45. Общая характеристика аналитических жанров.
Один из основных жанров – корреспонденция. Цель – анализ конкретной социальной ситуации, фактов или группы фактов, объединенных хорошо прослеживаемыми причинно-следственными связями, а также выявление тенденций развития этих фактов. Предметом рассмотрения корреспонденции может быть все, что угодно. Факт является основой и поводом для интерпретации, следовательно в корреспонденции факты не могут быть заменены, даже не на аналогичные. В корреспонденции рассматривается локальная информация, один или общий вопрос или тема. При этом отражаются негативные и позитивные моменты. Рассматривается типичная информация. Здесь важны как непосредственные моменты, так и ссылки на документы. И отправной точкой служит читательская почта. Адресатом корреспонденции выступает личность и социальный институт, является практикоориентированным фактом. Чаще всего к строится по цепочке тезис – вывод. Рассматривание ситуации идет от частного к общему.
Виды корреспонденции: информационная (близка к репортажу и заметке, важно привлечт внимание к какой-либо теме); аналитическая (анализ причинно-следственных связей фактов, явлений)
52. Статья. Осмысливает более масштабное явление, анализируемая в статье информация объемная, ее образ гипотетичен. В статье дается прогноз либо моделирование динамики. Любая статья подразумевает под собой развернутость, четко ориентированную по факту. В статье общая идея рассматривается на основе теоретических положений, факты – дополнительная роль. Статья носит более теоретический характер. Задача – разъяснение сути фактов и оценка их значимости, анализ эффективного повода решения проблем, критика ложных путей развития и ориентиров. Для статьи характерно: выявление взаимосвязей явлений; использование логических операций (сравнение, оценка, прогноз, обобщение); выявление и изложение связей, направленное на прошедшее и будущее явление; построение статьи по типу от простого к сложному, от видимого к невидимому, от известного к неизвестному.
Виды: общеисследовательская (глобальные вопросы развития) – важно разъяснить причину существующих проблем и разъяснить решение; практикоаналитическая (близка к корреспонденции) – разбирает актуальные практические вопросы, задача ж-та проанализировать пути возникновения ситуации и оценить его(распр); полемическая статья – предполагает дискуссию автора-ж-та с оппонентом – конкретным либо воображаемым, возникает, когда есть несколько путей решения проблемы, как общие так и частные примеры проблем, задача – обосновать свою точку зрения и опровергнуть оппонента, часто используются не только логические доводы, но и эмоциональные способы воздействия на читателя, при этом важно действовать в рамках профессиональной этики (распр); передовая статья – пропагандирует характер и формулировку пути решения с точки зрения политики и идеологии, которой придерживается редакция, они выходят без подписи либо за коллективной подписью на первой полосе, злободневные вопросы, динамичная статья, сиюминутна.
Комментарий. Самый оперативный, т.к. он представляет собой оценку, истолкование одного факта либо цепочки однозначных. Основной момент – рассуждение автора по какому-либо вопросу. Призван давать минимальный прогноз на событие. Виды: привинтивный, предвосхищающий.
Обозрение. Один из старейших жанров, приходит из литературы. Рассматривает событие, его тенденции от зарождения . предмет исследования – совокупность факторов, явлений и общая панорама общественной жизни либо отдельного сегмента. Каждый факт – встроен в общую систему. Обозрение – отчет анализа происходящего за какой-либо период. Характерна систематичность.
По глубине исследования: информационное (важнее само представление событий); аналитическое (глубина исследования, прогнозы). По тематике: политическое, экономическое, спортивное, международное, культурное. По периодичности: еженедельное, ежемесячное, квартальное, годичное.
Разновидность обозрения – обзор читательских писем и СМИ (для анализа ситуации со СМИ, анализ и выявление проблем). Виды обзоров: общие – конкретное СМИ, издание, его оценивают; обзор-презентация – анализ нового СМИ, определение его достоинств, недостатков, востребованности; безадресный обзор – анализ актуальных проблем СМИ, без ссылки на конкретное издание; тематический – конкретная тема, проблема. Характерно – ссылка на автора, цитирование, рассмотрение положительных и отрицательных сторон.
