logo search
Антонова С

§2 Редакторская деятельность в периодических изданиях

В 40-е годы разнообразнее становятся типы периодических изданий. Издаются литературные ежемесячники - толстые журналы (например, "Отечественные записки", "Библиотека для чтения"), отраслевые специальные журналы по медицине (например, "Терапевтический журнал",1837-1844), по искусству ("Репертуар и Пантеон"), иллюстрированные журналы ("Ералаш", 1846-1849, "Иллюстрация", 1845-1849). Расширяется и число издаваемых газет. С 1838 года начинается издание "Губернских ведомостей".

Обязанности редактора постепенно выделяются в самостоятельную область, издатели платят сотрудникам высокие гонорары, понимая, что именно редактор определяет во многом доходы от издания. Это способствует увеличению числа профессиональных журналистов, литераторов, редакторов.

В этот период журналы занимают основное место в чтении публики, влияя на общую культуру населения, сближая интересы читателя-дворянина и читателя-разночинца, увеличивая читательский контингент.

Герцен писал, что журналы "распространили в последние двадцать пять лет огромное количество знаний, понятий, идей. Они давали возможность жителям Омской или Тобольской губернии читать романы Диккенса или Жорж Санд спустя два месяца после их появления в Лондоне или Париже" .

Толстые журналы откликались на все важнейшие процессы социальной жизни общества, печатали почти всю оригинальную литературу - отечественную и европейскую. Солидно представлены в них отделы науки и искусства, литературной критики.

При определении особенностей редакторской деятельности середины века скажем о том, что продолжается развитие массовой прессы, обращенной к самой широкой читательской аудитории, издатели ориентируются на запросы публики и вырабатывают соответствующие критерии оценки редактором материалов, предназначенных к публикаций.

Расширяется тематика, проблематика материалов, вырабатываются разнообразные жанры публикаций.

К середине XIX века было осознано понятие массового читателя. Как уже говорилось, декабристы и Пушкин ориентировались прежде всего на образованное дворянство - неординарный и немногочисленный круг читающих, а появление толстых литературных журналов связано с тем, что издатели обращают серьезное внимание на чтение разночинцев и интеллигенции - столичной и провинциальной. Правда, этот читатель зачастую рассматривался, как публика невысокого литературного вкуса, и именно на этот вкус многие журналы 40-50-х годов рассчитаны. Отсюда и отбор произведений, и редакторская их обработка. Процесс этот двойственен: с одной стороны, невзыскательный вкус диктует невысокие критерии оценки произведений. Но с другой - публика приучается к чтению. Широко начинают работать общественные библиотеки, формируется привычка создавать домашние библиотеки, иметь подписку на толстый литературный журнал, в структуре времени обывателя выделяется час для домашнего чтения, читатели обмениваются журналами между собой. Распространяется так называемое семейное чтение, когда свежий, вновь поступивший журнал читают вслух в кругу семьи, приглашают соседей, друзей. Вот только одна характерная сценка из рассказа Н.С. Лескова, отражающая этот процесс - процесс органического включения в российскую бытовую культуру литературного журнала. "В дружественном мне доме с нетерпением ждали получения февральской книги московского журнала "Мысль" . Нетерпение это понятно, потому что должен был появиться новый рассказ графа Льва Николаевича Толстого. Я заходил к моим друзьям почаще, чтобы встретить ожидаемое произведение нашего великого художника и прочесть его вместе с добрыми людьми за их круглым столом и у их тихой, домашней лампы. Подобно мне, заходили и другие из коротких друзей - все с одною и тою же целью..." .

По мере развития издательского дела усиливается роль издания по отношению к произведению литературы. Это укрепляет и усиливает позиции редактора, который, определяя свое отношение к литературе, задает ту или иную направленность изданию. Показательны в этом отношении журнальные издания.

Особый интерес с точки зрения редактирования представляют журналы с ярко выраженной политической направленностью, поскольку именно эти журналы демонстрируют значение редактора как лица, осуществляющего подбор авторов, отбор произведений, последовательность их расположения в журнале, конкретную работу с произведением и тем самым обеспечивающего определенное направление журнала.

Остановимся на двух значительных журналах 40-х годов - "Отечественных записках" и "Современнике".

