в том числе «Рассвет» (универсальный, рассчитанный на широкую аудиторию), «Лучи» (для девушек), «Мой журнал» (для девочек), «На помощь матерям». Издаются журналы, адресованные профессиональным группам: «Вестник моды для портних», «Модный курьер», «Модистка», «Акушерка». Публикуются тематические издания: «Русская хозяйка», «Новый русский базар», «Модный свет», «Моды и рукоделия».

В советский период основными женскими изданиями стали журналы «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина». Кроме того, выходило 17 республиканских журналов и иллюстрированные журналы мод. После войны к ним добавились два международных журнала – орган Международной федерации женщин «Женщины мира» и советско-индийский журнал для женщин «Диалог».

До начала 90-х гг. структура женских изданий была достаточно стабильна. Интенсивное развитие этой группы изданий произошло в связи с переменами в российском обществе, ознаменовавшими последнее десятилетие XX в. По данным Российской книжной палаты, в 1997 г. для женщин издавались 24 газеты с разовым тиражом около 1 млн. 200 тыс. экз. и 22 журнала, имеющих разовый тираж свыше 1 млн. экз.

Потребность в женских изданиях и публикациях на женские темы в общей прессе диктуется общественными потребностями, местом и ролью женщины в процессах воспроизводства и функционирования социальной системы. Роли женщины в современном обществе широки и многообразны – от продолжательницы рода до общественной деятельницы, свободной творческой личности. В зависимости от типа общества и стадий его развития эти роли модифицируются, меняется их вес в обществе и общественном сознании.

В советские времена основными считались профессиональные функции женщины, и потому именно трудовая жизнь женщин была в центре внимания средств массовой информации: женщина с кайлом и лопатой, женщина у станка и с подойником, в классе и в кабинете поликлиники. Это было связано с тем, что человек воспринимался прежде всего как существо общественное.

В то же время и исконные роли продолжательницы рода, воспитательницы детей, хозяйки в доме занимали, судя по исследованиям, важное место не только в жизни, но и в общественном сознании и, следовательно, в женской прессе. Этим вечным ролям женщины она всегда уделяла и сейчас уделяет большое внимание.

Однако в период общественных перемен последнего десятилетия XX в. женщина начала чувствовать себя более свободной и осознавать свое равенство с мужчиной не только в производственной и общественной сферах, но и в семье и личной жизни. Этому содействовало и то, что были сняты прежние запреты в СМИ на темы интимной жизни, секса и т.п. Поэтому стали более заметными, акцентированными роли подруги, спутницы мужчины, сексуального партнера. Хотя по-прежнему женщина воспринимается обществом прежде всего как воспитательница детей, хозяйка в доме, хранительница семейного очага.

Другими словами, роли женщины и отношение к ним общественного мнения (соответственно отраженного в СМИ) качнулись по закону маятника – от производственных, бесполых к чисто женским, даже физиологическим, сексуальным.

Но маятниковая ситуация, ситуация крайностей, постепенно ослабевает, и в будущем женщина (по мнению экспертов – руководителей женских изданий)[51]. будет исполнять все свои многообразные роли. Возрастет ее влияние в обществе в качестве носительницы норм морали, нравственности, миротворицы, противницы войн и насилия, гаранта стабильности общества, защитницы природы, экологии, самостоятельной творческой личности, активно участвующей в профессиональной, деловой, общественно-политической жизни.

Одним из самых важных системообразующих признаков женской прессы является аудиторный. Женская аудитория по своей структуре так же многоуровнева и многопланова, как аудитория в целом: в ней есть разные возрастные группы, разные группы по профессиональным занятиям, типам интересов и т.п. Аудитория женской прессы не столь замкнута, как может показаться на первый взгляд. Исследования показывают, что в последние годы ее заметно пополнили мужчины — в иных изданиях они составляют до 40% читателей («Сударушка»). Не мал и процент подростков и молодежи (у «Москвички» 19% читателей – школьники и студенты). Как правило, современная женская пресса является массовой, популярной, доступной людям самых разных возрастов, профессий, интересов.

Чтобы охарактеризовать аудиторию женской прессы, необходимо отметить социально-психологические особенности, своеобразие женской психики. Женщины, как правило, менее агрессивны, чем мужчины, но более подвержены стрессам, обидам, более чувствительны к несправедливости и лжи. С другой стороны, они более практичны, конкретны, менее амбициозны, более корректны в словесном выражении своих мыслей и идей, гибки, вариативны в поведении, адаптивны. Им свойственны развитое чувство эмпатии, сопереживания, душевности, уступчивости, более оптимистический взгляд на события. Женщины достаточно наделены интуицией, «быстрым ритмом душевной жизни», «богатством бессознательных душевных процессов», «крепостью организовавшихся ассоциаций». В их распоряжении всегда имеется запас «готовых суждений», аналогий, который облегчает понимание и оценку всякого нового факта. Женщина живет более внутренней, нежели внешней жизнью. Наибольшую роль в жизни женщины играет чувство, а не интеллект. Но именно благодаря «жизни преимущественно чувством» женщина в каждый данный момент являет собою более законченную и гармоничную, но в то же время более сложную и всестороннюю, чем мужчина, личность, потому что чувства, в отличие от идей, «гораздо легче совмещаются между собой» и «логика чувств не знает закона противоречия». Женщина по сравнению с мужчиной менее склонна в чем-либо проявлять инициативу, ей не по силам «натиск на мир», но зато она обладает большей устойчивостью при натиске мира на нее. Она эмоциональна, склонна к «аргументам чувств», а не к логическому доказательству. «Мужчина силен анализом, женщина – синтезом»[52].

Данные, которые получены в результате анализа ответов руководителей женских изданий (исследование «Женская пресса и перспективы ее развития»), подтверждают выводы психологов и дополняют этот портрет новыми чертами: терпеливая, умеющая многое сносить, сочувствующая, способная сопереживать, сердечная, готовая помочь, открытая, общительная, работящая, духовная, исповедующая духовные ценности, обладающая развитой интуицией, эмоциональная, терпимая к недостаткам других людей, покладистая и легковерная, равно нацеленная на работу, самореализацию в профессиональной деятельности и в семье, одновременно склонная к новаторству и традиционная, консервативная, фантазерка и реалистка, религиозная и атеистка, беспечная и расчетливая, легкомысленная и серьезная, иногда не уверенная в себе, зажатая, покорная, зависимая.

