logo search
основная часть(итог)

1.2 История журналистского образования за рубежом

В европейских странах существует разветвленная сеть журналистского образования, состоящая из четырех базовых компонентов. Разберем каждый из них:

  1. Первым компонентом следует выделить так называемую «подготовку в процессе работы» («on-the-job-training»). Данный способ подготовки работников прессы был доминирующим вплоть до окончания второй мировой войны и до сих пор подобная система с успехом действует в ряде европейских стран, в частности, в Великобритании.

  2. Вторым компонентом системы журналистского образования Западной Европы являются полные трех-пятилетние университетские курсы.

  3. К третьей форме обучения публицистов на европейском пространстве можно отнести школы журналистики, которые представляют собой курсы узкопрофессиональной подготовки журналистов, имеющих среднее образование.

  4. И четвертым, последним этапом, является так называемое «обучение после выпуска», осуществляемое в виде интенсивных одно-двухгодичных курсов для уже имеющих диплом о высшем образовании слушателей17.

Во многих европейских университетах журналистская подготовка дается людям, имеющим уже иное высшее образование. Соответственно, она длится всего лишь один-два года и включает в себя в основном овладение методикой и техникой редакционного труда. Поэтому она принципиально расходится с учебными планами вузов.

Современная ситуация на рынке труда делает образование за рубежом большим преимуществом с точки зрения развития нормального профессионального уровня и дальнейшего поиска стабильного основного места работы.

Многие университеты разных стран занимаются подготовкой журналистов и изучением журналистики как социального явления.

Рассмотрим некоторые из них.

Обучение в Канаде является прекрасным выбором для человека, который своим жизненным призванием избрал журналистику. Университеты Канады предлагают целый ряд программ, которые развивают профессиональные качества необходимые журналисту, идущему в ногу со временем, для того, чтобы выполнять свою полезную, важную и сложную работу в сфере мультимедиа.

На такой специальности, как «Журналистика и радиовещание» в университетах Канады студенты первые два года обучения сосредотачиваются на овладении основными качествами, необходимыми для работы журналистом. Пишут в различных стилях и форматах статьи для журналов, газет, радио, телевидения, публикаций онлайн, учатся проводить интервью, журналистские расследования, собирать аудио-и визуальные материалы для использования онлайн и на телевидении, радио, в газетах и журналах.

С начала программы студенты работают индивидуально и в группах, выполняя задания необходимые для овладения профессией. Будущие журналисты учатся, как сводить аудио, тексты и видео для того, чтобы создавать мультимедийные истории, привлекающие всеобщее внимание, изучают теоретические и практические аспекты журналистики. У студентов есть доступ к программному обеспечению и техническому оборудованию, работать с которым их обучают опытные люди.

Серьезное внимание уделяется изучению журналистики и роли журналиста в жизни общества. В среднем программа обучения на факультетах журналистики составляет 3 года. На третьем финальном году обучения студенты выбирают специализацию – работу в печатном издании (журнале, газете) или работу на радио или телевидении. Они совершенствуют свое мастерство, работая онлайн. Кроме того, есть возможность пройти стажировку и приобрести специальные навыки, необходимые для работы в медиа. Во время летней практики студенты получают ценнейший опыт практической работы, знакомятся с профессиональными журналистами и людьми, работающими в сфере цифровых технологий.

Канадские вузы готовят специалистов 21 века. Для этого проводятся практические тренинги на базе современных медиаплатформ, студенты ведут обзоры новостей на университетских каналах, которые транслируются в интернете. Уже в первый год обучения учащийся получает ценнейший опыт написания статей и репортажей, расследования и поиска новостей, телепроизводства, редактирования, работы с камерой и звуком. Основной упор делается на то, чтобы учащийся смог при помощи любых технических средств рассказать историю. Выпускники подобных программ могут сделать карьеру в качестве журналиста, пресс-менеджера, редактора, специалиста по коммуникациям, исследователя, заниматься цифровой медиапродукцией18.

В Германии тоже есть ряд вузов, которые готовят журналистов и работников масссовых коммуникаций. Это университеты в Берлине, Бамберге, Дортмунде, Айхштетте, Лейпциге, Мюнхене, Бохуме, Дрездене, Майнце, Мюнстере, Эрлангене-Нюрнберге, Эссене. Традиционным являются две модели подготовки журналистских кадров: теоретико-практическая (научная, университетская) и практическая (в школах журналистики).

