30. Методы исследования, применяемые в журналистике
Метод - это система научно-обоснованных действий, необходимых для достижения какой-либо цели..
В журналистике существует две основные группы методов исследования действительности: рационально-познавательные (эмпирические и теоретические) методы и художественный метод.
К эмпирическим методам, основанным на получении знания в результате прямого контакта с действительностью,относятся наблюдение, работа с документами, интервью и эксперимент.
Существуют два основных метода работы с документами.Традиционный (качественный), предполагающий знакомство с документом и его интерпретацию.Формализованный метод, строящийся на контент-анализе, т.е.исследовании большого массива однотипных документов по определенным параметрам.
Метод интервью включает любую работу, построенную по принципу опроса: традиционное интервью, беседу, опрос, анкетирование.
Метод эксперимента имеет две формы.Первая из них давно известна под названием "журналист меняет профессию".Вторая, собственно, и являет собой эксперимент: журналист специально моделирует ситуацию и наблюдает за тем, как она протекает.
Теоретические методы основаны на мыслительной деятельности и служат для постижения скрытых взаимосвязей различных явлений.Они подразделяются на две основные группы: формально-логические (методы выводного знания) и содержательно-логические.
Формально-логические методы:
1.Индуктивное умозаключение (от частного к общему) – исследование отдельных представителей класса предметов дает знание обо всем классе предметов.
2.Дедуктивное умозаключение (от общего к частному) – знание обо всем классе предметов дает знание о его отдельных представителях.
3.Традуктивное умозаключение (сравнение и аналогия) – исходя из сходства основных признаков двух и более явлений, делается вывод о сходстве прочих признаков этих явлений.
Содержательно-логические методы:
1.Анализ и синтез.Этот метод предназначен для изучения сложных, многоплановых ситуаций и процессов.
2.Гипотетический метод – попытка предсказать развитие исследуемого явления.
3.Метод историзма – изучение предмета с учетом его предшествующего развития.
Суть художественного метода заключается в применении авторской фантазии, вымысла, которые дают свободу в создании художественного образа и выявлении через него "правды жизни".Рассуждать о применении этого метода в журналистике следует с оговорками.Свободно использовать его могут очеркисты и фельетонисты, работающие над художественно-публицистическими жанрами, которые допускают вымысел и беллетристичность при отображении типических черт окружающей действительности.Результатом правильного применения художественного в журналистике является создание публицистических образов, содержащих вымысел, ограниченный "правдой факта".
- Понятие «информация», «коммуникация», «масса».
- 2.Теория сми развивающихся стран.
- 3.Теория советских сми
- 4.Художественные жанры в журналистике.
- 5.Аналитические жанры в журналистике
- Теория социальной ответственности
- Либерторианская теория сми
- 8.Массовая информация, ее свойства.
- 9.Информационные жанры в журналистике
- Авторитарная теория сми
- 11.Нормативные теории сми.
- 12.Основные формы информационного обмена от появления языка до появления печатных газет.
- Роль содержания и формы в журналисткой деятельности.
- 15.Виды журналистики.
- .Теории информационного общества.
- 16. Закон о сми: основные положения.
- 18. Новый журнализм как явление
- 19. Журналистика Англии, Франции, Германии XVII века
- 20.Основные тенденции формирования и функционирования рынка прессы, радио и тв после становление независимости России.
- 22.Влияние цензуры на развитие прессы
- 23. «Персональный журнализм» и «новый журнализм» (проиллюстрировать на примерах)
- 24. Особенности партийной прессы.
- 25. Роль информационных агентств в развитии печатной прессы и журналистике в 19-начале 20 веках
- 26. Роль государства в монополизации сми
- 27. Структурные изменения в системе сми в период перестройки
- 28. Особенности становления Российской прессы в 18 веке
- 29. Основные формы концентрации на рынке сми
- 30. Методы исследования, применяемые в журналистике
- 31. Влияние «гласности» и «перестройки» на систему сми в ссср
- 32. Феномен «толстого» журнала (характерные черты, структура, жанры, привести пример)
- 33. Структура медиа-холдинга
- 34. Информационная политика средства массовой информации
- 35. Влияние крестьянской реформы 1961 года на структуру периодической печати России
- 36.Основные функции журналистики
- 38.Информационная и управленческая функции журналистики
- 39.Журналистика февральской и октябрьской революции: сходство и различие
- 40.Информационное общество: подходы к изучению.
- 41.Типология сми.
- 43.Феномен Penny-press и феномен толстого журнала.
- 44. Пресс-служба: разновидности, структура, функции.