В связи с коренными потребностями и характеристиками женской аудитории, ее социальными ролями в обществе важным системообразующим признаком женской прессы является ее целевое назначение. Оно вовсе не предполагает обособление женской аудитории, замкнутости в строго очерченных рамках узких «кастовых» интересов. Но женщины должны иметь свою трибуну, позволяющую аккумулировать те элементы бытия женщин, которые возникают и распространяются в будничной повседневности, становятся более или менее заметными на общем фоне.

Основные цели и задачи женской прессы заключаются в следующем: сообщать новости, относящиеся к жизни и деятельности женщин и женских организаций; изучать и выдвигать на обсуждение актуальные проблемы, связанные с женским вопросом и женским движением; отражать и формировать образ современной женщины; выражать и удовлетворять запросы женщин, их потребности и интересы; показывать роль женщины в обществе и семье; вырабатывать правильное понимание ее функций и назначения, а также необходимые практические навыки, умения и действия.

Одна из целей женской прессы – формирование инициативной, образованной, умной, милосердной, высоконравственной, духовно развитой личности. Отсюда вытекают задачи: просвещать женщин, расширять сферу их образования и воспитания; развивать в женщине высокие нравственные начала; совершенствовать ее вкусы; обогащать духовный мир.

Как правило, представительницы слабого пола испытывают потребность в моральной и психологической помощи. Поэтому среди задач женской прессы – морально-этическая и психологическая поддержка женщин, защита их прав, предупреждение различных стрессов, положительная эмоциональная разрядка, поиск выходов из усложненных жизненных ситуаций.

В последние несколько лет особенно заострилась в качестве важной цели женской прессы проблема укрепления семьи. На первый план выдвигается задача не только привлекать внимание к проблемам материнства и детства, но и помогать решать их, содействовать укреплению прав человека в семье, сплачивать семью, развивать родственные связи, национальные традиции, обычаи.

В жизни любой женщины есть потребность в добром совете, полезной рекомендации, особенно когда это касается воспитания детей, здоровья членов семьи или ведения домашнего хозяйства. Поэтому содействие укреплению здоровья женщин, организация обмена опытом (житейским, трудовым, социальным), освещение специфических интересов женщин, развитие их самодеятельности входят в круг основных задач женской прессы.

Женская пресса призвана реализовывать применительно к своей аудитории все функции: просветительскую, воспитательную, организаторскую, психологической поддержки, консультационную.

Эти основные функции и особенности женской прессы модифицировались во времени в связи с изменением ролей женщины в обществе, с переменами, произошедшими в самом обществе и СМИ. Так, исследование динамики задач женской прессы показывает, что в советское время их круг был достаточно узок и сосредоточивался на помощи в выполнении семейных ролей и овладении практическими полезными навыками, просвещении и сохранении здоровья.

В постсоветское время этот перечень, по мнению экспертов, стал более широким, но на первое место вышла функция, которой не было в прошлые годы, – «помогать адаптироваться в новых рыночных условиях». Большую, чем прежде, значимость приобрела охрана здоровья женщин, их психологическая поддержка. Возрастает значение таких функций, как защита гражданских и социальных прав, консолидация, укрепление авторитета женщин, изменение отношения к ним в обществе и семье, формирование общественного мнения женщин.

Тематическое содержание женской прессы тоже отличается своеобразием. Особое внимание уделяется вопросам морально-этического свойства, истории, религии, искусству, т.е. всему, что связано с духовным развитием человека.

Современные издания для женщин чаще всего поднимают такие темы, как охрана материнства и детства, роль женщины в семье, здоровье женщины, ее психологическое самочувствие и нравственное состояние, милосердие, права женщин, социальное положение женщины, ее труд, материальное обеспечение, участие женщин в экономическом развитии страны и управлении государством, женщина в быту, полезные советы и практическая помощь ей, взаимоотношения полов, культура секса, духовный мир женщины, ее эстетические вкусы, женщина в литературе, истории, искусстве, рукоделие, мода.

Хотя многие женские издания объявляют себя вне политики, но и эта сфера освещается в них через восприятие женщины. В фокусе внимания находятся и вопросы экономического, правового, религиозного образования. Анализируются опыт и формы организации женского движения, феминистские концепции, международные связи.

В наборе обязательных материалов все меньше становится публикаций о так называемых производственных успехах и престижных профессиях. Более важной становится информационная помощь в адаптации женщин к рыночным реалиям. Пришли на страницы изданий и новые герои – женщина-коммерсант, современный государственный деятель. Значительная площадь отводится «семейным страницам».

В последние годы появились и темы, которые долгое время считались непубличными или второстепенными, например сексуальные отношения. В современных изданиях велика доля публикаций о моде, одежде, украшениях, о взаимоотношениях мужчин и женщин, любви и сексе, о светской жизни, женской элите, о содержании квартиры, дизайне и ремонте, сфере обслуживания, торговле и услугах, о финансовом положении семьи.

Объективные и субъективные причины, связанные главным образом со сложной общественной ситуацией, не позволяют женским изданиям в полной мере освещать проблемы, которые насущно важны для женщин. Особенно это касается адаптации к рынку, женских и детских проблем, порожденных трудным временем.

В связи с особенностями женской аудитории, ее психологического склада женским изданиям присуща своя характерная стилистика, которую возможно отнести к системообразующим признакам прессы для женщин. Характер женской прессы требует особой мягкой тональности, доброжелательного душевного настроя.

При выборе манеры общения с читателем предпочтение отдается задушевной беседе, контактным приемам, которые находят отклик в душе, ведут к взаимопониманию, ориентируют на совместные размышления.

Социологические исследования показывают, что женская аудитория выберет скорее публикацию, написанную в доверительном тоне, чем деловую, предпочтет материал, адресованный к эмоциональной сфере, а не к рациональной.