Первая книжка "Отечественных записок" вышла в свет в январе 1839 года. Журнал стал продолжением журнала, который с 1818 по 1831 год издавал чиновник коллегии иностранных дел П.П. Свиньин. Но только по названию. С приходом А.А. Краевского - редактора и издателя прогрессивного толка - журнал преобразился и стал, как уже говорилось, одним из наиболее ярких изданий своего времени. Краевский привлек к сотрудничеству в журнале виднейших русских ученых и литераторов, ставя целью издания "передавать отечественной публике все, что только могло встретиться в литературе и жизни замечательного, и полезного, и приятного". Эта задача, заявленная в программном объявлении, стала основной в деятельности редакции. Из скучного издания, заполненного собственными статьями редактора на исторические и географические темы, а также сообщениями о нравах и быте русского народа, обновленные "Отечественные записки" преобразились в одно из ведущих изданий. Его выход в свет стал важным событием книжного дела, литературы, культуры.

Объем журнала составлял 40 печатных листов. Журнал состоял из отделов "Современная хроника России", "Наука", "Словесность", "Художества", "Сельское хозяйство и промышленность вообще", "Современная библиографическая хроника", "Смесь". Рубрикация показывает, что это был универсальный журнал энциклопедического характера. Среди авторов журнала В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, В.Ф. Одоевский, Д.В. Давыдов, М.П. Погодин, М.А. Дмитриев, С.Т. Аксаков, М.Ю. Лермонтов, В.А. Соллогуб, И.И. Панаев - цвет русской литературы. Можно сказать, что успех издания определяется подбором авторов, разнообразием тематики. Но главное, редактор учел, что "журнальный триумвират" Н.И. Греча, Ф.В. Булгарина, О.И. Сенковского ни читающую публику, ни тем более литераторов не удовлетворяет. И противопоставление изданиям "триумвирата" стало насущной задачей "Отечественных записок". Редактор почувствовал актуальную потребность читающей публики в хорошей качественной литературе.

В журнале начинает печатать свои статьи В.Г. Белинский, а затем становится его постоянным сотрудником, приняв на себя руководство критико-библиографическим отделом. Белинский привлекает к работе в журнале Боткина, Бакунина, Грановского, Кетчера, Кудрявцева, Огарева, Герцена, Некрасова, Тургенева. "Отечественные записки" стали журналом писателей-реалистов, политической трибуной Белинского и Герцена.

Здесь в 40-е годы были опубликованы многие замечательные произведения художественной литературы, критики, публицистики, научные и научно-популярные статьи и другие интересные и высококачественные материалы отечественных и зарубежных авторов.

Но, очевидно, главным образом успех и авторитет журнала строился на том, что редактор сделал его единым целым, отбирая для публикации материалы одного направления. В журнале и произведения художественной литературы, и научные статьи, и критико-библиографические статьи объединялись единой идеей - идеей социального переустройства общества, идеей борьбы за социальную справедливость, за социализм. Литературно-художественные произведения принадлежали к натуральной или реалистической школе, имели гражданскую, социальную направленность, отвечали критериям народности, правдивости в изображении действительности.

Журнал оказывал огромное влияние на провинциального читателя, студенчество, разночинцев. Герцен так описывал отношение читателей к журналу и статьям Белинского: "...статьи Белинского судорожно ожидались в Москве и Петербурге с 25 числа каждого месяца. Пять раз хаживали студенты в кофейные спрашивать, получены ли "Отечественные записки", тяжелый номер рвали из рук в руки. "Есть Белинского статья?" - "Есть". - И она поглощалась с лихорадочным сочувствием, со смехом, со спорами... И трех-четырех верований, уважений как не бывало" ("Былое и думы").

Журнал "Отечественные записки" 40-х годов был лучшим журналом своего времени, опыт которого не утратил значения и сегодня, благодаря целенаправленной политике редакторов и их умению уловить стремления и чаяния читателей, благодаря высокому качеству публикуемых материалов - блестящим произведениям поэзии, прозы, литературной критики. На 1847 год журнал имел 4000 подписчиков. Этот журнал можно рассматривать в качестве образца работы редактора и всех сотрудников редакции.

