logo search
ОТМЖ_Микрозачет

60. Художественно-публицестические жанры в современной периодике.

Являются наиболее редко используемыми т.к.: СМИ становятся наиболее оперативными, потребность в донесении информации без иносказаний, падение общего уровня аудитории. Исследуется человек, социальные, духовно-нравственные проблемы общества, которые подаются в образной форме с помощью психологического и эмоционального воздействия на читателя.

Главный жанр – очерк – относится и к литературе, сочетает в себе образность и документальность. Сочетает в себе логико-понятийный и эмоционально-образный способ отображения действительности. В очерке соединено 3 начала: художественное (образное использование и осмысление художественных средств, нехарактерных для аналитики, повествуется от лица автора, реального лица); публицистическое (заключается в опоре на конкретные факты и события, присуща документальность); научное (выражается в направлении очерка на исследовании общественно важных проблем и в рассмотрении человека сквозь призму характеристик и социальных отношений, автор выбирает характеры людей типичные для современной действительности и причины возникновения таких отношений).

Виды: 1. Портретный – наиболее распространен, цель – раскрытие психологических характеристик личности, раскрывает мотивы поступков человека, индивидуальные и типичные черты. Краткий, лаконичные рассказ о чьей-либо жизни, дает систему ценностей и идеалов героя. 2. Проблемный – в образной форме исследуются закономерности развития процессов и ситуаций. Близок к статье. Характерна авторская позиция в описании. 3. Путевой – рассказ, описание автором события, с которым он сталкивается в поездке, путешествии, командировке, отбор важного факта, специфика увиденного и осмысленного. Может сочетать в себе предыдущие два вида.

Эссе.

Наиболее личностный и персонифицированный, требует оригинальности мышления, опыт в области, о которой рассказывает. Самый молодой жанр, существует в литературе с 16 века, родоначальник Монтель. Основа – процесс познания мира, отраженный в процессе самопознания мира. Все г7лобальные проблемы автор пропускает через себя. Раскрытие в максимальной степени образа автора и свободное авторское самовыражение путем открытых рассуждений. Может строится без фабулы и диалога, без аргументированной концепции. Авторский анализ мироощущения и уровня развития общества. На эссе накладывает отпечаток мировоззрение автора, философские и эстетические идеалы, особенности эмоционального самосознания. основное ядро – личность автора-публициста, предполагает собой молчаливый диалог автора-повествователя и читателя. Посвящено глобальным проблемам развития общества в духовном отношении. Базируется на рассмотрении актуальных проблем человечества.

Разновидности: 1. Литературно-критическое – рассмотривает творческую биографию либо произведение в соответствии с субъективной авторской оценкой. 2. Философская – о смысле жизни и других наиболее абстрактных категориях. 3. Научно-публицистическое – близко по структуре и тематике к проблемному очерку. Но тут большее присутствие автора и его переживаний, эмоций, использование оригинальных стилистических особенностей, более свободный стиль. 4. Организационно-управленческое – когда необходимо оценить нестандартную деятельность. Используется очень редко.

Фельетон.

Цель – обличение пороков и искоренение социальных недостатков. Создание в деформированной форме образов, негативных явлений в комической, иносказательной форме, заостряя и гиперболизируя свойства, черты, явления. Характерно – ассоциация как художественный прием, активное использование образности. Задача: способность вызвать оценку негативным моментам. В основе лежит конфликт. Используется редко и мало, исчезла потребность в иносказании и этические ограничения.

Памфлет.

Сатирическое произведение. Характерна политическая направленность, конец 18 – начало 19 вв. цель – разоблачение и критика чуждой политической системы взглядов. Основывается на иронии и сарказме.