Обобщая информацию о характере женских изданий, можно выделить следующие особенности: с одной стороны, душевность, положительный настрой, эмоциональность, близость к своей аудитории, доверительный диалог с нею, ориентированность на совместные размышления о жизни, на просветительские, духовные устремления женщин, а с другой– удовлетворение практических, прикладных интересов женской аудитории.

Изданиям для женщин не противопоказаны никакие жанры. Но предпочтителен выбор таких, которые позволяют наилучшим образом учесть особенности женской аудитории. Поэтому активно используются диалог, интервью, беседа, острая публицистическая или проблемная статья, портретный очерк. К числу весьма распространенных форм относятся информационная смесь, малые формы прозы и поэзии.

Следует отметить популярность эпистолярных жанров, переписки с читателями. У большинства женских изданий имеется богатая почта. Письма читателей публикуются на страницах журналов и газет. Но даже не будучи опубликованными, они служат источником, поводом для актуальных выступлений, журналистских командировок, конструктивным основанием в разработке той или иной темы. Весьма распространена в женской прессе справочная информация (советы, консультации). Встречаются очерки и зарисовки, хотя они практически исчезли из изданий общего направления. Популярны различные тесты, анкеты, игровые формы и юмор.

Есть отличия и в оформлении изданий. Они ориентируются на привлекательный, но спокойный и сдержанный дизайн, избегая излишней яркости и крикливости.

Живой, красочный стиль женской прессы во многом определяют иллюстрации. В некоторых изданиях они занимают иногда до 60% общего объема материалов, особенно в журналах. Порой иллюстрации несут большую функциональную нагрузку: расширяют знания читателей о заинтересовавшем их предмете, воспитывают эстетически.

Своеобразно преподносится и реклама. Она ненавязчива, часто оформляется с большим изяществом, эстетически привлекательно и тактично. Рекламируются прежде всего товары, которые могут найти наибольший спрос у женщин, предназначенные для использования в семье, личном хозяйстве.

Ценностные ориентиры, концептуальные особенности, место и роль в обществе, направленность в воздействии на читателя и структурно-содержательные аспекты отображения действительности, которые отбирает для себя современная женская пресса, и образуют ту нишу, которую она заняла как подсистема российских СМИ. Все вышесказанное позволяет охарактеризовать типологическую структуру женской прессы, которую можно разделить по нескольким основаниям. 

Среди приложений есть и выходящие в виде самостоятельных изданий («Обыватель» – приложение к «Крестьянке»). Часто дочерние приложения становятся самостоятельными. Например, «Сударушка» появилась как приложение к «Вечерней Москве», «Дочки-матери» – как приложение к «АиФ», а затем они стали распространяться по всей России и за ее пределами.

 

По региону распространения женские издания делятся на:

     всероссийские, распространяемые по всей территории страны («Крестьянка», «Работница», «Женское счастье» и др.);

     республиканские («Женщина», «Сюембике» (Татарстан) и др.);

     региональные, распространяемые в одной или нескольких областях (тюменская «Сударыня» и др.);

     городские («Яблоко» (Саратов) и др.);

     международные («Космополитен», «Elle» и др.).

 

По аудиторному признаку женские издания предназначены либо массовой, либо специальной аудитории и образуют следующие группы:

     адресованные всем женщинам России («Работница», «Крестьянка», «Сударушка»);

     адресованные региональным или этническим женским сообществам (например, «Женщины Дагестана»);

     адресованные различным возрастным группам (например, подросткам и молодежи – «Маруся», «Саратога», «Cool Girl», Женщинам среднего активного возраста –«Космополитен», «Она»);

     адресованные женщинам-матерям («Няня», «Мамина газета», «Мой малыш»);

     адресованные семье («Домашний очаг»);

     адресованные представительницам различных женских профессий (например, «Супермодель»);

     адресованные женщинам с высоким уровнем дохода («Harper's Basaar», «Elle»).

 

По целевому назначению женскую прессу можно разделить на издания:

     общесоциальной направленности («Работница», «Москвичка»);

     просветительные, образовательной направленности («Сударушка», «Женский клуб»);

     информационно-познавательные («Венера-пресс») и проблемно-информационные («Диалог»);

     развлекательные («Маруся», «Cool Girl»);

     прикладные, практические (журналы мод и т.п.);

     рекламно-информационные (например, «Алиса»).

 

По предметно-тематической специализации можно выделить издания общесоциальной направленности и специализированные по тому или иному кругу тем и проблем (например, издания, посвященные семье и школе (газета «Мы и наши дети», выходящая в Хабаровске) или здравоохранению (журнал «Здоровье для женщины»), профессионально-ориентированные и одновременно популярные («Ton-модель» и «Салон»), литературно-художественнные (журнал «Атлантида» Лиги писательниц России)). Особую группу составляют журналы мод и издания, популяризирующие технику шитья, рукоделия, ведения домашнего хозяйства, художественного творчества и мастерства.

Если говорить о периодичности женской прессы, то больше всего насчитывается ежемесячных журналов и еженедельников, меньше газет и пока совсем нет ежедневных изданий.

По объему издания традиционно «тонкие» («Берегиня») и «толстые» («Женский клуб»). Формат у одних в последнее время увеличен («Крестьянка»), у других уменьшен («Мир женщины»).

Большинство изданий выходит на русском языке, но есть и национальные издания. Некоторые издаются на двух, а порой и на нескольких языках («Мир женщины», «Женщины Дагестана» и др.).

Немало журналов, выходящих на русском языке, основаны зарубежными издательскими фирмами и являются русскоязычными версиями известных западных изданий («Космополитен», «Elle», «Домашний очаг» и др.).

Формат журналов, как правило, А-4 до 80–100 страниц, формат газет А-3 от 4 до 24 страниц. Печать цветная, многие журналы печатаются за границей, тиражи разные – от нескольких тысяч до нескольких сотен экземпляров.

