Глава 4. Теория и методика журналистского творчества
Функциональный подход к деятельности масс-медиа. Взаимосвязь понятий «цель», «средства», «деятельность», «результат», выявление сущности предмета или явления через его функции; функции производства массовой информации: объективное отражение через субъективное целеполагание; функциональная роль различных субъектов системы СМИ («учредителя/владельца», «журналиста», «связей с общественностью», «рекламы», «маркетинга», «аудитории»); коммуникативные функции журналистики. Основные функции прессы. Базовый характер идеологических функций; СМИ как «четвёртая власть»; объективные и субъективные причины неверной интерпретации и реализации медиа функций; массовая информация и массовое сознание. Производные функции журналистики. Культуроформирующие функции массовой информации; соотношение понятий «массовая информация», «массовая культура», «элитарная культура»; рекламно-справочная (утилитарная) информация; рекреационная функция СМИ; взаимодополнение функций в массово-информационном процессе.
Специфика массово-информационной деятельности. Понятие коммуникативно-социального взаимодействия; специфика и возможности использования биполярных коммуникаций в целях сбора необходимой качественной информации журналистом; полиполярное поле коммуникативно-социального взаимодействия. Виды полиполярных коммуникаций. Воздействие и действенность массовой информации. Журналистика как фактор развития общественного сознания; анализ противоречий как метод журналистики; интерактивность журналистики и её проблемы; определение информационных предпочтений журналистики.
Текст как основа журналистского творчества. Понятие журналистского произведения, ответы на вопросы; семантический, синтактический и прагматический аспекты массово-информационной деятельности; условия и критерии информативности: небанальность, декодируемость и релевантность; информационная природа слухов. Техника сбора, обработки и анализа информации. поиск и получение необходимых документов, проверка подлинности и достоверности документа; официальный документ и документальные свидетельства: письменные показания очевидцев, фотографии, видеозаписи, аудиозаписи. Методы сбора информации; виды документальных источников; границы транспарентности, и понятие тайн; конфиденциальная информация – грани использования и охрана права анонимности источника; понятие и проблема создания «компромата».
Наблюдение как метод сбора информации, виды и методы наблюдения; человек как универсальный источник информации; опрос как метод сбора значимой информации; социологические способы получения информации; нетрадиционные методы: прогнозирование и биографический метод; письменные показания очевидцев, фотографии, видеозаписи, аудизаписи. Кейсы и досье в работе журналиста. Понятие «Сase Studies» как форма обучения; досье для подготовки написания статьи; статистика, как специфический вид официальных документов; создание электронной базы документов или досье; как победить «синдром чистого листа».
Жанры масс-медиа как форма словесного творчества. Общее понятие жанра, место жанров журналистики в структуре словесного творчества; информационные жанры; информационно-аналитические жанры; аналитические жанры; художественно-публицистические жанры; интерактивные жанры. Интервью как метод сбора информации. Понятие интервью и их виды; беседа как искусство задавать вопросы; разработка темы и структура интервью; цель и задачи беседы, их формулировка и описание. Технология интервью. Понятие коммуникативного типа личности и особенности интервьюирования; запись интервью, специфика использования технических средств (диктофон, видеотехника) в разных видах интервью; подготовка интервью к публикации: расшифровка, редактирование, создание формы, согласование.
Лиды и заголовки. Принцип «перевёрнутой пирамиды»; функции заголовка в современной прессе; заголовочный комплекс: его элементы, современные приемы использования; эффект проведения читателя по разным ступеням смысла, постепенность включения в текст. Разделение материала на лид и основу; ёмкий абзац или суммирующий лид; виды лидов.
Проблема публицистического «я», факты и комментарии. Формы авторского самовыражения; авторское «я» как лицо политическое и как лицо социальное; возможности авторского самовыражения в публицистическом произведении; авторская мысль, авторитет комментатора. Журналистское расследование. Особенности журналистского исследования-расследования; факты и версии; агентство журналистских расследований.
Профессионально-этические правила и нормы в сфере журналистики. Содержание этики СМИ; этика и экономика; контроль соблюдения норм этики; основные положения международных кодексов; проблема скрытой рекламы.
- Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- 030602 «Связи с общественностью»
- Новосибирск
- Пояснительная записка Выписка из Государственного стандарта опд.Ф.09 «Теория и практика массовой информации»
- Организационно-методический раздел
- II. Распределение часов курса по темам и видам работ
- III. Содержание курса
- Глава 1. История и законодательное обеспечение прессы
- Глава 2. Инфраструктура сми
- Глава 3. Медиабизнес
- Глава 4. Теория и методика журналистского творчества
- Глава 5. Техника и технологии сми
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Старое – в новое
- Интересный гость ждёт ответного визита
- Великолепная пятёрка
- Часть IV
- IV. Методические рекомендации для самостоятельной работы
- I часть
- II часть
- III часть
- IV часть
- Контрольные задания для отделения заочного обучения
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Часть IV
- Темы для подготовки курсовых и дипломных работ студентов отделения заочного обучения
- V. Методические рекомендации по курсовой работе «Создание макета газеты»
- Подобную технику следует свести к минимуму, например, для выделения отдельных элементов – заголовков статей, рубрик
- Примеры библиографического описания
- VI. Учебно-методическое обеспечение курса
- VI. Глоссарий
- Часть 1. К теории вопроса. Постановка проблемы
- Часть 2. Сми как четвертая власть
- Оформление списка литературы