Рецензия. Имеет строго заданный предмет исследования, в качестве которого – произведение искусства, публицистики, науки. И четко оформленная цель этого исследования – анализ темы произведения, идеи, актуальности, достоинств, недостатков. Для автора важна оценка актуальности, весомости, жизнеспособности воплощения. Характерно – использование комментариев, цитат, ссылок на цифры; отсутствие эмоций. Исследование произведений искусства - отражение действительности, воли в чем-то конкретном. Вторичная оценка жанров. Имеет дело с фактом, уже кем-то осмысленным.
Место в общем творческом процессе, характеризует образы, особенности стиля автора, ориентирует вкусы и эстетические образы аудитории.
Журналист рассматривает не только в художественном процессе, но и в социальном процессе. Анализ произведения – либо на жанровом уровне, либо на тематическом, либо на биографическом, либо на уровне образа. Для рецензии характерно не просто пересказ содержания, а исследование достоинств (недостатки + изюминка). Положительный и негативный характер. Строится на доказательстве определенных мыслей. Адресаты – аудитория, автор произведения. По объему: моно, поли. По глубине: мини, грант. По тематике: литературные (особенная ценность), театральные (наиболее сложные), музыкальные, кино (наиболее сложные, т.к. рассматривается коллективный труд в совокупности).
55. Письмо. Специфическое обращение к адресату м конкретными призывами, темами, эмоциями. Использование письма – срочное вмешательство в проблемы и процессы.
Открытое письмо, адресовано конкретному лицу, но имеющее всеобщий интерес. Эмоциональный, личностный характер обращения, апелляция к возможностям адресата. Адресат – чиновники, государственные деятели. Письмо без адреса – адресовано группе читателей, неназываемых автором. Цель привлечение аудитории к проблеме. Письмо в редакцию – отклик читателей на актуальную тему.
Жанр не очень распространен.
- Журналистика как творческая деятельность.
- Стадии профессионализма в журналистике.
- Типология творческих индивидуальностей.
- Сотрудничество в журналистской деятельности (сотворчество).
- 7. Система творческих методов в журналистике. Специфика метода констатации.
- 8. Метод интерпретации и его разновидности.
- 9. Текст как продукт журналистского творчества. Функции текста.
- 10. Понятие жанра. Метод и жанр.
- 11. Жанрообразующие факторы.
- 12. Жанровая типология современной прессы.
- 13. Современные тенденции развития жанровой системы.
- 14. Факт как основа журналистского произведения. Типы фактов. Использование фактов в различных жанрах.
- 15. Образ в журналистике. Виды образов.
- 16. Источники информации в работе современного журналиста.
- 18. Наблюдение как метод сбора информации.
- 19. Эксперимент и ограничения в его использовании.
- 20. Интервью как метод получения сведений.
- 21. Исследование документов – традиционный метод получения информации.
- 22. Нетрадиционные методы сбора данных.
- 23. Тема и идея журналистского произведения.
- 24. Элементы содержания журналистского текста: ситуация, проблема, конфликт.
- 25. Система аргументации в аналитических произведениях.
- 26. Стадии создания журналистского текста.
- 27. Заголовок и его значение в журналистском произведении.
- 28. Специфика написания лида. Виды лидов.
- 29. Элементы композиции журналистского произведения.
- 30. Новость и информация в журналистике. Критерии отбора новостей.
- 31. Виды новостей и их содержательное наполнение.
- 32. Сенсация и слухи как основа новостной журналистики.
- 35. Заметка и ее виды.
- 36. Малые жанровые формы: анонс, аннотация, блиц-опрос.
- 37. Отчет в современной журналистике: востребованность жанра.
- 39. Жанровые разновидности интервью.
- 40. Подготовка и проведение интервью.
- 41. Технология работы над текстом в жанре интервью.
- 42. Специфика репортажа в современной журналистике.
- 43. Виды репортажа.
- 56. Расследование как жанр и метод в журналистике.
- 49. Колумнистика как новая форма подачи материала в современной журналистике.
- 45. Общая характеристика аналитических жанров.
- 60. Художественно-публицестические жанры в современной периодике.