Перспективы развития женской прессы – вопрос сложный. В значительной мере ее будущее зависит от того, как будет развиваться страна. Однако руководители женских изданий считают, что в дальнейшем будут создаваться прежде всего специализированные, узконаправленные издания, ориентированные на те аудиторные и тематические ниши, которые еще не закрыты существующими изданиями (разные возрастные, профессиональные, социальные категории читателей, журналы с прикладной тематикой). В регионах скорее всего будет развиваться женская пресса общесоциальной направленности, которой пока мало.

*** Детская и юношеская журналистика – самостоятельное звено общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория познает мир.

Специфика этого вида журналистики определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую и юношескую аудиторию. В связи с этим в ней применяются особые, специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с аудиторией.

Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, она активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными юной аудитории (теле- и радиожурналистикой), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой).

По данным Российской книжной палаты, в 1986 г. в РСФСР выходило 15 пионерских газет и 36 детских журналов, а в последнее время их количество увеличилось в несколько раз. На 1 января 1998 г. Роскомпечатью России и его региональными управлениями зарегистрировано 200 детских и юношеских газет и 300 журналов.

Основным типоформирующим признаком всех рассматриваемых изданий является характер аудитории, на которую они рассчитаны.

Психологи делят эту аудиторию на четыре возрастные группы: дошкольников (3–6 лет), младших школьников (7–10 лет), подростков (11–15 лет), старшеклассников (15–17 лет). Дистанция между этими группами значительная: они находятся на разных стадиях биологического, психологического и социального развития.

Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой из возрастных групп определили возникновение четырех типов изданий:

     для дошкольников (журналы «Веселые картинки», «Новая игрушечка», «Дисней для малышей», «Для самых-самых маленьких», «Филя» – приложение к журналу «Веселые картинки», в котором рассказывается о природе, и др.);

     для младших школьников (журналы «Мурзилка», «Карапуз», «Мастерилка», «Поиграем в сказку» и др.);

     для подростков (газеты «Пионерская правда», «Бибигон», «Глагол», журналы «Пионер», «Юнга», «Cool» и др.);

     для старшеклассников (газета «Юный предприниматель», журналы «Бумеранг», «Маруся», «Шестнадцать» и др.).

 

Знание возрастных особенностей помогает редакции учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяет его содержание, структуру, форму, объем. Учитываются и социально-психологические характеристики читателей.

В дошкольном возрасте преобладает интерес к сказочным, фантастическим сюжетам, к игровым ситуациям. Небольшие по объему издания для этой возрастной группы в доступной, яркой, запоминающейся форме рассказывают малышам об окружающем мире, учат считать и писать.

Дошкольники еще не осознают разницы между миром реальным и фантастическим. Поэтому воспринимать содержание изданий им помогают ведущие – обычно это персонажи из народных либо созданных классиками русской или зарубежной литературы сказок. В изданиях для этой возрастной группы, как правило, освещается одна тема (журнал «Для самых-самых маленьких»), поскольку восприятию дошкольников свойственна фрагментарность, отрывочность.

Основной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а в младшем школьном возрасте – учение, хотя потребность в игре, в развлечении у ребенка по-прежнему велика. Издания для этой возрастной группы отличаются тем, что в них игровые элементы используются в «серьезных» целях организации учебного труда, практической помощи школьникам, их воспитания. Эти издания многотемны: они включают в себя несколько рубрик. (В журнале «Мастерилка» есть рубрики «Приданое для кукол», «Кулинария», «Самолеты», «Корабли» и др.)

В подростковом возрасте происходит становление доминирующей направленности в познавательных интересах. В разнообразных по тематике изданиях для подростков особенно заметен процесс их дифференциации по интересам аудитории. Это связано с тем, что у ребят возникает потребность в знаниях, выходящих за пределы школьной программы, появляется интерес к различным сферам деятельности, отраслям материального или духовного производства – науке и технике, литературе и искусству, бизнесу и предпринимательству, спорту. В последнее время пользующиеся популярностью у нескольких поколений журналы «Юный натуралист», «Юный техник» дополнились новыми научно-популярными изданиями или приложениями к ним: «А почему?», «Левша», «Юнга», «Авто-Юниор» и др. Авторами этих изданий часто становятся известные ученые, бизнесмены, деятели культуры и искусства и т.д.

В этом возрасте подростков начинают интересовать различные аспекты взрослой жизни: новости из мира шоу-бизнеса, любовь, секс, мода, культура (в особенности поп-, рок-музыка). До недавнего времени информация на эту тему в изданиях для подростков строго дозировалась, а проблема секса и вообще была под строгим запретом. В последнее время отдельные издания модернизировали свою структуру, стали более свободно освещать «трудные» проблемы. К тому же появились и быстро завоевали популярность у подростков издания, копирующие взрослую бульварную прессу. Ярким примером этого нового направления развития детской журналистики служит журнал «Cool» (1997), выходящий под девизом «Это круто», на страницах которого публикуются материалы о жизни звезд эстрады и кино, большое место отводится моде, печатаются фотокомиксы эротического содержания, гороскопы, предсказания и т.д. Журнал ведет активный диалог с подростками по интимным проблемам (вопросы – ответы), пытается оказать психологическую помошь. В нем часто используется молодежный сленг. Пока трудно предсказать дальнейшую судьбу журнала, проанализировать положительные и отрицательные стороны его воздействия на подростковую аудиторию, но можно отметить тот факт, что за короткий срок он стал заметным явлением на российском информационном рынке.

Старший школьный возраст – время непосредственной подготовки юношей и девушек к взрослой жизни. В отечественной психологии его называют возрастом открытия «Я». Старшеклассники стремятся глубже понять себя, сложную область человеческих отношений. В объемных изданиях для этой возрастной группы обращает на себя внимание большое количество рубрик, анализирующих психологические, моральные и нравственные проблемы современного общества (рубрики в журнале «Маруся» – «Помоги, Алена!», «Милый Андрей»).