К первой относится долгосрочная подготовка журналистов-практиков и исследователей журналистики в институтах публицистики или институтах журналистики, которые структурно относятся к крупным факультетам германских университетов. Вторая модель журналистского образования, предусматривающая практическое обучение журналистов конкретным профессиональным нормам, умениям и навыкам работы в редакциях масс-медиа, реализуется преимущественно на базе различных школ журналистики и краткосрочных курсов. Одна из самых престижных – Кельнская школа экономической и политической журналистики (Kolner Journalistenschule fur Politik und Wietschaft) была основана в 1968 году журналистами и научными работниками и стала первым в Федеративной республике институтом, совместившим высшее образование и преподавание профессиональных основ журналистики19.

Университет Карлоса III в Мадриде (Universidad Carlos III de Madrid), помимо собственно журналистики (Licenciatura en Periodismo), предлагает специальности «право и журналистика» и «экономика и журналистика». Здесь студенты изучают социально-гуманитарные науки. На специальности «право и журналистика» (Derecho y Periodismo) преподаются следующие дисциплины: история права, конституционное право, уголовное право, политология, философия, государственное управление, основы журналистики, история средств массовой информации в Испании и т. д.. Специальность «экономика и журналистика» (Economia y Periodismo) подразумевает изучение таких предметов, как микро- и макроэкономика, бухучет, статистика, международная экономика, информатика, и конечно же, основные журналистские дисциплины.

В университете города Наварра (Universidad de Navarra, Испания) студенты получают двойное образование – «философия плюс журналистика» (Doble Licenciatura en Filosofia y Periodismo), поэтому по окончании вуза они становятся не только журналистами, но и аналитиками.20

В начале XX века в Париже действовала Русская школа общественных наук, созданная основоположниками отечественной социологии. В ее программу входило изучение печати как социального института. Российские социал-демократы, оказавшись в эмиграции, организовали свои партийные школы, где обучали газетному делу как политическому и производственному явлению.

Выше были рассмотрены традиционные методы обучения журналистики. Данная работа посвящена новому методу подготовки молодых журналистов, который возник в середине XX века и существует по настоящее время. Это «Летние Школы Журналистики», они проводятся сотрудниками некоторых периодических изданий для того, чтобы создать свободное образовательное пространство, в рамках которого профессионалы, студенты, школьники свободно общаются, обмениваются опытом, проводят исследования, создают журналистские материалы в форматах газеты, радио, телевидения, фотографии.

«Летняя Школа Журналистики» имеет ряд преимуществ перед традиционными методами образования, которые необходимо перечислить в данной работе.

Преимущества «Летних Школ Журналистики»

  1. Свобода выбора занятий. Учащийся сам формирует себе программу обучения в зависимости от собственных интересов и потребностей.

  2. Самостоятельность и возможность свободно творить в журналистике: писать в любом жанре, создавать творческие интересные материалы. Снимать, записывать, монтировать. Самое главное - желание и творческий подход к делу.

  3. Минимум теории.

  4. К преподаванию допускается любой желающий, который хочет донести полезную и интересную информацию до социума.

  5. Профессиональный преподавательский состав в лице ведущих журналистов.

  6. Начинающий журналист может показать свои работы журналистам-профессионалам. Чтобы тот, в свою очередь, оценил материал с профессиональной точки зрения. Не было такого случая, чтобы кто-то отказывал.

  7. В Летней школе нет конкурентной системы: не ставятся оценки за проделанную работу, не выявляется лучший или худший проект. Главное- просто сделать интересный продукт, доказать свои способности, научиться новому, продемонстрировать сделанное, принести пользу другим.

  8. Один из главных принципов Летней Школы-это самоорганизация: участники все делают сами. Сами готовят еду, обеспечивают порядок и безопасность. Это полезно, а главное-эффективно.

  9. Летняя школа – это площадка для экспериментов. Тут люди ставят перед собой задачи, за которые в обычной жизни, взяться бы не рискнули.

  10. Находясь в ЛШ, не нужно ничего бояться. Здесь не услышишь фраз -«это слишком сложно», «я не справлюсь». Здесь все имеют право на ошибку, если она не угрожает здоровью21.

Подробное описание работы «Летних Школ Журналистики» некоторых периодических изданий будет рассмотрено в 2 главе данной дипломной работы. Ниже дана информация о «Летних Школах Журналистики», существующих за рубежом, а также история создания «Летних Школ Журналистики» в России.