logo search
Редактирование полный текст

28.Особенности развития редакторской школы в начале хх века. Роль редактора в редакционно-издательском процессе.

Период до 1917 года ХХ века в развитии редактирования достаточно плодотворен. Продолжая традиции XIX века, издатели и редакторы в это время наиболее остро ставят вопрос о читательском восприятии произведений литературы, формируют критерии их оценки, способствуют усилению роли издания по отношению к произведению. Наиболее существенным можно считать осмысление издания как явления культуры, причем многие из вышедших в то время книг и журналов демонстрируют значение продукта издательской деятельности как целостного организма, в котором существенны все элементы - текст, иллюстрации, оформление, аппарат. Подготовка изданий в это время осуществляется целыми творческими коллективами (автор, редактор, художник). Хотя роль и задачи редактора, как и прежде, остаются ведущими, более активно в издании начинает проявляться художник (художественный редактор) и автор как носитель идеи не только собственно произведения, но и издания в целом. Особенно интенсивно разрабатывались критерии оценки произведений художественной литературы, чему способствовал развивающийся литературный процесс. Начало ХХ века - один из сложнейших периодов в истории России, в котором сфокусировались многие противоречия ее развития. Одно из главных противоречий - несоответствие между закономерным экономическим ростом страны и характером ее социальных институтов. Это нашло свое выражение в остром противоборстве социально-политических, философских, эстетических идей. В это время резко возросли масштабы издательской деятельности. На характер издательской деятельности оказала огромное влияние революционная ситуация 1905-1907 годов. Прежде всего это сказалось на тематической структуре издательского репертуара. Впервые возникает огромный читательский интерес к изданиям социально-экономического и общественно-политического содержания. Последние для многих издателей-предпринимателей становятся "товаром повышенного спроса", производить который более выгодно, чем что-либо иное. Учитывая небывалый читательский спрос, издания этой тематики выпускает и ряд серьезных, крупных издательств. Как отмечалось в то время, уже в начале 1905 года "беллетристы и поэты как бы вымирают и уступают место другим, более сознательным и культурным течениям. Публицистика заменила поэзию, а экономическая литература беллетристику". Значительными тиражами, в частности, выходили работы К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Бебеля, Ф. Лассаля, В. Ленина, М. Ольминского, Л. Мартова, Н. Аксельрода и др. На редакционно-издательскую практику несомненное влияние оказывал и продолжающийся процесс концентрации и специализации книгоиздания, катализатором которого выступали крупные, мощные книгоиздательские предприятия (А.С. Суворина, А.Ф. Маркса, И.Д. Сытина и др.), ориентированные на достижение высоких экономических результатов, и, следовательно, на рыночный спрос. Хорошим примером в этом отношении может служить "Товарищество И.Д. Сытина и К°", демонстрировавшее, по словам его главы, известного русского книгоиздателя и просветителя И.Д. Сытина, что "в России издательское дело безгранично". Помимо лубочных И.Д. Сытин в широких масштабах выпускал дешевые, но ценные в практическом отношении издания для крестьян и ремесленников. В его издательстве был даже создан специальный отдел "промышленного образования", в функции которого входила подготовка и выпуск массовых изданий для этой категории читателей. Авторами издательства были имеющие знания в соответствующей области и владеющие пером специалисты, которые смогли подготовить около 60 названий книг для таких популярных сытинских серий, как "Для крестьян", "Для сельских хозяев", "Общими силами" и др. Это были издания, главным образом содержащие практические советы, основанные на достижениях науки и передового производственного опыта. Все это значительно расширяло профессиональные рамки для редакционно-издательского корпуса, стимулировало специализацию редакторского труда, повышало требования к его квалификации. Например, при редакционно-издательской подготовке массовой "книги для народа" необходимы были очень точный учет читательского адреса, и поиск адекватных форм подачи фактического материала, языковых средств выражения, методов художественного и полиграфического оформления. Попутно решалась и другая, не менее важная издательская задача, - создание атмосферы доверия читателя к "своему" издательству, выступающему в роли помощника, советчика, знающего и понимающего нужды и запросы людей. О том, насколько это удавалось издателям, косвенно можно судить по оценке такого взыскательного читателя, как А.П. Чехов, который в одном из писем к А.С. Суворину указывал на то, что, по его мнению, предприятие И.Д. Сытина "... пожалуй, это единственная в России издательская фирма, где русским духом пахнет и мужика-покупателя не толкают в шею". В ХХ веке свое дальнейшее развитие получает начавшийся, как было показано, еще в XIX веке процесс привлечения к редактированию и подготовке изданий научной и научно-популярной литературы видных ученых и известных специалистов в той или иной области знаний. В издательстве Брокгауза и Ефрона при подготовке знаменитого "Энциклопедического словаря" в числе редакторов отделов мы встречаем крупного библиографа и историка литературы С.А. Венгерова, выдающегося ученого химика Д.И. Менделеева, философа Вл.С. Соловьева и др. "Энциклопедический словарь" в издательстве Гранат выходил при активном участии К.А. Тимирязева, известных биологов И.И. Мечникова, М.А. Мензбира, историка Е.В. Тарле. Большую помощь в издательской деятельности А.