Старшеклассники стремятся к самовыражению, к проявлению индивидуальности. Поэтому журналы для них большое внимание уделяют стилю жизни современной молодежи: в них даются практические рекомендации психологов, сексологов, визажистов, дизайнеров, кулинаров, стилистов и модельеров. Причем публикуемые материалы обращены к разным социальным слоям аудитории. Реклама дорогих моделей одежды известных фирм в них соседствует с рубриками, в которых рассказывается о том, как обновить гардероб, принять гостей, отдохнуть, несмотря на отсутствие денег (в журнале «Штучка» – рубрика «Своими руками», а в «Марусе» – «С миру по нитке», в «Между нами, девочками» – «Второе дыхание»).

Юношеская пресса, подражая взрослой бульварной прессе, большое внимание уделяет «звездным» новостям (шоу-бизнес, эстрада, видео, кино, музыка). Она не оставляет без внимания и личную жизнь известных музыкантов, артистов эстрады и кино, спортсменов и т.д. По аналогии со взрослой прессой в юношеской журналистике недавно появился журнал о любви и сексе «Шестнадцать» (приложение к журналу «Ровесник»), адресованный тем, «кто хочет знать о сексе, но боится спросить».

Большинство изданий для детей и юношества в условиях рынка, стремясь привлечь внимание аудитории, все чаще обращается сразу к нескольким возрастным группам –дошкольникам и младшим школьникам (детская сказочная газета «Жили-были», журналы «Веселые медвежата», «Забавки», «Миша», «Куча мала», «Плюс Я», «Свирелька» и др.), младшим школьникам и подросткам (альманах «Клепа», журналы «Стригунок», «Свирель», «Ванька-Встань-ка», «С нами Бог» и др.), подросткам и старшеклассникам (газета «Радость», журналы «Мы», «Школьная роман-газета», «Первый тайм», «Штучка», «Бумеранг», «Маруся», «Между нами, девочками» и др.). Причем издания для старшеклассников тоже имеют условную верхнюю возрастную границу. Материалы, опубликованные в этих журналах, представляют интерес и для молодежной аудитории.

На телевидении и радио процесс расширения возрастных рамок аудитории затронул почти все передачи. Это телепередачи, рассчитанные на дошкольников и младших школьников — «В тридевятом царстве» (ОРТ), на подростков и старшеклассников «До шестнадцати и старше» (ОРТ), «Башня» (РТР), «Как заработать миллион» («Радио-1»)[53] и др. Более того, детская редакции «Радио России» каждую передачу адресует сразу нескольким возрастным группам: дошкольникам и школьникам до 10 лет («Полный вперед», «Играем в сказку», «Безумное чаепитие», «Летающий диван», «Школа Незнаек» (Москва), «Встреча с Котом Мурычем» (Санкт-Петербург) и др., выходящие под общим названием «Детский остров»), а также подросткам и старшеклассникам («Лицей», «Счастливый билет», «Солнечный круг», «Любопытство не порок», «Квадраслов», «Шалтай-Болтай» и др.). Лишь некоторые теле- и радиопередачи рассчитаны на определенную возрастную группу: на дошкольников – «Спокойной ночи, малыши» (ОРТ), «Лукоморье» (РТР), «Радио-1» – малышам» или на старшеклассников – «Умники и умницы» (ОРТ), «Перекресток» («Радио-1») и др.

Появление в детской и юношеской журналистике изданий, теле-и радиопередач, которые ориентированы на разновозрастную аудиторию, обусловлено двумя причинами. С одной стороны, возрастные границы подвижны и при переходе от одного возраста к другому отношение ребенка к действительности изменяется не сразу, с другой – отдельные издания «взрослеют» в силу экономических обстоятельств (детское и юношеское издание нерентабельно и не может существовать без государственной или спонсорской поддержки).

Анализируемая аудитория многослойна, поэтому и издания, адресованные ей, разделяются на группы по многим типоформирующим признакам, зависящим от характера аудитории:

     по признакам пола: для мальчиков (журнал «АиФ. ИКС-Пилот для мальчиков») и девочек (журналы «АиФ. ИКС-Пилот для девочек», «Саратога», «Маруся», «Вероника», «Между нами, девочками», «Cool Girl», «Штучка» — приложение к журналу «Ровесник» и др.);

     по мировоззренческим признакам: для верующих (православные журналы «С нами Бог», «Божий мир»).

 

Особые специфические социальные группы аудитории обусловили появление изданий:

     для воспитанников детских домов и школ-интернатов (ежемесячная передача «Солнечный круг», выходящая на «Радио России»);

     для детей-инвалидов (ежемесячный универсальный по содержанию журнал «Школьный вестник» печатается для незрячих и слабовидящих детей рельефно-точечным шрифтом Брайля; детский орден милосердия издает ежеквартальный журнал «Время колокольчиков» для детей с ограниченными физическими возможностями). Такие издания и радиопередачи – новое направление в работе журналистики.

 

Детские и юношеские СМИ стали в большей степени соответствовать реальным запросам аудитории, учитывать ее разнообразные интересы и потребности. Почувствовав близость тематики публикаций к собственным интересам, читатель легко идет на контакт с редакцией и часто становится соавтором издания (письма, вопросы, собственные литературные произведения, фотографии, анекдоты).

Еще одним признаком, позволяющим группировать издания в зависимости от характера аудитории, является масштаб их распространения. По этому признаку можно выделить следующие группы:

     издания, распространяемые по России, государствам СНГ и ближнему зарубежью (газеты «Пионерская правда», «Поле чудес для детей», журналы «Пионер», «Мы», «Штучка», «Школьная роман-газета», «Том и Джерри» и др.);

     издания, распространяемые по России и государствам СНГ (журналы «Мурзилка», «Юный натуралист», «Куча мала», «Бумеранг», «Маруся», «Между нами, девочками» и др.);

     издания, распространяемые только по России (газета «Радость», журналы «Для самых-самых маленьких», «Поиграем в сказку», «Карапуз», «С нами Бог» и др.);

     региональные издания на русском и национальном языках, часто двуязычные (более 120 газет и 90 журналов). Среди них газета «Тетте» («Игрушка») и журнал «Танташ» («Ровесник») (Чебоксары, на чувашском языке); журналы «Якстерь Тяштеня» («Красная звездочка») (Саранск, на мокшанском языке); «Ногдзау» («Пионер») (Владикавказ, на осетинском языке); «Баир» («Радость») (Элиста, на калмыцком и русском языках), «Сабыйга» («Ребенку») (Казань, на татарском и русском языках) и др. Эти ежемесячные литературно-художественные журналы имеют небольшой тираж – 2–3 тыс. экз.;

     издания, ориентирующиеся на детское население отдельных территориальных единиц РФ: областная пресса (от двух до восьми изданий в каждой области), районная и городская («Знайка», Саратовская обл.; «Новая улица», Волгоградская обл.; «Донской прибой» в газете для взрослых «Борьба», Волгоградская обл.; «Рыжий кот», Московская обл.; и др.);

     издания школьной прессы, выпускаемые, как правило, для учащихся одного учебного заведения (школы, лицея, гимназии, колледжа, техникума).

