Глава 1. История и законодательное обеспечение прессы
Ввдение. Предмет и задачи курса. Социально-политические реформы общества и возникновение журналистики. Информационные революции как двигатель развития цивилизации; пражурналистика, причины появления журналистики; становление журналистики в Европе; журналистика как катализатор революции; «персональный журнализм»
Северо-Американская журналистика XVII–XIX вв. Вдогонку за Европой; газеты и государственность; в битве за читателя; пять тенденций американской журналистики. Становление журналистики в странах «третьего мира». Общие тенденции; колониальная пресса; первые патриотические издания; национальная пресса в колониях и полуколониях
Становление российской журналистики. Первые российские газеты и журналы; М.В. Ломоносов в российской журналистике; развитие массовой прессы в России; российская журналистика на гребне перемен; российская пресса конца XIX–начала XX века. Советский период журналистики. Период Гражданской войны; журналистика 20–30-х гг.; журналистика периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия; журналистика второй половины 50-х – начала 80-х годов.
Монополизация и глобализации прессы. Причины появления газетных монополий; крупнейшие владельцы зарубежных СМИ; Российские империи СМИ; глобализация информационных процессов. Журналистика новейшего периода. Исторические типы журналистики; «зомбирование» общественного сознания методами информационной гонки; современные тенденции в журналистике. Особенности современной российской журналистики. Современная медиаполитическая система; российская журналистика в условиях рынка; факторы типологии российских СМИ; тенденции и модели развития российской журналистики.
Массовая коммуникация как система. Коммуникативная основа в сфере производства и распространения массовой информации; структурные элементы системы массовой коммуникации; массы как объект и субъект коммуникации; теории массовой коммуникации и концепции прессы. Проблема объективности и субъективности в массовых коммуникациях; проблема нравственной индивидуальной позиции коммуникатора; эффективность коммуникативного действия; роль и социальная ответственность журналиста. Информационное общество. Информационные технологии – катализатор развития современного общества; развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности; основные черты информационного общества; информационное неравенство и кибер-преступность.
Мировая и отечественная практика цензуры. Цензура как социокультурный феномен: причины появление и виды цензуры; цензура в России; советская цензура. Законодательное обеспечение гласности. Гласности и свобода слова; содержание правовой культуры; информационное законодательство России; состав и основные особенности Закона о СМИ; типичные нарушения права СМИ; нормативная база доступа журналистов к информации; информационная безопасность и охрана тайн; отношения СМИ с судом и следствием.
- Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- 030602 «Связи с общественностью»
- Новосибирск
- Пояснительная записка Выписка из Государственного стандарта опд.Ф.09 «Теория и практика массовой информации»
- Организационно-методический раздел
- II. Распределение часов курса по темам и видам работ
- III. Содержание курса
- Глава 1. История и законодательное обеспечение прессы
- Глава 2. Инфраструктура сми
- Глава 3. Медиабизнес
- Глава 4. Теория и методика журналистского творчества
- Глава 5. Техника и технологии сми
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Старое – в новое
- Интересный гость ждёт ответного визита
- Великолепная пятёрка
- Часть IV
- IV. Методические рекомендации для самостоятельной работы
- I часть
- II часть
- III часть
- IV часть
- Контрольные задания для отделения заочного обучения
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Часть IV
- Темы для подготовки курсовых и дипломных работ студентов отделения заочного обучения
- V. Методические рекомендации по курсовой работе «Создание макета газеты»
- Подобную технику следует свести к минимуму, например, для выделения отдельных элементов – заголовков статей, рубрик
- Примеры библиографического описания
- VI. Учебно-методическое обеспечение курса
- VI. Глоссарий
- Часть 1. К теории вопроса. Постановка проблемы
- Часть 2. Сми как четвертая власть
- Оформление списка литературы