"Лицо" и уровень издания определяет редакция. Это подтверждает опыт журналов 40-60-х годов XIX века. Когда Некрасов и Панаев купили у Плетнева журнал "Современник", в него перешел работать Белинский и большинство сотрудников и литераторов, составлявших его круг, стали работать в этом журнале. "Отечественные записки" постепенно утратили значений самого передового и радикального журнала своего времени. Его место занял "Современник".

Первый номер преобразованного журнала "Современник" вышел 1 января 1847 года. Официальным редактором "Современника" стал выполнявший обязанности цензора профессор Петербургского университета А.В. Никитенко, а его идейным руководителем - Белинский. И "Современник" - вплоть до смерти Белинского и эмиграции Герцена - становится журналом революционно-демократического направления. Отделы журнала включают произведения лучших демократических писателей, философов, ученых. Украшением критико-библиографического отдела, в котором отстаивались принципы реалистического народного искусства, имеющего идейное и общественное значение, стали статьи Белинского "Взгляд на русскую литературу 1847 года", "Выбранные места из переписки с друзьями", "Ответ "Москвитянину"" и другие. Здесь были напечатаны романы "Кто виноват?", "Сорока-воровка", "Записки доктора Крупова" Герцена; "Обыкновенная история" Гончарова, произведения Тургенева, Григоровича, Дружинина, Некрасова, Огарева, Майкова, переводы из Шиллера, Гете, Жорж Санд. Все произведения отвечали идейно-художественным требованиям, которые Белинский предъявлял к художественной литературе и которые излагал в своих критических статьях.

В "Современнике" были опубликованы политико-экономические работы, статьи по общим проблемам естествознания, географии, астрономии, зоологии, химии и др. В отделе "Смесь" печатались материалы по социально-экономическим и политическим вопросам внутренней и международной жизни. По сути, этот отдел заменял общественно-политические отделы. А весь журнал в целом имел общественно-политическое звучание.

Журналы "Отечественные записки" и "Современник" дают основания для размышлений о значении редактора. Опыт этих журналов в рассмотренный период убедительно показывает, что важнейшим направлением деятельности редакции должна быть организационная работа. Она включает формирование авторского актива, отбор произведений, причем, важно, чтобы организационная работа была подчинена общему направлению издания, которое должно определять содержание этой работы.

Революция в Европе 1846 года отозвалась в России усилением цензурного гнета. "Мрачным семилетием" вошли в историю годы деятельности "Меньшиковского комитета", лишившего все издания возможности отражать революционные события в Европе, вести пропаганду передовых революционных идей. Кроме комитета под председательством А.С. Меньшикова, которому было поручено тщательно обследовать содержание выходивших журналов и действия цензуры, в том же 1848 году был создан так называемый "комитет 2 апреля", ведению которого подлежали все произведения печати.

Журналы тускнеют, утрачивают определенность направления. С точки зрения теории и практики редактирования, этот период весьма характерен и дает основание для определенных выводов.

Поскольку редакторы вынуждены были работать под постоянным жестким контролем цензуры, отбор произведений приходилось осуществлять прежде всего исходя из требований цензуры. Теперь издатель не мог собрать вокруг своего издания определенную группу литераторов, которых объединяла общая социальная позиция. Редакторы печатали те материалы, которые могли пройти цензуру. А литераторы предлагали свои произведения тем издателям, кто готов был их печатать, не учитывая общего направления журнала. Это приводит к тому, что журналы теряют свое социальное значение. Когда-то острая полемика между ними по самым горячим вопросам современности переходит в сферу мелких незначительных споров по поводу конкретных недочетов и погрешностей публикаций или работы сотрудников. Резко снижается уровень журнальной критики, которая затрагивает преимущественно узкоспециальные вопросы эстетического плана. Жанр литературного обзора преобразуется в библиографическую хронику. Распространение получает жанр литературного фельетона, которым заменяют критические разборы и серьезные рецензии. Изменяется содержание отделов науки. Социальные, экономические проблемы уступают место узкоспециальным практическим вопросам.

Утрачивает на время свои позиции и "Современник" Некрасова. Только в 60-е годы, когда сотрудничать с "Современником" стали Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, журнал снова становится одним из самых ярких изданий своего времени.