 

Немногочисленная группа международных изданий, как правило, имеет громкое определение в маркировке, а не реальное распространение на такой широкий регион. Лишь некоторые журналы преуспевающих издательских организаций – такие, как «АиФ. ИКС-Пилот для мальчиков», «АиФ. ИКС-Пилот для девочек», «Миша», альманах «Клепа» и др., имеют своих подписчиков в дальнем зарубежье.

Детская и юношеская пресса в условиях развития рыночных отношений стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков, старается завоевать популярность в своей аудитории.

У юных читателей появилась возможность выбирать те издания, которые вызывают у них интерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, определить свой путь в жизни. Однако этот выбор ограничен высокими ценами на издания. Поэтому проблема дойти до той части аудитории, на которую издание рассчитано, – одна из самых актуальных.

По характеру информации издания делятся на универсально-тематические и монотематические.

По способу производства они подразделяются на традиционные и юнкоровские.

Универсально-тематические издания отражают все сферы жизни общества, а монотематические отдают предпочтение отдельным темам – образованию, культуре, искусству, литературе, науке, технике, природе, экологии, географии, досугу, отдыху и т.д. Их тематический диапазон достаточно широк. В дальнейшем можно предположить появление новых изданий, освещающих и другие темы, еще не охваченные детской и юношеской журналистикой.

Традиционные издания в основном представляют собой продукт деятельности профессиональных журналистов, а юнкоровские – самодеятельного детского творчества. Специфической чертой современной журналистики России является возникновение и успешное развитие самостоятельной юнкоровской прессы, в которой на всех уровнях производства – от корректора, репортера до главного редактора – работают сами дети и подростки. Издания юнкоровской прессы имеют официальных учредителей, издателей (часто таковыми выступают детские информационные агентства) и печатаются типографским или компьютерным способом. Руководят ими опытные журналисты и педагоги, стремящиеся придать содержанию и форме этих изданий профессиональный уровень.

Тот факт, что создатели юнкоровских изданий в силу своего возраста и круга интересов стоят ближе к своим читателям-сверстникам, чем взрослые журналисты, позволяет таким изданиям быть особо интересными для юного читателя, а главное – непохожими на издания традиционной прессы. Сосуществование традиционного и юнкоровского направлений в рамках единого информационного пространства влияет на многие стороны изданий обеих групп. Изменяются их структура, содержание, периодичность, объем информации, оформление, способы взаимодействия с аудиторией и т.д.

Сегодня группа традиционных изданий для юной аудитории представлена различными видами периодики – газетами, журналами и приложениями к ним (редко альманахами, дайджестами). Новым для этой группы изданий стало появление в ней многочисленных приложений как к детским и подростковым, так и к взрослым изданиям. Например, «Пионерская правда» выпускает четыре приложения – «Привет, мальчишки и девчонки!», «Юная Москва», «Олимпионик», «Светлячок» (для малышей), появившиеся в разные годы. Газета «Семья» имеет приложение – журнал для детей и подростков «Куча мала» (с 1996 г.). Газета «СПИД-инфо» выпускает приложение для малышей – газету «Вырастай-ка!» (с 1998 г.). У журнала «Юный техник» есть два приложения – это журналы «Левша» (с 1972 г.) и «А почему?» (с 1991 г.). Можно отметить, что с каждым годом тематика приложений становится все более разнообразной. С помощью приложений издания пытаются завоевать внимание всех поколений семьи, в том числе и детей, предоставив им занимательную информацию.

По последним данным агентства «Юнпресс», группа юнкоровских изданий включает в себя около тысячи самостоятельных, в основном городских и районных газет (редко журналов, дайджестов), подготовленных силами детей и подростков. Среди них можно выделить газеты «Глагол», «Юношеская газета» (Москва), «Рост» (Новосибирск), «Окно» (Екатеринбург), «Авоська» (Глазов, Удмуртия), «Живая шляпа» (Дубна), «Золотой ключик» (Липецк), «Новая улица» (Волгоград), «Калейдоскоп» (Благовещенск), «Кутерьма» (Стрежевой, Томская обл.), «Рыжий кот» (Жуковский, Московская обл.) и др.

Первое в России детское и юношеское информационное агентство «Юнпресс» работает с 1989 г. Оно специализируется на творчестве юнкоров, поддерживает самодеятельные российские издания, выпускает информационные вестники, учебные пособия, дайджесты, проводит фестивали подростковой прессы, выступает в роли посредника между юнкоровской и взрослой печатью. Агентство издает несколько периодических изданий – «Юношескую газету», журнал «Недоросль», дайджест «Мост». С 1992 г. «Юнпресс» организовывает выпуски международного юношеского журнала «FAX», передающегося с помощью факсимильной связи и Интернета. Выпуски этого журнала выходили не только в Москве, но и во Владивостоке, Новом Уренгое, Пятигорске, Пушкине (Ленинградская обл.), Мытищах (Московская обл.), причем координатором всех выпусков являлось агентство.

