Часть III
Семинар 1.Вводное занятие. Связи с общественностью в редакционной структуре.
-
Что запомнилось из предыдущего курса?
-
Что общего и в чём различие журналистики и PR-деятельности?
-
Какие PR-акции проводят редакций СМИ?
Тема эссе для следующего семинара: «Примеры функциональных, дисфункциональных, нефункциональных и афункциональных результатов в моей жизни (в литературе, кино)».
Семинар 2. Функции деятельности масс-медиа.
-
Каковы функциональные задачи журналистики?
-
Как истолковывается выражение «объективное оражение через субъективное целеполагание»?
-
Каковы роли различных субъектов СМИ в функционировании системы?
-
Каковы коммуникационные функции журналистики
по Прохорову?
Тема эссе для следующего семинара: «Как я понимаю гражданское общество…(а – оно есть; б – его нет)»
Семинар 3. Основные функции журналистики.
-
Каковы отношения журналистики и идеологии?
-
Какова роль СМИ в гражданском обществе?
-
Как СМИ влияют на массовое сознание?
-
Почему прессу называют четвёртой властью?
Тема эссе для следующего семинара: «Выбрать любое СМИ (газету или журнал принести, теле и радиопрограмма должны быть общеизвестными) и описать, как оно выполняет коммуникационные функции журналистики».
Семинар 4. Функции журналистики, ориентируемые на личностные интересы.
-
На какие составляющие делятся коммуникативные функции журналистики?
-
Что такое «высокая культура» и «культурный ширпотреб»?
-
Как и кого развлекает пресса?
Тема эссе для следующего семинара: «Мои информационные ин-тересы…»
Семинар 5. СМИ как часть коммуникационного процесса.
-
Почему СМИ являются частью коммуникационного процесса?
-
Особенности биполярных коммуникаций.
-
Особенности полиполярных коммуникаций.
Тема эссе для следующего семинара: «Что мне нравится, а что раздражает в нынешнем медиа-пространстве».
Семинар 6. Результативность масс-медиа.
-
Как оценивается деятельность журналистики?
-
За что могу похвалить (поругать) журналистов.
-
Перечислите амплуа журналистов.
Тема эссе для следующего семинара: «Написать рассказ по фо-тографии»
Семинар 7. Текст как объект исследования.
-
Почему текст является основой журналистского произведения?
-
Провести семантический, синтактический и прагматический анализ своего рассказа.
-
Выделить в своём рассказе факт, ситуацию, идею, проблему. Определите композицию, фабулу, драматургию.
Тема эссе для следующего семинара: «Как клевета может испортить жизнь человека (из личного опыта, литературы, кино)».
Семинар 8. Источники информации для журналиста.
-
Что означает «погружённость в информацию»?
-
Что общего в понятиях «компромат» и «чёрный PR»?
-
Что роднит журналистику и разведку?
Тема эссе для следующего семинара: «Наблюдение – как я добираюсь до Академии».
Семинар 9. Окружающая действительность как источник информации.
-
Для чего журналист меняет профессию и как называется этот вид деятельности?
-
В чём особенность человека как источника информации?
-
Насколько хорошо удалось выполнить задание по наблюдению?
Тема задания для следующего семинара: Составить задание для досье к статье: «Новации в Новосибирском пассажирском транспорте» (содержание статьи; основные идеи, которые требуют освещения; перечень людей, которые могут выступить экспертами; вопросы, которые нужно будет задать экспертам).
Семинар 10. Досье для написания статьи.
-
Составляющие досье для написания статьи.
-
Для чего редакционное задание должно быть как можно более подробным?
-
Что такое предварительный сбор информации и его виды?
Тема следующего семинара: В газете («АиФ», «Комсомольская правда», «Советская Сибирь» и т.п.; либо в журнале) указать жанры всех материалов.
Семинар 11. Практическое занятие. Жанры периодической печати.
-
Что такое жанрообразующие признаки?
-
Для чего важно хорошо ориентироваться в жанрах?
-
Для чего рекламные материалы «мимикрируют» под различные жанры?
Семинары 12 и 13. Практическое занятие – информационное интервью. Деловая игра «У меня в кармане гвоздь ….»
Цель данной игры – научиться использовать интервью для получения информации. То есть провести документальное интервью, и на основе полученных ответов написать новость и заметку. Здесь есть ещё один сложный момент: поскольку вы выбираете тему для будущих новостей и заметок, то должны почувствовать, как это трудно – выбрать тему будущего произведения.
Вспомним стихотворение Сергея Михалкова «А что у вас?»:
…
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
– А у меня в кармане гвоздь!
А у вас?
….
У каждого из ребят в стихотворении «в кармане» была хорошая новость – информационный повод, и они были готовы о ней рассказать, если бы их спросили. Какие вопросы при этом нужно было задавать?
Например, Борису, который и начал эту игру.
-
Где ты нашёл гвоздь?
-
Когда ты его нашёл?
-
Какого он размера?
-
Какой формы?
-
Что ты с ним будешь делать?
Вот что мог ответить Борис:
-
Возле дома
-
Вчера, когда шёл из школы
-
Не большой и не маленький, средний
-
Изогнутый, его выдернули откуда-то
-
Выпрямлю и забью в стену для картины
Новость могла выглядеть так:
Вчера, по дороге из школы, Борис Петров нашёл небольшой изогнутый гвоздь. Он собирается выпрямить его и забить в стену, чтобы повесть картину. Когда он это сделает – неизвестно, а пока носит гвоздь в кармане.
Заметка (в школьной стенгазете) могла быть такой:
- Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- 030602 «Связи с общественностью»
- Новосибирск
- Пояснительная записка Выписка из Государственного стандарта опд.Ф.09 «Теория и практика массовой информации»
- Организационно-методический раздел
- II. Распределение часов курса по темам и видам работ
- III. Содержание курса
- Глава 1. История и законодательное обеспечение прессы
- Глава 2. Инфраструктура сми
- Глава 3. Медиабизнес
- Глава 4. Теория и методика журналистского творчества
- Глава 5. Техника и технологии сми
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Старое – в новое
- Интересный гость ждёт ответного визита
- Великолепная пятёрка
- Часть IV
- IV. Методические рекомендации для самостоятельной работы
- I часть
- II часть
- III часть
- IV часть
- Контрольные задания для отделения заочного обучения
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Часть IV
- Темы для подготовки курсовых и дипломных работ студентов отделения заочного обучения
- V. Методические рекомендации по курсовой работе «Создание макета газеты»
- Подобную технику следует свести к минимуму, например, для выделения отдельных элементов – заголовков статей, рубрик
- Примеры библиографического описания
- VI. Учебно-методическое обеспечение курса
- VI. Глоссарий
- Часть 1. К теории вопроса. Постановка проблемы
- Часть 2. Сми как четвертая власть
- Оформление списка литературы