1.2.2 Искусство анализа
Эрозия штампа неизбежно поражает произведения, в которых необходим анализ, а его нет. Искусство анализа - пробный камень мастерства публициста. В анализе кА к в фокусе сходятся и идейная зрелость, и эрудиция, и знание жизни, наконец, совесть публициста - кровная заинтересованность в деле или равнодушие «отбывающего должность». И никакие обобщения - подлинные, а не трескучие, фразистые - не выстроятся в статье, в которой анализ фактов и явлений примитивен, бескровен, произволен.
Этот анализ не может быть нейтрален, потому что публицист - политический боец, представитель определенного мировоззрения. Идейная зрелость, теоретическая подготовленность, образованность, житейский опыт - совокупность этих качеств обуславливает правильность позиции при анализе явления, отдельного факта, намечаемой в действительности тенденции.
Правильная позиция, с которой осмысляются факты, ясно определенная социальная цель их изучения - обязательное исходное условие достижения необходимого результата.
Проделать путь от видимого, кажущегося к его сущности возможно только через всесторонний анализ. Между тем, нередко в газете появляются выступления, в которых анализ неполон, и поэтому выход на дорогу практических выводов, широких обобщений оказывается затрудненным, а то и вовсе закрытым[4].
Проанализировать собранные факты означает познать какой-то кусочек жизни, какое-то явление, тенденцию в определенном аспекте. Это должно явиться результатом изучения непосредственной действительности в ее многосложных причинно-следственных связях, отбора свидетельств, данных, работающих на обобщения. А размышления над фактами, зафиксированными в блокноте, - второй, завершающий этап анализа, питаемый множеством впечатлений, полученных ранее, в процесс наблюдений, почерпнутых из жизненного опыта, оплодотворяемых теоретическими посылками, политическими документами и т.д.
За последние годы в практике публицистики все шире и плодотворнее используется материал конкретных социологических исследований. Но он, переводя множество конкретных фактов, индивидуальных настроений и оценок на язык статистических табличек, создавая масштаб, при этом снимает личное, отдельное в пределах определенного ряда явлений, мнений и т.д. Думается, имея материал социологических исследований, публицист не может ограничиваться только его данными: десятки отдельных фактов, конкретных жизненных ситуаций должны быть перед его глазами. Они помогут вскрыть многоликость внутреннего смысла цифр, статистики, множества оттенков явления, притушенных общими суммарными данными. И от этого выигрывает полнота анализа.
Строгий анализ объективных и субъективных факторов в их совокупности - необходимое условие проникновения в сущность явлений, их причинных связей. Движение анализа вширь, по фронту, позволяет показать масштаб явления, его характерность для данного предприятия. Автор стремится ответить на вопрос, почему так, а не иначе складываются обстоятельства - идет движение анализа вглубь явления, выясняются причины. развертывается цепная реакция анализа. Она очень важна. Это означает, что нельзя довольствоваться суммой примеров, факты, данные должны находиться в связи, весь ход анализа - представлять собой логически цельный процесс, при котором одно объяснение вытекает из другого. Таким образом, автор должен уметь доходить до истоков явлений. Цепная реакция в анализе важна тем, что позволяет выяснить причинные связи, следствия поступков и ситуаций, логику жизненного процесса[4].
Необходимо разобраться в том, каким образом происходит процесс изучения фактов, событий разного рода, как журналист их использует в своем материале. И тут надо вспомнить, что большое значение имеет в его творческой работе фантазия. Обратимся теперь к вопросу о роли фантазии, догадки в процессе анализа причин и следствий явлений, событий, фактов. Анализ предполагает использование гипотетических методов исследования действительности. Поиск истины начинается с гипотетических построений. Но первая трудность - нужно знать, какие гипотезы выдвинуть, знать дело, предмет, над которым бьется мысль. Здесь сказывается огромная роль эрудиции, теоретической подготовленности, житейской опытности.
В каких-то случаях журналист - обычно без недоброго умысла, по неразумению- обрубает связи данного, наугад выхваченного факта с другими, превращает часть ситуации в нечто автономное.
Таким образом, процесс анализа всякий раз таит в себе реальную опасность искаженного отражения действительности.
- Введение
- 1.1 Личность журналиста в системе журналистики
- 1.1.1 Структура творческой индивидуальности журналиста
- 1.1.2 Форма выражения творческой индивидуальности журналиста
- 1.2 Инструменты журналистского творчества
- 1.2.1 Функции факта
- 1.2.2 Искусство анализа
- 1.2.3 Процесс обобщений
- 1.2.4 Рациональное и эмоциональное в журналистике
- 1.3 Языковой стиль журналиста
- 16. Колумнистика в современной прессе
- Колонка оперативного отклика
- Авторский стиль
- 32. Колумнист современной газеты. Роль и значение этой творческой категории периодического издания в развитии авторской журналистики.
- 49. Колумнистика как новая форма подачи материала в современной журналистике.
- 1.1 Определение и сущность колумнистики
- 1.2 Особенности колумнистики в России и на Западе
- Глава 1 Теоретические аспекты жанра колумнистики 6
- 1.2.Жанровая природа колонки. Синкретизм жанров.
- Аналитические жанры