В 1995 г. «Юнпресс» стало абонентом глобальной информационной сети GlasNet. Это позволило ему с помощью электронной почты установить оперативную связь с юными корреспондентами на местах, получать «горячую» информацию из различных источников, мгновенно распространять ее по всей России. В 1997–1998 гг. «Юношеская газета» подготовила несколько специальных региональных выпусков (в виде вкладышей в газете) совместно с юнкорами из городов Липецка, Саратова, Стрежевого (Томская обл.), Ноябрьска (Тюменская обл.). Практиковались и командировки юных корреспондентов из разных городов страны в «Юношескую газету». Во время проведения Всемирных юношеских игр детский пресс-центр агентства, в котором сотрудничали лучшие юнкоры России, выпустил 11 спецвыпусков «Юношеской газеты» под названием «Олимпийская деревня-98» на русском, английском и французском языках (тираж каждого спецвыпуска – 5 тыс. экз.), подготовил несколько сюжетов в выходивших в то время телепрограммах ОРТ «Доброе утро», «Марафон-15», на «Радио России», «Радио-1» и т.д.

Агентство «Юнпресс», продолжая контактировать с местными подростковыми изданиями и оказывать им информационную и методическую поддержку, стало центром юнкоровского движения России.

К юнкоровским изданиям можно отнести и специальные подростковые странички во взрослых изданиях, своеобразные «газеты в газете». Сегодня в разных городах и регионах России их готовят юнкоровские редакции, пресс-центры или агентства. Среди них «Привет» в газете «Миасский рабочий», «Школяр» в газете «Вечерняя Уфа», «Старая мельница» в газете «Вечерний Новосибирск», «Большая переменка» в газете «Смена» (Белгород), «Емеля» в газете «Золотое кольцо» (Ярославль).

Эти странички во взрослых изданиях являются прекрасной школой для начинающих журналистов.

Периодика для юной аудитории содержит произведения, принадлежащие к различным видам творчества. Издания разного типа используют произведения публицистики, науки, литературы и искусства.

Это характерно для традиционных и юнкоровских изданий универсального типа («Пионерская правда», «Глагол», «Юношеская газета», «Рост», «Окно», за исключением их тематических выпусков, рассказывающих только о музыке, только об экологии и т.д.), традиционных научно-популярных журналов монотематического типа («Юнга», «Юный натуралист», «Юный техник» и др.), традиционных литературно-художественных журналов («Школьная роман-газета», «Мы», «Детское чтение для сердца и разума» и др.).

Журналистика для детей и юношества, как и журналистика в целом, является особым социальным институтом и выполняет по отношению к обществу определенные функции.

В качестве главных выступают такие функции, как информационная, воспитательная, образовательная, познавательная, и функция социализации. К этой же группе можно отнести и специальную функцию общения, целью которой является создание особого информационного пространства для обмена мнениями между представителями юной аудитории. В последнее время функция общения, реализуемая в основном юнкоровской прессой[54], приобретает все большее значение. На страницах газет и журналов часто ведутся диспуты, дискуссии, споры, высказываются различные точки зрения ребят по одному и тому же вопросу. А разрешение спорной ситуации обычно происходит путем выбора наиболее убедительной аргументации, обоснованных выводов.

Юнкоровские издания предоставляют своим авторам возможность для самовыражения и самореализации, приучают к самостоятельности.

Заметное место в детской и юношеской журналистике занимает группа культурно-образовательных, рекреативных и гедонистических функций. Это объясняется особенностями детской психологии, для которой характерна достаточная размытость границ между процессами познания и развлечения. С каждым годом все больший вес приобретает рекламно-справочная функция. Целый ряд изданий публикует информацию утилитарного характера: практические советы, справочный материал.

Группа организаторских функций также играет в юношеской прессе большую роль. Издания, адресованные разным возрастным группам, знакомят с нормами поведения в обществе, коллективе, семье, приобщают к различным видам трудовой деятельности, способствуют выбору профессии.

Функциональная структура детских и юношеских СМИ соответствует их типологической структуре.

По своему целевому назначению можно выделить:

     информационно-публицистические издания, цель которых состоит в том, чтобы сообщать об окружающем мире, влиять на сознательный выбор средств решения проблем («Пионерская правда», «Глагол» (Москва), «Пять углов» (Санкт-Петербург), «Окно» (Екатеринбург) и др.);

     издания, популяризирующие науку, технику, искусство, расширяющие кругозор (журналы «Юный натуралист», «Юный техник», «Авто-Юниор», «Юнга», «Муравейник»). К научно-популярным относятся учебные и учебно-методические издания, поскольку и они выполняют функцию распространения знаний. Однако издания в одном случае служат целям просветительского характера (научно-популярные), а в другом – обучения (учебные и учебно-методические). Необходимо отметить издания, носящие методический характер, предназначенные для оказания помощи в образовании подростков и старшеклассников (специальные издания по экономике, иностранному языку, программы внешкольного чтения и т.д.). Это «Школьный экономический журнал», журналы «Hello», «Открытый лицей» и др.;

     художественные издания, участвующие в эстетическом воспитании (альманах «Лазурь», имеющий экологическую направленность, журналы «Детское чтение для сердца и разума», «Ванька-Встанька», «Школьная роман-газета», «Мы», «Недоросль», «Баламут» (Санкт-Петербург), «Родничок» (Пермь) и др.). В большинстве таких журналов наряду с литературными произведениями публикуются и материалы, популяризирующие литературу, искусство, историю;

     развлекательные издания с доминирующими гедонистической и рекреативной функциями (газеты «Катавасия», «Поле чудес для детей», «Снип-снап-снуре», «Абракадабра», журналы «Головоломки», «Забавки», «Веселые медвежата», «Том и Джерри», «Черепашки Ниндзя» и др.).

 

В практике современного теле- и радиовещания для подрастающего поколения существует аналогичное разделение передач по целевому назначению: информационно-публицистические – «До шестнадцати и старше» (ОРТ), «Шалтай-Болтай» («Радио России»); научно-популярные – «Волшебный чемодан» (РТР), «Умники и умницы» (ОРТ), «Улица Сезам» (НТВ), «Полный вперед», «Школа Незнаек», «Лицей» («Радио России»); художественные – «Чудо-сказка» (РТР), «В тридевятом царстве» (ОРТ), «Играем в сказку» («Радио России»); развлекательные – «Лукоморье» (РТР), «Летающий диван», «Квадраслов» («Радио России») и др.

