6. Понятие информационного общества
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:
-увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества
-возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте
-нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ
-создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
(а) эффективное информационное взаимодействие людей
(б) их доступ к мировым информационным ресурсам
(в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах
развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.
Основные идеи
Как считает профессор У. Мартин, под информационным обществом понимается «развитое постиндустриальное общество», возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах — в Японии, США и Западной Европе, — в которых в 60-х — 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество.
У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям:
Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.
При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».
Изменения вызванные информационными технологиями:
-структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; возросшее осознание важности информации и информационных технологий;
-растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;
-широкое распространение компьютеров и информационной технологии;
-развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;
-поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.
-широкое распространение — компьютерные вирусы и вредоносные программы по всему миру.
В свете этих изменений, как считает Мартин, «информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни, так же как перспективы социальных изменений и экономического развития, в возрастающей степени зависят от информации и, её эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания».
Одним из крайне неприятных аспектов информатизации общества является утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать существенное влияние на всех людей. Такое влияние, например, может осуществляться через террор, активно освещаемый СМИ. Современный терроризм это одно из следствий снижения устойчивости общества по мере его информатизации.
Россия
В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991—1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994—1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне, — этап формирования политики в сфере построения информационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002—2010 гг.», которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах.
- 1. Информация как социальный феномен
- 2. Функции информации в различных типах обществ.
- 3.Понятие, "составляющие", функции сми
- 4. Роль сми в совр. Мире
- 5. Роль сми в политике
- 6. Понятие информационного общества
- 7. Методы редакционного маркетинга
- Вопрос 9. Профилирование периодических изданий и
- 30. Пресса России в Интернете.
- 34. Системные факторы трансформации сми.
- 36. Типологические особенности сми рф. Предметно-тематическая специализация и универсализация сми. Спортивные сми России.
- 37.Новые информационные технологии и их влияние на сми.
- 38.Информационный рынок как фактор трансформации системы сми
- 39. Организация системы сми.
- Вопрос 40. Типология как метод сравнительного изучения
- 42. Краевые и областные сми.
- 1917—1991 Гг. — советский период развития городских газет;
- 1991-2008 Гг. - трансформация типа современных городских газет.
- 44. Спортивная пресса в структуре сми.
- 45. Типологические особенности спортивных изданий.
- 46. Молодежная пресса: характер трансформации в условиях реформирования общества.
- 47. Детские издания и телепрограммы.
- 49. Рекламные сми в условиях создания рынка
- 50 Билет
- 52. Телевидение как средство массовой информации
- 53. Интернет как информационная среда и как средство массовой информации.
- 54 Вопрос – Информационные агентства в системе сми
- 55 Билет pr и сми: характер взаимодействия
- Вопрос 56
- 57 Билет
- 58. Влияние конвергенции на развитие системы сми.
- 59 Билет Явление дигитализации сми
- 60. Монополизация сми. Новые формы организации информационных предприятий.
- Вопрос 61. Гражданская журналистика и ее место в системе сми.
- Вопрос 62 Мультимедийность как признак современных сми.
- 63. Понятия «информация», «коммуникация». Функция управления в содержании этих понятий.
- 64. Крупнейшие собственники сми.