Ф. Девриену оказывал выдающийся русский агроном и общественный деятель Н.А. Костычев. Использование опыта ученых и специалистов в профессиональной редакторской работе способствовало дальнейшему развитию содержания редакторских оценок произведений литературы. Постепенно складывался статус научного редактирования. Кроме того, это содействовало популяризации научных знаний, которая в ХХ веке значительно расширилась и углубилась. Тимирязев показал, что наука - это живое движение человеческой мысли, непрерывный процесс познания во всей его сложности и противоречивости, и самовоспитания личности. Он выступал против догматизма в изложении научного материала, ложно понимаемой сенсационности, которой многие авторы руководствуются при отборе фактов и выборе форм их интерпретаций. По его словам, лишь читатель должен служить для автора и редактора последней и безапелляционной инстанцией, по которой должны сверяться и все литературные средства передачи научной информации. Для беспрепятственной деятельности в духовной сфере прежде всего была необходима реализация принципа свободы печати. Определенным завоеванием в этом отношении явился манифест 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании государственного порядка", провозгласивший гражданские свободы. В конце октября 1905 года был создан Союз книгоиздателей для борьбы за свободу печати, а в начале ноября издатели и книгопродавцы образовали единый Союз петербургских книгопродавцов и издателей для немедленного осуществления свободы печати. 24 ноября 1905 года были утверждены одобренные Государственным советом "Временные правила о повременных изданиях", по которым отменялась предварительная цензура и административные взыскания, и вводилась ответственность издателей по суду. Отчетливо в редакционно-издательской деятельности проявляется идеологический фактор. Соответственно сложилась столь же сложная система издательств, которые трудно классифицировать по одному основанию (легальных и нелегальных, меняющих названия и направления своей деятельности, придерживающихся различных политических и литературно-эстетических принципов и т.д.), а также журнальной и газетной периодики. Многие партии имели свои издательства, например, партия большевиков ("Вперед", "Зерно", "Прибой" и др.),  социалистов-революционеров ("Земля и воля", "Сеятель", "Народная мысль" и др.),  конституционных демократов ("Свободная мысль", "Народное право"), а также партийную периодическую печать. Принцип свободомыслия реализовывался в разных плоскостях общественной жизни, но определяющим он был прежде всего в политической сфере. Определенным водоразделом здесь, оказавшим долгосрочное влияние на литературную жизнь и редакционно-издательскую деятельность, послужила известная статья В.И. Ленина "Партийная организация и партийная литература", опубликованная в газете "Новая жизнь" в 1905 году, в которой был выдвинут принцип партийности литературы. Искусство полемики, которая находила свое отражение в литературе, требовало удовлетворения целого ряда требований. Например, при выборе темы - объективной ориентации в направлениях общественной мысли, кроме того - знания предмета, композиционных форм стратегии и тактики выступления, оценки его логических и социально-психологических аспектов, а также специфических черт языка и стиля, но самое главное - четких представлений о читателе (слушателе), об особенностях его восприятия. Это касалось не только политического ораторского искусства, но и, в частности, судебного, к чему подвигала насыщенная острыми противоречиями эпоха. Характерны, например, даже некоторые заголовки структурных частей работы П.С. Пороховщикова, которая носила обобщающе методический характер - "Чистота слога", "Богатство слов", "Знание предмета", "О внимании слушателей" и др. Особое внимание уделялось действенности речи с позиций ее восприятия читателем или слушателем. Описание целого ряда практических приемов ораторского искусства предложил и А.Ф. Кони. Причем рассматривать их следует в расширительном смысле, поскольку многие из них находили свое применение не только в юридической практике, но и при написании и подготовке к выпуску произведений художественной, научно-популярной литературы, публицистики. По сути, Кони предлагает модель структуры изложения текста, ориентированного на определенное восприятие. С точки зрения редактирования, интерес представляет факт разработки методики изложения информации за счет характеристики композиции подачи материала. В дальнейшем работа над композицией текста станет одним из основных аспектов работы редактора. Развивается тип бесцензурной рабочей печати, который реализуется такими видами массовых изданий, как прокламации, листовки, политические брошюры, агитационные бюллетени. Издания ориентированы на читателя-рабочего, крестьянина, кустаря, мелкого предпринимателя. Причем издатели ищут новые жанровые формы подачи материала. Например, использовались альбомные (серии "Страницы альбома") и лубочные (серии "Новый лубочник") формы изданий. Многие печатные органы, прежде всего политических партий и структур, используют агентов-распространителей, широко организуют корреспондентскую сеть. Резко возрастает интерес к письмам читателей и соответственно к методам их редакторской подготовки. Основными критериями их оценки становится яркая свободная мысль, острый, концентрирующий внимание факт, нестандартная лексика и фразеология. Особенное распространение получили брошюры, как правило, издававшиеся различными партиями и выражавшие их политические взгляды на те или иные явления общественной жизни. Стремление завоевать широкую читательскую аудиторию, идея народного просвещения (от политического до эстетического спектров) становятся вполне отчетливыми и в книгоиздательском деле.