Большинство изданий, а также теле- и радиопередач, предназначенных для юной аудитории, вне зависимости от возрастной направленности и функционального назначения, занимательны: они создаются по принципу «развлекая – поучать». Игровые элементы, являющиеся обязательными в изданиях для малышей (загадки, раскраски, настольные игры, самоделки и т.д.), часто используются и в изданиях для старшеклассников. Элементы соревнования, состязания на право называться самым находчивым, любознательным, изобретательным, образованным и т.д. (конкурсы, викторины, тесты, домашние задания, кроссворды) очень часто являются составной частью подобных изданий.

Специфика игры предполагает активное участие в ней аудитории, предоставляет возможность для выявления способностей в различных сферах деятельности, приобщает ко многим областям знания.

Целевое назначение современной детской и юношеской печати во многом определяется ее учредителями, издателями, редакциями. В связи с повсеместным возникновением новых изданий произошла перестройка в сфере традиционных издателей. Сегодня выпуском детской и юношеской периодики занимаются государственные и общественные структуры, информационные агентства и издательские дома, коммерческие организации и частные лица, редакционные коллективы газет и журналов.

В настоящее время в печати есть детские издания, представляющие собой официальные органы государственных и общественных организаций (например, издателем «Пионерской правды» является Акционерное общество «Молодая гвардия», издателем «Глагола» – Союз журналистов Москвы). Необходимо отметить, что рассматриваемые издания не заявляют о тех или иных политических предпочтениях и в большинстве своем называют себя независимыми газетами для детей и подростков.

Целевая направленность изданий, популяризирующих науку, технику, искусство, определяется субъектами образовательного, просветительского и художественного видов деятельности. Например, созданный в 1995 г. специалистами Российской Академии образования Издательский Дом «Карапуз» выпускает четыре научно-популярных журнала – «Для самых-самых маленьких», «Карапуз», «Поиграем в сказку», «Загадочные истории», а также развлекательный журнал «Мастерилка». Детская хоровая студия и Северное окружное управление Московского департамента образования издают музыкально-литературно-художественную газету «Радость». Российский Детский фонд выпускает журналы «Школьная роман-газета» и «Божий мир». Акционерное общество «Совершенно секретно» приступило к выпуску газеты «Бибигон».

Совместные предприятия, коммерческие организации и частные лица, как правило, выпускают развлекательные издания, привлекающие внимание аудитории. Российско-датская компания «Эгмонт Россия ЛТД» (с 1992 г.) издает журналы «Дисней для малышей», «Микки Маус», «Микки-детектив», «Русалочка», «Барби», «Винни Пух» и др., а издательство «Махаон» (с 1993 г.) – журналы комиксов «Том и Джерри», «Черепашки Ниндзя», которые своими цветными иллюстрациями как бы продолжают популярные телевизионные мультсериалы. Издательство «Махаон» выпускает такие журналы тиражом в 100 тыс. экз., в два-три раза превышающим тираж остальных детских журнальных изданий. Исключение составляют лишь журналы Издательского дома «Бурда» – «Cool» и «Cool Girl» (с 1998 г.), имеющие самый большой тираж – 300 тыс. экз. Тиражи журналов комиксов целиком зависят от потребительского спроса. Издательства, выпускающие их, имеют возможность печатать дополнительные тиражи полюбившихся юной аудитории номеров журналов.

Наметилась тенденция к концентрации нескольких изданий в рамках одной издательской структуры. Например, популярная газета «Аргументы и факты» имеет четыре приложения, адресованные разным возрастным группам. Это «АиФ. ИКС-Пилот для мальчиков», «АиФ. ИКС-Пилот для девочек» (с 1993 г.), «АиФ. Детская энциклопедия» (с 1996 г.), «АиФ. Колобок и Два Жирафа» (с 1997 г.). Издательский Дом «Русская семья» наряду с журналом для взрослых «Очаг» выпускает газеты для детей и подростков «Жили-были» (с 1993 г.) и «Катавасия» (с 1997 г.). Аналогичные процессы, связанные с выпуском периодики для детей и юношества, происходят и в ряде других издательских организаций.

В журналистике появились издания, которые наряду с печатной продукцией предлагают юной аудитории видео- или аудиокассеты, позволяющие ей легче усваивать содержание журналов с помощью визуальных и звуковых образов («Клепа», «АиФ. Колобок и Два Жирафа»).

Существуют также и другие типологические признаки, которые влияют на особенности изданий для юной аудитории: периодичность, объем информации, формат изданий, художественное оформление, тираж и т.д. В последнее время наблюдаются изменения во всех этих параметрах. На смену традиционной ежедневной газете для детей и подростков «Пионерская правда» пришли разнообразные, часто многоцветные еженедельные, ежемесячные и ежеквартальные издания. Обычной для детских журналов стала периодичность один выпуск в 2 месяца. Обращает на себя внимание и тот факт, что центральные издания значительно увеличились в объеме и содержат множество иллюстрированных материалов. Например, ранее четырехполосная «Пионерская правда» выходит в формате восьми- или шестнадцатиполосного (с приложениями) еженедельника, причем одну треть ее газетной площади занимают иллюстрации. Еженедельная газета «Бибигон» имеет 16 полос. Еженедельные или ежемесячные юнкоровские газеты содержат 4–8 полос (за исключением 12-полосной газеты «Рост»). Объем журналов для дошкольников и младших школьников составляет в основном 16–28 страниц, а для подростков и старшеклассников – 32–80 страниц.

Вместе с тем в последние два-три года тиражи некоторых изданий для подростков и старшеклассников стабилизировались, а в отдельных случаях даже увеличились (тираж «Пионерской правды» и журналов «Бумеранг» и «Маруся» по сравнению с 1996 г. поднялся на 30 тыс. экз. и достиг соответственно 60 и 80 тыс. экз.). Самый большой тираж остался у журналов комиксов. Его превосходит лишь тираж новых журналов, выпускаемых Издательским Домом «Бурда» для подростков.